Статус документа
Статус документа

     

ГОСТ Р 41.59-2001
(Правила ЕЭК ООН N 59)

Группа Д24

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ
ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ СМЕННЫХ СИСТЕМ ГЛУШИТЕЛЕЙ

Uniform provisions concerning the approval of remplacement silencing systems


ОКС 43.060.20

ОКП 45 3000

         45 4000

45 5000

Дата введения 2002-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 59*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН

________________

* С действующей редакцией Правил ЕЭК ООН можно ознакомиться на бесплатном интернет-ресурсе ООН. - Примечание изготовителя базы данных.  

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 марта 2001 года N 145-ст

3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 59 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сменных систем глушителя" и включает в себя:

- первоначальный вариант текста Правил (документ Е/ЕСЕ/324-E/ECE/TRANS/505/ Rev.1/Add.58);

- поправку 1 (документ Е/ЕСЕ/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.58/Amend.1);

- поправку 2 (документ Е/ЕСЕ/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.58/Amend.2)

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 59 (далее - Правила).

     1 Область применения


Настоящие Правила содержат положения об официальном утверждении систем глушителей или их элементов, устанавливаемых в качестве сменных деталей на один или несколько определенных типов транспортных средств категорий и *.

________________

* Категория - механические транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие либо, по крайней мере, четыре колеса, либо три колеса и максимальный вес, превышающий одну тонну (транспортное средство с полуприцепом, состоящее из двух нераздельных, но сочлененных элементов, рассматривается как одно транспортное средство).

Категория - транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми сидячих мест.

Категория - механические транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов и имеющие либо, по крайней мере, четыре колеса, либо три колеса и максимальный вес, превышающий одну тонну.

Категория - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальный вес которых не превышает 3,5 т.

В соответствии с "Классификацией транспортных средств", содержащейся в Правилах ЕЭК ООН N 13 (E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.12/Rev.2, пункт 5.2).

     2 Определения


В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 система глушителя: Полный комплект элементов, необходимых для снижения шума, производимого двигателем автомобиля и его системой выпуска.

2.2 элемент системы глушителя: Один из отдельных элементов, которые в сборе образуют выпускную систему (например непосредственно глушитель, расширительная камера, резонатор).

2.3 системы глушителей различных типов: Системы глушителей, существенно отличающиеся друг от друга в отношении того, что:

2.3.1 на их деталях проставлены различные фабричные или торговые марки,

2.3.2 характеристики материалов, из которых изготовлен тот или иной элемент, отличаются друг от друга или сами элементы различаются по размерам и конфигурации.

Различия, обусловленные покрытием (цинковое покрытие, алюминиевое покрытие и т.п.), не рассматриваются как изменение типа,

2.3.3 принцип работы, по крайней мере, одного из элементов является другим,

2.3.4 элементы систем соединяются по-разному.

2.4 сменная система глушителя или сменный элемент данной системы: Любая часть выпускной системы, определенная в 2.1, предназначенная для использования на транспортном средстве и отличающаяся от части системы, установленной на данном транспортном средстве в момент его представления на официальное утверждение по типу конструкции в соответствии с настоящими Правилами.

2.5 официальное утверждение сменной системы глушителя или сменных компонентов данной системы: Официальное утверждение всей системы глушителя или ее части, которая может устанавливаться на один или несколько конкретных типов автомобилей с целью снижения уровня производимого ими шума.

2.6 тип транспортного средства: Та или иная категория транспортных средств, не имеющих существенных различий в отношении:

2.6.1 очертаний и конструктивных материалов кузова (особенно в отношении моторного отделения и его звукоизоляции),

2.6.2 длины и ширины транспортного средства,

2.6.3 типа двигателя (с принудительным зажиганием, с воспламенением от сжатия, двухтактный или четырехтактный, с возвратно-поступательным или вращательным движением поршней, числа и объема цилиндров, числа карбюраторов, расположения клапанов, максимальной мощности и соответствующей частоты вращения двигателя и т.д.),

2.6.4 числа передач и передаточных чисел, а также общего передаточного числа коробки передач,

2.6.5 числа, типа и расположения выпускных систем,

2.6.6 числа, типа и расположения впускных систем.

     3 Заявка на официальное утверждение

3.1 Заявка на официальное утверждение сменной системы глушителя или элементов этой системы представляется предприятием-изготовителем или его надлежащим образом уполномоченным представителем.

3.2 К каждой заявке прилагают перечисленные ниже документы в трех экземплярах и следующие данные:

3.2.1 описание типа (типов) транспортного средства, для которого предназначена данная система или ее элементы, в том, что касается требований, перечисленных выше в 2.6. Указываются также номера и (или) обозначения, идентифицирующие тип двигателя и тип транспортного средства, и, в случае необходимости, - номер официального утверждения транспортного средства по типу конструкции.

3.2.2 описание системы глушителя в сборе с указанием относительного положения каждого из ее элементов, а также инструкции по установке;

3.2.3 подробные чертежи каждого элемента, позволяющие легко найти и идентифицировать данный элемент, а также характеристики используемого материала.

3.3 По требованию технической службы, проводящей испытания на официальное утверждение, предприятие-изготовитель системы глушителя представляет:

3.3.1 два образца системы или элементов, представленных на официальное утверждение;

3.3.2 образец первоначальной системы глушителя, установленной на данном транспортном средстве, когда оно было представлено на официальное утверждение по типу конструкции;

3.3.3 транспортное средство, представляющее тип, для которого должна подходить данная система; данное транспортное средство при измерении производимого им шума в соответствии с методами по 3.1 и 3.2 приложения 3 к Правилам ЕЭК ООН N 51 должно отвечать следующим требованиям:

3.3.3.1 уровень шума, производимого движущимся транспортным средством, не должен превышать предела, действовавшего для данной категории транспортного средства во время официального утверждения типа, к которому относится транспортное средство; кроме того, он не должен превышать более чем на 3 дБА уровень шума, указанный в свидетельстве об официальном утверждении типа, к которому относится транспортное средство;

3.3.3.2 уровень шума, производимого неподвижным транспортным средством, не должен превышать более чем на 3 дБА значения, указанного в свидетельстве об официальном утверждении типа, к которому относится данное транспортное средство;

3.3.4 отдельный двигатель, имеющий те же объем цилиндров и мощность, что и двигатель на вышеупомянутом транспортном средстве.

     4 Маркировка

4.1 На каждый элемент сменной системы глушителя, включая трубы и крепежные детали, наносят:

4.1.1 торговую или фабричную марку предприятия-изготовителя данной системы или ее элементов;

4.1.2 коммерческую маркировку, предусмотренную предприятием-изготовителем.

4.2 Такая маркировка должна быть четкой и нестираемой.

     5 Официальное утверждение

5.1 Если тип сменной системы глушителя, представленный на официальное утверждение в соответствии с настоящими Правилами, отвечает предписаниям, изложенным в разделе 6, то данный тип считается официально утвержденным. Каждому официально утвержденному типу присваивается номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 00 для Правил в их первоначальном виде) указывают серию поправок, соответствующих самым последним техническим изменениям, внесенным в Правила к моменту официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу сменной системы глушителя или элемента данной системы, предназначенной для одного и того же типа (типов) транспортных средств.

5.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении или об отказе в официальном утверждении той или иной сменной системы глушителя или элементов данной системы на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1 к настоящим Правилам, и чертежей данной системы глушителя или элементов, представляемых подателем заявки на официальное утверждение, максимальным форматом А4 (210х297 мм) или кратным ему форматом, и в соответствующем масштабе.

5.4 На каждом элементе системы глушителя, соответствующем типу, официально утвержденному на основании настоящих Правил, проставляют международный знак официального утверждения, состоящий:

5.4.1 из круга, в котором проставлена буква , за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*;

5.4.2 из номера настоящих Правил, за которым следуют буква , тире и номер официального утверждения, расположенные справа от круга, предусмотренного в 5.4.1;

5.4.3 в протоколе официального утверждения указывают номер официального утверждения и использованный метод испытаний на официальное утверждение.

________________

* 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австралия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 (не присвоен), 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - Ирландия, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 (не присвоен), 31 - Босния и Герцеговина, 32 - Латвия, 33 (не присвоен), 34 - Болгария, 35-36 (не присвоены), 37 - Турция, 38-39 (не присвоены), 40 - бывшая югославская Республика Македония, 41 (не присвоен), 42 - Европейское сообщество (Официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК), 43 - Япония, 44 (не присвоен), 45 - Австралия и 46 - Украина. Следующие порядковые номера будут присваиваться другим странам в хронологическом порядке ратификации или Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний или в порядке их присоединения к этому Соглашению, и присвоенные им таким образом номера будут сообщаться Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.

5.5 При установленной системе глушителя на транспортном средстве знак официального утверждения должен быть отчетливо виден, кроме того, он должен быть нестираемым.

5.6 В случае, если данный элемент был официально утвержден как часть нескольких сменных систем глушителя, на нем может проставляться несколько номеров официального утверждения; в этом случае второй круг не наносят. В приложении 2 к настоящим Правилам приведена в качестве примера схема знаков официального утверждения.

     6 Спецификации

6.1 Общие спецификации

6.1.1 Сменная выпускная система или ее элементы должны быть спроектированы, сконструированы и установлены так, чтобы транспортное средство удовлетворяло положениям настоящих Правил при нормальных условиях эксплуатации, независимо от вибраций, которым оно может подвергаться.

6.1.2 Система глушителя или ее элементы должны быть спроектированы, сконструированы и установлены так, чтобы обеспечить необходимое сопротивление коррозии, которой она подвергается с учетом условий эксплуатации транспортного средства.

6.2 Спецификации в отношении уровней шума

6.2.1 Акустическую эффективность сменной системы глушителя или элементов данной системы проверяют методом, описанным в 3.1 и 3.2 приложения 3 к Правилам ЕЭК ООН N 51. Когда сменную систему глушителя или ее элемент устанавливают на транспортном средстве, описанном в 3.3.3, уровни шума, измеренные двумя методами (остановленное и движущееся транспортное средство), должны соответствовать одному из следующих условий:

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».