Статус документа
Статус документа

     
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
здравоохранения СССР,
Главный государственный
санитарный врач СССР
П.Н.БУРГАСОВ
15 декабря 1976 г. N 1527-76

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ

Положением о государственном санитарном надзоре в СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 31 мая 1973 г. N 361, определены основные задачи государственного санитарного надзора, которые заключаются в осуществлении контроля за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения внешней природной среды (водоемов, почвы и атмосферного воздуха), на оздоровление условий труда, обучения и отдыха населения, а также контроля за организацией и проведением мероприятий, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости.

Выполнение этих важных государственных задач требует совершенствования управления в санитарно-эпидемиологической службе, а также форм и методов работы санэпидстанций.

Одной из форм совершенствования управления, направленной на дальнейшее укрепление материально-технической базы, усиление оперативно-организационных функций учреждений, является система централизации управления и финансирования санэпидстанций. Под этим понимается передача всех районных и городских санэпидстанций (I уровень управления) данной административной территории под непосредственное административное и финансовое подчинение городской - города с районным делением (II уровень управления) или областной (III уровень управления) санэпидстанции.

В этих условиях на главного врача управляющей санэпидстанции возлагается ответственность за планирование сети, расстановку и квалификацию кадров. Одновременно он становится распорядителем кредитов, которые передаются на областной (краевой, республиканский АССР, городской - города с районным делением) уровень, осуществляет финансовый контроль по всем санитарно-эпидемиологическим учреждениям административной территории по всем источникам финансирования.

К настоящему времени по новой системе работают все санэпидстанции Узбекской и Украинской ССР, почти все учреждения Казахской ССР. Эта система внедрена также в Белорусской ССР (Гомельская область, г.Минск), в Грузинской ССР (Абхазская АССР, Юго-Осетинская автономная область, г.Тбилиси), Азербайджанской ССР (Нахичеванская АССР, Нагорно-Карабахская автономная область, г.Баку), Армянской ССР (г.Ереван).

Всего централизацией управления и финансирования охвачено 1145 санэпидстанций или 26,3% от общего числа учреждений страны. Из этого числа три республиканские санэпидстанции автономных республик, 49 областных, две областные автономных областей, 172 городских, 775 районных санэпидстанций сельских районов и три линейных санэпидстанции на водном транспорте.

Таким образом, имеется опыт централизации как в условиях областей, так и автономных республик и автономных областей, городов с районным делением.

Работа этих санэпидстанций осуществляется в соответствии с "Положением о работе санэпидстанций в условиях централизации управления и финансирования", утвержденным Приказом Министерства здравоохранения СССР от 4 апреля 1975 г. N 333.

Исходя из того, что централизация управления и финансирования направлена в конечном итоге на повышение качества и эффективности государственного санитарного надзора и проводимых противоэпидемических мероприятий, деятельность санитарно-эпидемиологической службы района, города, области автономной или союзной республики должна подвергаться систематическому анализу и оценке.

Изучение эффективности системы централизации имеет целью сопоставление достигнутых результатов качества государственного санитарного надзора с мероприятиями по улучшению управления и финансирования.

Оценка эффективности системы централизации управления и финансирования может быть осуществлена только в условиях динамического наблюдения - за ряд лет. При этом желательно брать за исходный год, предшествующий введению системы централизации.

При анализе и оценке системы централизации важно сопоставлять данные об исполнении смет расходов по статьям с запланированными ассигнованиями, изучать в динамике данные об ассигнованиях, запланированных на расходы по укреплению материально-технической базы санэпидстанций (статья 10, 12, 14, 16), и исполнении смет расходов по этим статьям, принимая во внимание, что полное использование бюджета способствует выполнению плановых показателей и создает возможность увеличения соответствующих ассигнований на предстоящий год.

Анализ состояния бюджета и его использования проводится с учетом данных, приведенных в Приложении 1.

При этом необходимо определять (в процентах):

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».