Статус документа
Статус документа

   

ГОСТ 25770-83

Группа Б21



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ  



МАСЛА МОТОРНЫЕ ДЛЯ БЫСТРОХОДНЫХ ДИЗЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН


Технические условия


Engine oil for high-speed diesels of transport machines. Specifications



МКС 75.100

ОКП 02 5313 1300

Дата введения 1984-07-01


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.04.83 N 2114

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 12.1.007-76

3.1

ГОСТ 33-2000

2.2

ГОСТ 1510-84

6.1

ГОСТ 2477-65

2.2

ГОСТ 2517-85

4.2; 5.1

ГОСТ 3900-85

2.2

ГОСТ 4333-87

2.2

ГОСТ 5726-53

2.2

ГОСТ 6370-83

2.2

ГОСТ 9490-75

2.2

ГОСТ 10734-64

2.2

ГОСТ 11063-77

2.2

ГОСТ 11362-96

2.2

ГОСТ 12275-66

2.2

ГОСТ 12417-94

2.2

ГОСТ 13538-68

2.2

ГОСТ 20284-74

2.2

ГОСТ 20287-91

2.2

ГОСТ 20502-75

2.2; 5.3

ГОСТ 23175-78

2.2

ГОСТ 25371-97

2.2



5. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта N 1280 от 28.09.92

6. ИЗДАНИЕ (июнь 2011 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в апреле 1986 г., сентябре 1988 г., сентябре 1992 г. (ИУС 7-86, 1-89, 12-92)


Настоящий стандарт распространяется на моторные масла селективной очистки с присадками, применяемые для смазывания быстроходных дизелей транспортных машин.

1. МАРКИ

          

Марки моторных масел для быстроходных дизелей транспортных машин приведены в табл.1.

Таблица 1

Марка

Обозначение по ГОСТ 17479.1

Код ОКП

Состав масла

МТЗ-10П

М-6/10-Б

02 5313 1301

Масло содержит сульфонат кальция, алкилфенольную кальциевую и антипенную полиметилсилоксановую присадки

М-16ИХП-3

М-16-В

02 5313 1302

Масло содержит бариевую алкилфенольную, бариевую антиокислительную, бариевую сульфонатную присадки, депрессатор полиметакрилат "Д" и антипенную полиметилсилоксановую присадку


(Измененная редакция, Изм. N 2).

     

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Моторные масла должны  изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, из сырья и композиций присадок, утвержденным в установленном порядке.

2.2. По физико-химическим показателям моторные масла должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.2.

Таблица 2

 Наименование показателя

Норма для марки

Метод испытаний

МТЗ-10П

М-16ИХП-3

1. Кинематическая вязкость, мм/с:

  

  

По ГОСТ 33

при 100 °С

9,5-10,5

15,5-16,5

при 40 °С, не более

50

160

при минус 30 °С, не более

15000

-

2. Индекс вязкости, не менее

125

90

По ГОСТ 25371

3. Зольность сульфатная, %, не более

1,15

1,25

По ГОСТ 12417

4. Массовая доля механических примесей, %, не более

0,025

0,013

По ГОСТ 6370 с дополнением по п.5.2 настоящего стандарта

5. Массовая доля воды, не более

Следы

Следы

По ГОСТ 2477

6. Щелочное число, мг KОН на 1 г масла, не менее

3,5

4,0

По ГОСТ 11362

7. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже

165

225

По ГОСТ 4333

8. Температура застывания, °С, не выше

-43

-25

По ГОСТ 20287

9. Коррозионностойкость на пластинках из свинца, г/м, не более

5,0

9,0

По ГОСТ 20502 с дополнением по п.5.3

10. Термоокислительная стабильность при 250 °С, мин, не менее

-

100

По ГОСТ 23175

11. Моющий потенциал, %, не менее

-

80

По ГОСТ 10734

12. Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более

-

0,5

По ГОСТ 5726

13. Трибологические характеристики, определяемые при температуре окружающей среды, индекс задира (), не менее

-

34

По ГОСТ 9490

14. Степень чистоты, мг на 100 г масла, не более

-

320

По ГОСТ 12275

15. Плотность при 20 °С, кг/м, не более

900

905

По ГОСТ 3900

16. Цвет масла на колориметре ЦНТ с разбавлением 15:85, единицы ЦНТ, не более

4,0

6,0

По ГОСТ 20284

17. Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), в течение 45 ч

-

Выдерживает

По ГОСТ 11063

18. Массовая доля активных элементов, %, не менее:

       

       

По ГОСТ 13538

бария

-

0,6

       

кальция

0,2

-

       


     Примечания:

     1. (Исключен, Изм. N 1).

     2. (Исключен, Изм. N 2).

     3, 4. (Исключены, Изм. N 1).     

     5. Допускается вырабатывать масло М-16ИХП-3 с нормой по показателю п.11 не менее 80%.


     (Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).

     

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Моторные масла марок МТЗ-10П и М-16ИХП-3 представляют собой горючие вязкие жидкости с температурой вспышки 165-225 °С и температурой самовоспламенения 400 °С.

3.1а. По степени воздействия на организм человека масла марок МТЗ-10П и М-16ИХП-3 относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

3.2. При загорании масел применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.

3.3. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов в воздухе 300 мг/м.

Содержание углеводородов в воздухе определяют прибором УГ-2.

Предельно допустимая концентрация масляного тумана в воздушной среде производственного помещения 3 мг/ м.

3.4. Для исключения попадания паров в воздушную среду рабочего помещения необходима герметизация оборудования.

Помещения, в которых производятся работы с маслами, должны быть снабжены механической приточно-вытяжной вентиляцией.

3.5. При разливе масла его необходимо собрать в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

3.6. При работе с маслами необходимо применять индивидуальные средства защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.1. Моторные масла принимают партиями. Партией считается любое количество масла, изготовленное за один технологический цикл, однородное по своим показателям качества и сопровождаемое одним документом о качестве.

4.2. Объем выборки - по ГОСТ 2517.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»