Статус документа
Статус документа



КОНЦЕПЦИЯ
технического регулирования в ОАО "Газпром"


УТВЕРЖДЕНА приказом ОАО "Газпром" от 17 сентября 2009 г. N 302


Введение


С вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее также - Закон) перед российским техническим сообществом встала задача реформировать систему технического регулирования, действовавшую в Российской Федерации на момент принятия Закона, и обеспечить её устойчивое функционирование на принципах, значительно отличающихся от действовавших ранее и ориентирующихся на международнопризнанные нормы и правила.

В основе системы технического регулирования лежат технические регламенты*, устанавливающие обязательные требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, необходимые для защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; а также условия, предупреждающие действия, вводящие в заблуждение приобретателей.

_______________

* В настоящем документе применены понятия и определения в соответствии с Федеральным закон "О техническом регулировании"


Соблюдение технических регламентов может обеспечиваться выполнением требований стандартов, которые изготовитель выбирает на добровольной основе. Это могут быть любые, экономически выгодные для пользователя стандарты, в том числе национальные стандарты и стандарты организаций. При этом экономическая эффективность применения определённых стандартов не должна входить в противоречие с необходимостью соблюдения требований технических регламентов, являющихся приоритетными в сфере технического регулирования.

Реализация Федерального закона "О техническом регулировании" в ОАО "Газпром" является этапом реформирования действующей в Обществе системы технического регулирования, которая должна функционировать и развиваться на новых принципах.

Концепция технического регулирования в ОАО "Газпром" (далее - Концепция) разработана Департаментом стратегического развития ОАО "Газпром" при участии ООО "Газпром ВНИИГАЗ" и ООО "Газпром развитие" в соответствии с приказом ОАО "Газпром" от 04 апреля 2005 г. N 45 "О мерах по реализации в ОАО "Газпром", его дочерних обществах и организациях Федерального закона "О техническом регулировании"* и уточнена в соответствии с постановлением Правления ОАО "Газпром" от 01 апреля 2009 г. N 12 "О проводимой ОАО "Газпром" работе по стандартизации и техническому регулированию".

Концепция представляет систему взглядов и описывает стратегию действий ОАО "Газпром" по основным направлениям реформирования и развития системы технического регулирования в ОАО "Газпром", которые призваны преобразовать её и гармонизировать с создаваемой в Российской Федерации системой технического регулирования и установившейся международной практикой.

1. Общие положения

1.1. Настоящая Концепция - это система взглядов и стратегия действий структурных подразделений, организаций и дочерних обществ ОАО "Газпром" в области установления:

роли технического регулирования в реализации стратегических интересов ОАО "Газпром";

целей политики ОАО "Газпром" в области технического регулирования;

основных направлений технического регулирования в ОАО "Газпром".

1.2. Сокращение государственного регулирования экономики и расширение самостоятельности субъектов хозяйствования требуют развития и совершенствования технического регулирования в ОАО "Газпром", призванного обеспечить переход от приоритетного отражения в нормативных документах интересов государства на обеспечение в них баланса интересов органов государственного управления, ОАО "Газпром", его организаций (дочерних обществ), потребителей и поставщиков.

При этом роль технического регулирования должна быть адекватна происходящим в Российской Федерации и ОАО "Газпром" переменам и соответствовать международной практике.

1.3. Основными целями политики ОАО "Газпром" в области технического регулирования являются:

обеспечение технической, технологической и экологической безопасности в ОАО "Газпром";

повышение качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг ОАО "Газпром", в том числе на международном рынке;

содействие сохранению приоритетных рынков для ОАО "Газпром", торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства;

содействие применению через технические регламенты и документы по стандартизации инновационных технологий, а также знаний и опыта, накопленных в ОАО "Газпром";

содействие устранению технических барьеров в торговых отношениях ОАО "Газпром" со своими контрагентами, как на международной арене, так и внутри страны.

1.4. Основные направления технического регулирования в ОАО "Газпром":

а) создание современной инфраструктуры технического регулирования в ОАО "Газпром", обеспечивающей:

участие структурных подразделений, организаций и дочерних обществ ОАО "Газпром" в разработке технических регламентов и обеспечение их соблюдения в деятельности Общества;

участие в национальной и международной стандартизации;

создание и развитие Системы стандартизации ОАО "Газпром";

подтверждение соответствия продукции, услуг и работ, соответственно изготавливаемой, оказываемых и выполняемых ОАО "Газпром" и для ОАО "Газпром", требованиям стандартов, а также условиям их применения;

создание единой информационной системы ОАО "Газпром" по техническому регулированию;

б) подготовка (повышение квалификации) специалистов, действующих в области технического регулирования.

Осуществление действий в указанных направлениях обеспечит соответствие производимой ОАО "Газпром" продукции, оказываемых услуг, выполняемых работ, а также условий производства интересам Общества, требованиям безопасности, потребностям рынка и потребителей.

1.5. В процессе реализации Концепции одной из главных задач является координация деятельности структурных подразделений, организаций и дочерних обществ ОАО "Газпром", обеспечивающая её соответствие задачам ОАО "Газпром" и эффективность расходования ресурсов в этой сфере.

1.6. Понятие технического регулирования

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (статья 2 Закона).

Таким образом, понятие технического регулирования определяет три сферы его применения:

установление обязательных для применения и исполнения требований к объектам технического регулирования (технические регламенты);

установление правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования для достижения упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг (стандартизация);

определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту технического регулирования (оценка соответствия).

Отношения, возникающие при применении и исполнении обязательных требований, являются отношениями между государством, устанавливающим такие требования в законодательных актах, в том числе в технических регламентах, и субъектами права, обязанными их применять и соблюдать.

Стандарты, применяемые на добровольной основе, могут относиться к двум категориям: национальный стандарт и стандарт организации. Из состава документов по стандартизации исключены отраслевые стандарты (статья 13 Закона).

В случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования могут разрабатываться своды правил (пункт 10 статьи 16 Закона).

Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, а также в иной форме, в том числе экспертизы, осуществляемой в соответствии с требованиями других законодательных актов (например, Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и др.) (статья 7 Закона).

В свою очередь одной из форм подтверждения соответствия является добровольная сертификация, которая осуществляется "...для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров" (статья 21 Закона).

Действие Закона не распространяется на:

меры в области охраны труда;

федеральные государственные образовательные стандарты;

положения (стандарты) о бухгалтерской деятельности;

стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг (пункт 3 статьи 1 Закона).

Закон не регулирует отношения, связанные с применением мер:

в отношении массовых инфекционных заболеваний;

по охране почвы, атмосферного воздуха, водных объектов курортов, водных объектов, отнесенных к местам туризма и массового отдыха (пункт 4 статьи 1 Закона).

2. Законодательная база технического регулирования


Законодательную базу технического регулирования в ОАО "Газпром" составляют Федеральные законы: "О техническом регулировании", "О естественных монополиях", "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О газоснабжении в Российской Федерации", "Об охране окружающей среды", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "Об энергосбережении"*, "Об охране атмосферного воздуха", Закон Российской Федерации "О недрах", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществляет свою деятельность ОАО "Газпром".

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Утратил силу с 27 ноября 2009 года на основании Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ. Действует ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности". - Примечание изготовителя базы данных.     

В связи с принятием Федерального закона "О техническом регулировании" перечисленные выше законодательные акты, а также значительное число нормативных правовых актов в сфере деятельности ОАО "Газпром" должны быть приведены в соответствие с ним. Такие работы организует федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию с участием заинтересованных организаций. Участие ОАО "Газпром" в этих работах обеспечивается в установленном порядке.

3. Принципы технического регулирования


Техническое регулирование в ОАО "Газпром" осуществляется в соответствии с принципами:

соответствия технического регулирования уровню развития ОАО "Газпром", в том числе уровню его научно-технического развития;

подчинения технического регулирования решению приоритетных задач ОАО "Газпром", связанных с обеспечением безопасности деятельности организаций и дочерних обществ Общества и выпуском продукции, соответствующей современным и перспективным требованиям к её качеству и потребительским свойствам, при обеспечении баланса с экономической эффективностью их решения и безусловного выполнения требований Федерального закона "О техническом регулировании";

применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

единства применения требований технических регламентов в ОАО "Газпром" независимо от видов или особенностей сделок;

согласованности между собой документов по техническому регулированию, действующих в ОАО "Газпром", на всех уровнях;

максимального использования при разработке документов по техническому регулированию положений действующих в ОАО "Газпром" документов, подтвердивших в процессе применения в газовой промышленности свою эффективность;

независимости деятельности по подтверждению соответствия в форме добровольной сертификации в рамках Системы добровольной сертификации ГАЗПРОМСЕРТ от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

определения направлений и объёмов расходования средств в области технического регулирования на основе конкретных измеримых результатов и показателей эффективности, включающих результаты оценки экономической эффективности разрабатываемых документов в области технического регулирования (технических регламентов, стандартов, сводов правил), в том числе, оценки финансово-экономических последствий их внедрения для ОАО "Газпром", его организаций и дочерних обществ.

4. Задачи и основные направления технического регулирования


Техническое регулирование в ОАО "Газпром" направлено на решение следующих основных задач:

обеспечение единой технической политики в ОАО "Газпром";

формирование единого механизма технического регулирования в ОАО "Газпром";

обеспечение взаимосвязи различных сегментов деятельности Общества, таких, как: добыча и транспортировка газа, газового конденсата и нефти, их переработка, электроэнергетика и т.д.;

обеспечение безопасности деятельности организаций и дочерних обществ ОАО "Газпром";

систематизация и анализ требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), строительства, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в действующих в ОАО "Газпром" документах различного уровня с позиций принципов технического регулирования в ОАО "Газпром";

создание информационных ресурсов (баз данных, классификаторов и др.), содержащих полную, достоверную, актуальную информацию, необходимую для обеспечения деятельности структурных подразделений, организаций и дочерних обществ ОАО "Газпром" в сфере технического регулирования;

внедрение планирования в области технического регулирования, повышение эффективности управления реализации указанного планирования;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs