АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 апреля 2024 года Дело N А27-23681/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2024 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2024 года.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Крюковой Л.А.,

судей Мальцева С.Д.,

Сергеевой Т.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Лига стрельбы из лука Кузбасса" на решение от 12.09.2023 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Плискина Е.А.) и постановление от 13.12.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Назаров А.В., Аюшев Д.Н., Чикашова О.Н.) по делу N А27-23681/2022 по иску акционерного общества "Кемеровская генерация" (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, Кузнецкий проспект, дом 30, ОГРН 1122224002284, ИНН 4205243192) к общественной организации "Федерация стрельбы из лука Кемеровской области" (650066, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, Октябрьский проспект, дом 51, квартира 75, ОГРН 1104200000728, ИНН 4217124418), комитету по управлению муниципальным имуществом города Кемерово (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Притомская набережная, дом 7б, ОГРН 1024200712161, ИНН 4209014443) о взыскании задолженности и пени.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - автономная некоммерческая организация "Лига стрельбы из лука Кузбасса" (ОГРН 1224200005424, ИНН 4205404890), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания на Ворошилова" (ОГРН 1134205004009, ИНН 4205260230).

Суд установил:

акционерное общество "Кемеровская генерация" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), объединенным для совместного рассмотрения с судебным делом N А27-10706/2023 в одно производство в соответствии со статьей 130 АПК РФ, к комитету по управлению муниципальным имуществом города Кемерово (далее - комитет, ответчик) и общественной организации "Федерация стрельбы из лука Кемеровской области" (далее - федерация, соответчик), о взыскании солидарно 137 840, 50 руб. основного долга за потребленную с марта 2022 года по июнь 2023 года тепловую энергию для целей отопления, 19 520,50 руб. пени за несвоевременную оплату, начисленной по состоянию на 28.08.2023.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания на Ворошилова", автономная некоммерческая организация "Лига стрельбы из лука Кузбасса" (далее - организация, совместно - третьи лица).

Решением от 12.09.2023 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 13.12.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, производство по делу в отношении федерации прекращено. Иск к комитету удовлетворен, в пользу общества взыскано 137 840, 50 руб. задолженности, 19 520,50 руб. пени, распределены расходы по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с решением и постановлением, организация обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска на сумму 8 576, 90 руб.

В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что судами не дана надлежащая оценка доводам комитета и организации о неотапливаемости помещения, что подтверждено техническим паспортом на многоквартирный дом (далее - МКД), расположенный по адресу: город Кемерово, улица Волгоградская, дом 30 (далее - спорный МКД), актом обследования от 26.10.2020, составленным работниками сторон спора, заключением общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая компания "Архпроект" от 23.05.2021 (далее - заключение специалиста); не принято во внимание, что на момент передачи организации во временное пользование нежилого помещения по договору аренды от 30.06.2022 N 11503 (далее - договор аренды N 11503) магистральный трубопровод, по которому подавался ресурс в спорный МКД, проходящий через спорное нежилое помещение, являлся заизолированным, при этом отопление помещения типовым проектом N 1-464А-3 (далее - типовой проект МКД) не предусмотрено, доказательств установки отопительных приборов в нежилом помещении не представлено; плата за коммунальную услугу по отоплению рассчитана судами неверно, составляет в соответствии с пунктом 59(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), 8 576, 90 руб.

В приобщенном судом округа к материалам дела отзыве общество возражает против доводов кассационной жалобы, просит судебные акты оставить без изменения.

Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о дате и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается без участия их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, заявленных в кассационной жалобе (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), суд округа не находит оснований для их отмены или изменения.

Судами установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с пунктом 2.2 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом города Кемерово, утвержденного решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.06.2014 N 345, комитет осуществляет управление и распоряжение имуществом казны, находящимся в муниципальной собственности города Кемерово в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных муниципальными правовыми актами города Кемерово.

Муниципальному образованию город Кемерово на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 279, 1 кв. м, расположенное в подвале спорного МКД, оборудованного общедомовым прибором учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии (далее - спорное нежилое помещение), переданное федерации во временное пользование по договору аренды от 14.10.2019 N 11311 (далее - договор аренды N 11311) на срок с 11.10.2019 по 09.10.2024.

Между обществом (ТСО), комитетом (потребитель) и федерацией (исполнитель) заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 30.08.2019 N 78121т в редакции протокола согласования разногласий от 30.08.2019 (далее - договор теплоснабжения), в соответствии с которым ТСО обязалась поставлять потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель - оплачивать их, соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии и горячей воды, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии и горячей воды (пункт 1.1 договора теплоснабжения).

Расчет за фактически потребленную тепловую энергию и теплоноситель в расчетном месяце производится до 10 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 7.3 договора теплоснабжения).

Договор вступает в силу с момента подписания, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 12.10.2018, и действует до 30.09.2019, пролонгируется на следующий календарный год на тех же условиях при отсутствии возражений сторон (пункт 11.1 договора теплоснабжения).

Согласно пункту 12.1 договора теплоснабжения до окончания срока действия договора аренды или его досрочного расторжения права и обязанности потребителя по договору теплоснабжения в полном объеме принимает на себя исполнитель; выставление расчетных документов осуществляется ТСО на имя исполнителя; потребитель и исполнитель по договору несут солидарную ответственность перед ТСО за неисполнение (ненадлежащее исполнение) принятых на себя обязательств из настоящего договора (пункт 12.2 договора теплоснабжения).

В связи с прекращением деятельности федерации в качестве юридического лица и исключением сведений о ней 20.01.2023 из Единого государственного реестра юридических лиц спорное нежилое помещение с 01.07.2023 передано организации по договору аренды N 11503.

За период с марта 2022 года по июнь 2023 года общество поставило в спорное нежилое помещение тепловую энергию для целей отопления на сумму 137 840, 50 руб.

в объеме 67, 0869 Гкал, определенном расчетным путем исходя из показаний ОДПУ и площади нежилого помещения в соответствии с пунктами 42, 42(1), формулами 3, 3(6) приложения N 2 к Правилам N 354.

В связи с образовавшейся задолженностью общество направило в адрес комитета

и федерации претензии от 18.10.2022 N 3-10/1-92861/22-521, от 17.04.2023 N 3-10/1-37936/23-200 с требованием оплатить поставленный ресурс, неисполнение которого послужило основанием для обращения в арбитражный суд с исками, объединенными в одно производство для совместного рассмотрения, прекращенное в части требований к федерации в связи с ее ликвидацией как юридического лица.

Удовлетворяя требования к комитету, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 1, 8, 12, 125, 209, 210, 215, 308, 309, 310, 329, 330, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 23, 39, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 2, 29, 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент), пунктами 35, 42, 42(1) Правил N 354, пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктом 1.7.1, 5.2.22 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), ГОСТом Р 51929-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) от 11.06.2014 N 543-ст (далее - ГОСТ Р 51929-2014), ГОСТом Р 56501-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", утвержденным приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст (далее - ГОСТ Р 56501-2015), правовыми позициями, приведенными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П (далее - Постановление N 46-П), Верховного Суда Российской Федерации, отраженными в решениях от 07.05.2015 N АКПИ15-198, от 25.04.2018 N АКПИ18-146, определениях от 20.02.2017 N 303-ЭС16-14807, от 01.03.2017 N 303-ЭС16-15619, от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578, от 07.09.2019 N 308-ЭС18-25891, исходили из неопровергнутой ответчиками презумпции отапливаемости спорного нежилого помещения, наличия оснований для взыскания задолженности с комитета как представителя собственника, на котором по общему правилу лежит бремя содержания принадлежащего ему имущества, правомерности начисления пени в заявленном размере.

Спор по существу разрешен правильно, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением

энергии.

Если подача абоненту через присоединенную сеть электроэнергии, холодной воды, горячей воды, тепловой энергии на отопление осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг собственникам помещений в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ).

В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.

Частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Положениями статьи 155 ЖК РФ определен общий порядок организации расчетов за коммунальные ресурсы, поставляемые в жилые помещения, расположенные в МКД, в силу которого в отсутствие оснований для применения положений статьи 157.2 ЖК РФ собственники указанных помещений вносят плату за потребленные коммунальные ресурсы лицу, осуществляющему управление общим имуществом МКД, которое в последующем производит расчет с РСО.

Между тем положениями пункта 6 Правил N 354 для собственников нежилых помещений, расположенных в МКД, с 01.01.2017 предусмотрен иной правовой режим организации отношений, связанных со снабжением принадлежащих им помещений коммунальными ресурсами, согласно которому поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в данные помещения, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с РСО.

Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере, предусмотренном пунктом 14 статьи 155 ЖК РФ.

В соответствии с ГОСТ Р 51929-2014 МКД - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил N 491), с помощью которой в МКД поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.

Исходя из пункта 3.18 ГОСТ Р 56501-2015 под отоплением понимается

коммунальная услуга, выражающаяся в искусственном, равномерном нагреве воздуха в помещениях, оказываемая путем бесперебойного, круглосуточного, в течение всего отопительного периода теплообмена от отопительных приборов системы отопления, разводящего трубопровода и стояков внутридомовой системы теплоснабжения, проходящих транзитом через такие помещения, а также ограждающих конструкций, в том числе плит перекрытий и стен, граничащих с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота.

Таким образом, предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений МКД, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри МКД, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота.

Порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению предусмотрен Правилами N 354.

Согласно пунктам 42(1), 43 Правил N 354, а также в соответствии с показателем площади помещений, используемым для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в расчетных формулах приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в одинаковом установленном Правилами N 354 порядке (с применением соответствующих расчетных формул) во всех жилых и нежилых помещениях МКД, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений МКД, в том числе в отсутствие обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключении МКД к централизованной системе теплоснабжения.

Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Технического регламента следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.

В подпункте "в" пункта 35 Правил N 354 установлено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил N 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (пункт 1.2 Постановления N 46-П).

Переоборудование нежилого помещения в МКД путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения (определения Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2018 N 306-ЭС17-20725, от 08.10.2018 N 302-ЭС18-14996, от 01.10.2019 N 308-ЭС19-2264).

По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в МКД от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается.

Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 07.05.2015 N АКПИ15-198, следует, что данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одного помещения в МКД происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Учитывая, что содержащиеся в приложении N 2 к Правилам N 354 формулы расчета платы за коммунальную услугу по отоплению применимы равным образом к жилым и нежилым помещениям МКД, следовательно, запрет на переход отопления помещений МКД на иной (индивидуальный) способ отопления (без согласования и внесения изменений в систему теплоснабжения всего дома) распространяется равным образом как на жилые, так и на нежилые помещения.

Соответственно, пока не доказано иное, презюмируется, что помещение, расположенное в МКД, является отапливаемым.

Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажом системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение) (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2019 N 308-ЭС18-25891, от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578).

Исходя из общих правил доказывания, коррелирующих с принципом состязательности и равноправия сторон (статья 9, 65 АПК РФ), каждая сторона представляет доказательства в подтверждение своих требований и возражений.