Статус документа
Статус документа

РД 10-117-95

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА

     

ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ КОЗЛОВЫХ КРАНОВ

РАЗРАБОТАН ВПЕРВЫЕ     

СОСТАВИТЕЛИ: Г.М.Банных (ответственный составитель), В.Г.Жуков, А.С.Липатов, А.Л.Федоров

УТВЕРЖДЕН постановлением Госгортехнадзора России от 08.08.95 N 41


При подготовке настоящего руководящего документа учтены замечания и предложения органов госгортехнадзора, заинтересованных ведомств, промышленных предприятий и организаций.

В руководящем документе изложены общие требования и установлены нормы, которым должны отвечать проекты, сооружения и эксплуатация рельсовых путей козловых кранов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1.1. "Требования к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов"* обязательны для министерств, ведомств, объединений, организаций и предприятий независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

________________

* "Требования к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов" далее по тексту - Требования.

1.2. Настоящие Требования регламентируют порядок и нормы проектирования, устройства и эксплуатации рельсовых путей козловых кранов с вертикальной нагрузкой от колеса на рельс до 325 кН по ГОСТ 27584 групп режима работы от 1К до 8К по ГОСТ 25546.

1.3. Настоящие Требования распространяются на рельсовые пути с деревянными и железобетонными полушпалами, а также на пути с продольными железобетонными подрельсовыми опорными элементами (плиты, балки и монолитные железобетонные основания).

1.4. Выполнение настоящих Требований обязательно при проектирование рельсовых путей козловых кранов независимо от их конструктивных особенностей.

1.5. Порядок надзора за устройством и эксплуатацией рельсовых путей осуществляется в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов** (ПБ 10-14-92)*, утвержденными Госгортехнадзором России 30.12.92.

_________________

* Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов далее по тексту - Правила по кранам.

** Здесь и далее по тексту - действуют Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов  (ПБ 10-382-00). - Примечание "КОДЕКС".

1.6. Разработку проекта конструкции рельсового пути и его элементов, устройство рельсовых путей, а также контроль качества устройства рельсового пути и его состояния в период эксплуатации может осуществлять организация, имеющая соответствующую государственную лицензию.

Опытная эксплуатация новых конструкций элементов рельсовых путей допускается по специальному согласованию с головной организацией (см. приложение 1).

1.7. Разработку нормативной документации на рельсовые пути козловых кранов могут осуществлять только головные организации.

1.8. Определения основных терминов, используемых в тексте настоящих Требований, даны в приложении 2.

Перечень нормативной документации, на которую имеются ссылки в Требованиях, приведен в приложении 3.

1.9. Реконструкция рельсового пути должна выполняться по специальному проекту.

1.10. Проект реконструкции необходимо разрабатывать в соответствии с настоящими Требованиями.

1.11. Проект конструкции (реконструкции) рельсового пути должен разрабатываться на основе классификации рельсового пути, принятой в настоящих Требованиях и определяемой в соответствии с приложением 4.

2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ



2.1. В состав рельсового пути козлового крана входят: нижнее строение, верхнее строение, путевое оборудование (см. приложение 2).

2.2. План и поперечный профиль рельсового пути с обозначениями элементов даны в приложении 5. Основные параметры и размеры рельсовых путей козловых кранов для одного из возможных вариантов его исполнения приведены в приложении 6.

2.3. Протяженность рельсового пути следует принимать исходя из условий обслуживания краном всей рабочей зоны, предусмотренной проектом производства (технологической картой) работ.

2.4. Минимальное расстояние от выступающих частей здания, штабелей грузов или других предметов до оси ближайшего рельса следует принимать с учетом выступающих частей крана в соответствии с Правилами по кранам.

2.5. Минимальная ширина плеча балластной призмы (см. приложение 5) должна быть не менее 200 мм.

2.6. Минимальная ширина плеча земляного полотна (см. приложение 5) должна быть не менее 400 мм.

2.7. Минимальная длина земляного полотна () определяется по формуле, мм:    


,

где - база крана, мм;

- требуемая высота балласта под подрельсовыми опорными элементами, мм;

4200 - константа, включающая ширину плеча балластной призмы и земляного полотна при завершении рельсовых нитей и расстояния для установки упоров, мм.

2.8. Минимальная ширина земляного полотна () под однорельсовой ниткой определяется по формуле, мм:    


,

где - размер подрельсового опорного элемента поперек рельсового пути, мм;

1200 - константа, включающая ширину плеч балластной призмы и земляного полотна, мм.

2.9. Минимальная ширина балластной призмы () определяется по формуле, мм:


,

где 400 - константа, включающая две ширины плеча балластной призмы, мм.

2.10. Требуемую высоту балласта под подрельсовыми опорными элементами определяют расчетным путем в соответствии с указаниями, изложенными в разделе 3 настоящих Требований.

2.11. Минимальная длина рельсового пути () определяется по формуле, мм:  


,

где - длина тормозного пути, мм;

500 - расстояние от тупикового упора до конца рельса или середины последней полушпалы, мм.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

     
3.1. Общие требования



3.1.1. Рельсовый путь козлового крана должен устраиваться в соответствии с нормами, регламентируемыми настоящими Требованиями, Правилами по кранам, Правилами устройства электроустановок, нормативно-технической и конструкторской документации, согласованной и утвержденной в установленном порядке.

3.1.2. Проект конструкции рельсового пути должен разрабатываться с учетом геологического состояния грунтов и результатов геодезической съемки основной площадки, а также классификации рельсового пути, определяемой в соответствии с приложением 4.

3.1.3. Допуски и предельные величины отклонения параметров при устройстве и эксплуатации рельсового пути в зависимости от класса точности рельсового пути следует принимать в соответствии с приложением 7.

Проект рельсового пути должен содержать:

прочностной расчет рельсового пути и его элементов;

техническую документацию на элементы путевого оборудования;

генеральный план;

проект производства (технологическую карту) работ с использованием козлового крана;

проект заземления;

план организации водоотвода с основной площадки;

продольный профиль по осям рельсовых нитей;

поперечный профиль характерных сечений (выемка, нулевое место, насыпь).

3.1.4. Рельсовый путь устраивается по специальному проекту с учетом настоящих Требований и дополнительных данных, вытекающих из конкретных условий эксплуатации крана:

в местностях с карстовыми явлениями;

в районах вечномерзлых грунтов;

непосредственно на конструкциях (стены, эстакады и т.д.);

при наледях.

3.1.5. Допускается устройство по специальному проекту переезда через рельсовый путь для наземного транспорта.

3.1.6. Все земляные работы, связанные с прокладкой подземных коммуникаций, должны быть закончены к началу возведения земляного полотна рельсового пути.

3.1.7. Для обеспечения контроля планово-высотного положения элементов рельсового пути в процессе устройства и эксплуатации рельсовый путь должен быть оборудован геодезической основой (репер, створные линии и т.д.) - рис.П.8.1, П.8.2 приложения 8.

3.1.8. Подрельсовые опорные элементы в соответствии с настоящими Требованиями следует применять в рельсовых путях кранов с вертикальной нагрузкой от колеса на рельс:

деревянные полушпалы - до 260 кН;

железобетонные полушпалы - до 325 кН;

продольные железобетонные элементы (блоки, монолитные ленты) - до 325 кН и более.

3.2. Требования к определению расчетных параметров рельсового пути



3.2.1. Мощность верхнего строения рельсового пути (тип рельсов, тип подрельсового опорного элемента, вид балластного материала, расстояние между осями полушпал, а также требуемая высота балласта под опорными элементами) следует определять методом расчета, исходя из допускаемых напряжений в элементах рельсового пути в зависимости от класса нагружения рельсового пути.

3.2.2. Допускаемые напряжения в элементах рельсового пути, принимаемые в расчетах, должны отвечать требованиям приложения 9.

3.2.3. Железобетонные подрельсовые опорные элементы (полушпалы и продольные балки) рассчитываются в соответствии с требованиями СНиП 2.03.01.

3.2.4. Размер подрельсового опорного элемента поперек рельсового пути должен быть не менее:

деревянных полушпал - 1300 мм;

железобетонных полушпал - 1000 мм;

продольного железобетонного элемента (балки) - 800 мм;

монолитной железобетонной ленты - 400 мм.

Длина продольной железобетонной балки должна быть не менее 6230 мм.

3.2.5. Расстояние по осям полушпал в расчетах следует принимать не менее 500 мм и не более 1000 мм.

3.2.6. Расстояние по осям промежуточных скреплений на продольных железобетонных подрельсовых элементах следует принимать с учетом конструктивного решения:

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs