ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2023 года N 2369

Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"

(с изменениями на 1 апреля 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2024 года N 405 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2024, N 0001202404010028).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Принять к исполнению федеральный бюджет на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

2. Федеральные органы государственной власти (федеральные государственные органы), а также организации, осуществляющие в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета (далее - главные распорядители средств федерального бюджета), предоставившие субсидии государственным учреждениям, субсидии юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, и бюджетные инвестиции юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - целевые средства) в валюте Российской Федерации, принимают до 1 мая 2024 г. в порядке, установленном пунктом 27 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета", в дополнение к случаям, предусмотренным пунктом 28 указанного Положения, решения об использовании указанными организациями полностью или частично остатков целевых средств, предоставленных на реализацию федеральных проектов, соответствующих инициативам социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, определенным Правительством Российской Федерации (далее - инициативы социально-экономического развития), не использованных ими по состоянию на 1 января текущего финансового года, на цели, ранее установленные условиями предоставления целевых средств, или на иные цели, определенные в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете.

2_1. Министерство финансов Российской Федерации на основании предложений главных распорядителей средств федерального бюджета, сформированных не позднее 1 мая 2024 г., вносит в установленном порядке изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период в целях увеличения бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось на основании соглашений, содержащих информацию ограниченного распространения с пометкой "Для служебного пользования", в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись указанные межбюджетные трансферты, в объеме, не превышающем с учетом уровня софинансирования остатка бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, не использованных на начало текущего финансового года на оплату государственных контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году.

Главные распорядители средств федерального бюджета в целях увеличения бюджетных ассигнований, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, подготавливают предложения по увеличению указанных бюджетных ассигнований на основании информации о не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнованиях бюджета субъекта Российской Федерации на оплату государственных контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном финансовом году (далее - информация о контрактах), сформированной и представленной финансовыми органами субъектов Российской Федерации в порядке и по формам, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации, с учетом следующих особенностей:

финансовые органы субъектов Российской Федерации обеспечивают формирование и представление главному распорядителю средств федерального бюджета информации о контрактах на бумажном носителе и при наличии технической возможности - на съемном машинном носителе информации в срок не позднее 15 апреля 2024 г.;

главные распорядители средств федерального бюджета в течение 15 рабочих дней со дня получения информации о контрактах от финансового органа субъекта Российской Федерации, но не позднее срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, рассматривают ее и в случае отсутствия замечаний направляют предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - информационная система "Электронный бюджет").

В случае наличия замечаний и предложений главный распорядитель средств федерального бюджета направляет в финансовый орган субъекта Российской Федерации на бумажном носителе уведомление об отклонении информации о контрактах без исполнения с указанием причины отклонения.

Предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без приложения информации о контрактах подлежат отклонению Министерством финансов Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2024 года N 405)

3. Решение Правительства Российской Федерации или уполномоченного органа управления проектной деятельностью, определенного пунктом 34 части 1 статьи 21 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" (далее - Федеральный закон), об использовании бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ) и транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, зарезервированных в составе утвержденных Федеральным законом бюджетных ассигнований (за исключением средств, распределение которых осуществляется в случае и в пределах поступления отдельных доходов федерального бюджета), принимается не позднее 1 марта 2024 г., а в случае, если до 1 марта текущего финансового года уполномоченный орган управления проектной деятельностью продлил срок принятия указанного решения, - не позднее 1 апреля 2024 г.

Проект решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, предусматривающего необходимость распределения объемов межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации либо внесения изменений в распределение межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации, формируется и рассматривается одновременно с проектом правового акта Правительства Российской Федерации о распределении межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации (о внесении изменений в распределение межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации), за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.

Распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов (внесение изменений в распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов) в целях реализации решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, порядками (правилами) предоставления которых предусмотрено распределение таких межбюджетных трансфертов по результатам проведения конкурса, осуществляется не позднее 1 июня 2024 г.

При отсутствии по состоянию на 1 марта 2024 г. (1 апреля 2024 г.) указанного в абзаце первом настоящего пункта решения (за исключением средств, распределение которых осуществляется в случае и в пределах поступления отдельных доходов федерального бюджета) соответствующие бюджетные ассигнования направляются на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Внесение изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, предусматривающих уменьшение бюджетных ассигнований по мероприятиям (результатам) федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ) и транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, распределенных в соответствии с решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, после 1 июня 2024 г. не допускается, за исключением случаев перераспределения указанных бюджетных ассигнований на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации и использования средств экономии, образовавшейся по результатам заключения государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.

Бюджетные ассигнования (за исключением средств, распределение которых осуществляется в случае и в пределах поступления отдельных доходов федерального бюджета), доведенные до главного распорядителя средств федерального бюджета в объеме, установленном решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, направляются на увеличение резервного фонда Правительства Российской Федерации в случае отсутствия по состоянию на 1 сентября 2024 г. принятых бюджетных обязательств.

Главные распорядители средств федерального бюджета не позднее 10 сентября 2024 г. представляют в Министерство финансов Российской Федерации предложения по перераспределению бюджетных ассигнований на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

4. Внесение изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в целях распределения зарезервированных в составе Федерального закона бюджетных ассигнований на осуществление мероприятий инициатив социально-экономического развития осуществляется в установленном порядке на основании предложений главных распорядителей средств федерального бюджета, представленных в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 1 апреля 2024 г.

При отсутствии предложений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, соответствующие бюджетные ассигнования федерального бюджета направляются на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, а паспорта федеральных проектов, соответствующих инициативам социально-экономического развития, и паспорта государственных программ Российской Федерации, в рамках которых такие проекты реализуются, подлежат приведению в соответствие с утвержденными параметрами сводной бюджетной росписи федерального бюджета не позднее 20 апреля 2024 г.

5. Распределение бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", зарезервированных в составе Федерального закона, а также их перераспределение в 2024 году осуществляются на основании решений управляющего совета государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности".

При наличии разногласий с Министерством финансов Российской Федерации в отношении предложений по распределению (перераспределению) бюджетных ассигнований, указанных в абзаце первом настоящего пункта, такие предложения выносятся на рассмотрение управляющего совета государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности" в случае их одобрения Правительственной комиссией по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов.

Внесение изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, предусматривающих уменьшение бюджетных ассигнований на мероприятия (результаты) структурных элементов государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", распределенных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, не допускается, за исключением случаев перераспределения указанных бюджетных ассигнований на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации и использования средств экономии, образовавшейся по результатам заключения государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), источником финансового обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.

6. Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, за исключением иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации в случаях и в пределах поступления доходов федерального бюджета от уплаты налогов, сборов и таможенных пошлин (далее - иной межбюджетный трансферт), должно содержать:

объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт;

размер предоставляемого иного межбюджетного трансферта, порядок и условия его перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации;

значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта, который должен быть конкретным и измеримым и определяться в соответствии с нормативным правовым актом, устанавливающим порядок (правила) предоставления иных межбюджетных трансфертов, и обязательство субъекта Российской Федерации по его достижению. Результат предоставления иного межбюджетного трансферта, предоставляемого в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации в рамках структурного элемента государственной программы Российской Федерации, должен соответствовать мероприятию (результату), установленному в паспорте такого структурного элемента государственной программы Российской Федерации;

срок представления и форму отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также о достижении значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими порядок (правила) предоставления иных межбюджетных трансфертов;

условия, аналогичные условиям, установленным подпунктами "в" (в части перечня объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества, предусмотренного указанным подпунктом) и "в_3" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", для соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;

порядок осуществления контроля за выполнением субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта;

указание на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, на который возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта со стороны субъекта Российской Федерации;

иные условия, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бюджетные правоотношения по предоставлению иных межбюджетных трансфертов.

7. В случае предоставления иного межбюджетного трансферта в рамках структурного элемента государственной программы Российской Федерации информация о результате предоставления иного межбюджетного трансферта и его значениях формируется в информационной системе "Электронный бюджет" автоматически.

(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2024 года N 405. - См. предыдущую редакцию)

8. Проекты правовых актов Правительства Российской Федерации об утверждении распределения межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, между субъектами Российской Федерации (о внесении изменений в распределение объемов межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, между субъектами Российской Федерации и (или) между текущим финансовым годом и плановым периодом), указанных в частях 2 и 3 статьи 7 Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 457-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", подлежат внесению в Правительство Российской Федерации для их утверждения в установленном порядке не позднее 20-го рабочего дня после их рассмотрения трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений или после принятия Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам и (или) Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам решения о нецелесообразности рассмотрения указанных проектов правовых актов Правительства Российской Федерации на заседании трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений.

Заключение соглашений о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотренных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (дополнительных соглашений к таким соглашениям), осуществляется не позднее 20-го рабочего дня после вступления в силу правовых актов Правительства Российской Федерации об утверждении распределения указанных межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации (о внесении изменений в распределение их объемов между субъектами Российской Федерации и (или) между текущим финансовым годом и плановым периодом).

Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций федерального или межрегионального характера, может содержать условие об установлении в договоре (государственном контракте) о выполнении работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого является иной межбюджетный трансферт, авансовых платежей в размере до 100 процентов суммы соответствующего договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации.

9. Предоставление из федерального бюджета предусмотренных статьями 78, 78_1, 78_3 и 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидий и бюджетных инвестиций осуществляется при условии отсутствия у их получателей просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией (за исключением случаев, установленных настоящим пунктом).

Проверка наличия (отсутствия) у получателей, указанных в абзаце первом настоящего пункта, просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета на дату заключения договора (соглашения) о предоставлении субсидии (бюджетных инвестиций) или на иную дату, определенную порядком (правилами) предоставления указанной субсидии, или решением главного распорядителя средств федерального бюджета о порядке предоставления субсидии, предусмотренным подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 и абзацами четвертым и пятым пункта 2 статьи 78_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, либо на дату принятия решения о предоставлении указанной субсидии в случае, если правилами ее предоставления заключение договора (соглашения) не предусмотрено.

Проверка наличия (отсутствия) у получателя субсидии (бюджетных инвестиций) просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией осуществляется соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета с учетом требований, установленных абзацем вторым настоящего пункта, на основании информации о лицах, имеющих просроченную задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, размещаемой на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Размещение указанной информации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня ее получения от агентов Правительства Российской Федерации, привлеченных в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 18 Федерального закона.

Информация о наличии у получателей субсидий (бюджетных инвестиций) просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией также может быть доведена до главных распорядителей средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими права кредитора по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также указанными в абзаце третьем настоящего пункта агентами Правительства Российской Федерации в простой письменной форме и (или) иными способами, предусмотренными при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и (или) агентами Правительства Российской Федерации.

Требование об отсутствии задолженности, указанной в абзаце первом настоящего пункта, не применяется при предоставлении субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям и федеральным государственным автономным учреждениям, субсидий в целях возмещения недополученных доходов, субсидий в целях финансового обеспечения или возмещения затрат, связанных с поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) получателями субсидий физическим лицам, а также в иных случаях, установленных правовым актом Правительства Российской Федерации.

10. Министерство финансов Российской Федерации в 2024 году вправе осуществлять:

списание (прощение) задолженности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц и физических лиц по уплате пеней, штрафов и процентов, начисленных на основании договора (сделки) и (или) положений гражданского или бюджетного законодательства Российской Федерации за несвоевременное исполнение денежных обязательств перед Российской Федерацией и (или) пользование чужими денежными средствами, в случае полного исполнения других обязательств должника по уплате денежных средств, определенных соответствующим договором (сделкой), возврату неосновательного обогащения и возмещению убытков. Решение о списании (прощении) такой задолженности принимается в месячный срок со дня получения заявления заемщика и документов, подтверждающих выполнение указанного условия списания (прощения) задолженности;

государственные внутренние (внешние) заимствования Российской Федерации с превышением установленного на 2024 год пунктами 3 и 4 части 1 статьи 1 Федерального закона верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга Российской Федерации в целях замещения государственных внешних (внутренних) заимствований в рамках верхнего предела государственного долга Российской Федерации (суммы верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, установленного Федеральным законом, и верхнего предела государственного внешнего долга Российской Федерации, установленного Федеральным законом).

11. Предоставить Министерству финансов Российской Федерации право заключить от имени Правительства Российской Федерации договоры о выполнении в 2024 году функций агентов Правительства Российской Федерации, предусмотрев в этих договорах права и обязанности агентов, их ответственность за ненадлежащее исполнение договоров, критерии оценки работы, а также сумму и порядок выплаты вознаграждения за выполнение функций агента Правительства Российской Федерации:

с государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" - в соответствии с пунктами 1, 2, 4 и 6 части 5 статьи 18 Федерального закона;

с публичным акционерным обществом "Промсвязьбанк" - в соответствии с пунктами 1-3 части 5 статьи 18 Федерального закона.

12. Объем вознаграждения агентам Правительства Российской Федерации, установленным пунктами 1-6 части 5 статьи 18 Федерального закона, определяется Министерством финансов Российской Федерации в пределах суммы, предусмотренной на указанные цели пунктом 1 части 7 статьи 18 Федерального закона.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»