ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 2024 года Дело N А83-13991/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2024 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего

судей

Приваловой А.В.,

Градовой О.Г.,

Кравченко В.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой О.Л.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 31 октября 2023 года по делу N А83-13991/2022, рассмотренному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Мегаполис" к Администрации города Феодосии Республики Крым, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Совета министров Республики Крым, о признании недействительным постановления,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Мегаполис" (далее - заявитель, общество, ООО "Фирма "Мегаполис") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Феодосии Республики Крым (далее - администрация) от 04.07.2022 N 2052 "О демонтаже (сносе) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, расположенных по адресу: г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Морская"

Дело рассмотрено с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Совета министров Республики Крым.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 31.10.2023 заявление удовлетворено, оспоренное постановление администрации признано недействительным, разрешен вопрос о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Судебный акт мотивирован тем, что внесение изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов в части исключения мест размещения не может повлечь за собой прекращение права общества на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) до предоставления компенсационного места, администрация нарушила положения пунктов 11, 12 Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402.

Не согласившись с принятым решением, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование апелляционной жалобы администрация ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что уполномоченным органом обществу было направлено уведомление об изъятии части арендуемого им земельного участка для размещения объекта "Реконструкция набережной в пгт. Коктебель, г. Феодосия, Республика Крым" на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 18.08.2020 N 1328-р. По результатам обследования изъятого земельного участка управлением муниципального контроля было выявлено размещение НТО в количестве 9 торговых мест, которые в Схеме размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Феодосия отсутствуют, в связи с чем спорное постановление о демонтаже незаконных объектов вынесено правомерно. Не соглашаясь с выводом суда о необходимости предоставления заявителю компенсационного места, администрация указывает, что НТО исключены из Схемы на основании распоряжения Совета министров Республики Крым, поэтому обязанность по предоставлению компенсационного места в данном случае на администрацию не распространяется, земельные участки изъяты не для муниципальных нужд.

Совет министров Республики Крым представил письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых поддержал доводы апелляционной жалобы администрации, указав, что положение о предоставлении компенсационного места в данном случае не распространяется на заявителя. Кроме того, полагает, что суд допустил нарушение норм процессуального права: не привлек к участию в деле третьих лиц - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, как уполномоченный орган в сфере земельных отношений, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, как уполномоченный орган в сфере градостроительства и осуществляющего функции и полномочия учредителя Государственного казенного учреждения Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым", осуществляющего, в свою очередь, функции заказчика по реконструкции набережной.

В отзыве на апелляционную жалобу общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, указывает, что отсутствуют правовые основания для отмены принятого решения, просит судебное решение оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о судебном заседании извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем своевременного размещения информации о дате, месте и времени судебного заседания на официальном сайте суда - www.21aas.arbitr.ru, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 5 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и в возражениях на нее, оценив представленные в дело доказательства, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и исходит из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам выездного обследования территории муниципального образования городской округ Феодосия сотрудниками управления муниципального контроля составлен акт N 31 от 01.06.2022, которым зафиксирован факт размещения нестационарных торговых объектов в количестве 9 торговых мест на земельных участках с кадастровыми номерами 90:24:030101:7637, 90:24:030101:7636, торговые объекты отсутствуют в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым. На основании указанного акта комиссией по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым принято протокольное решение от 21.06.2022 о наличии предусмотренных законом оснований для демонтажа (сноса) нестационарных объектов и вынесено заключение от 21.06.2022 N 31 о незаконности установки данных нестационарных объектов.

На основании заключения комиссии по демонтажу (сносу) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым от 21.06.2022 N 31 администрация, руководствуясь постановлением от 21.09.2020 N 2704 "О вопросах демонтажа (сноса) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым", приняла постановление 04.07.2022 N 2052 "О демонтаже (сносе) нестационарных объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, расположенных по адресу: г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Морская". Данным постановлением предписано произвести демонтаж 9 НТО (павильонов), расположенных на земельных участках с к.н. 90:24:030101:7637, 90:24:030101:7636, и привести место их размещения в первоначальное состояние в течение семи дней с даты получения копии данного постановления.

Полагая принятое постановление незаконным и нарушающим права общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что администрация не доказала законность и обоснованность оспариваемого постановления.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Оспариваемый ненормативный правовой акт оценивается арбитражным судом на момент его принятия. При оценке вопроса о законности ненормативного правового акта помимо прочего подлежат выяснению полномочия органа, вынесшего этот акт, основания для его издания.

Бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия спорного решения, возлагается на заинтересованное лицо, что следует из положений части 5 статьи 200 АПК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона N 381-ФЗ).

На основании части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение таких объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6).

Названные нормы направлены на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О).

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402 утвержден Порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым (далее - Порядок N 402).

Согласно пункту 1 раздела II Порядка N 402 размещение нестационарных торговых объектов (НТО) и нестационарных объектов для оказания услуг (НОУ) (за исключением разносной торговли) на земельных участках, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, за исключением расположенных на землях лесного фонда НТО или НОУ, осуществляется в соответствии со Схемой, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, сохранения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения наиболее полного удовлетворения потребительского спроса.

Согласно требованиям указанного нормативного правового акта, утвержденные Схемы носят бессрочный характер. При этом утверждение требований к размещению и внесение в них изменений не могут повлечь пересмотр мест размещения уже функционирующих НТО, установленных на законных основаниях.

Пунктом 16 названного Порядка в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено размещение НТО на земельных участках муниципальной или государственной собственности, находящихся в пользовании физических или юридических лиц, по договору с пользователем земельного участка при условии размещения НТО в соответствии со Схемой, соблюдения Земельного кодекса Российской Федерации, вида разрешенного использования земельного участка, градостроительного законодательства и правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов.

При этом в случае, установленном пунктом 16 раздела II Порядка N 402, пользователь земельного участка обязан направить в орган местного самоуправления уведомление о размещении НТО. Размещение НТО в этом случае осуществляется без проведения конкурентных процедур после включения НТО в Схему.

Аналогичные положения содержит принятый администрацией в развитие постановления Совета Министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402 Порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденный постановлением администрации от 11.01.2019 N 112 (далее - муниципальный Порядок N 112).

Пунктами 2.10, 2.11 муниципального Порядка N 112 предусмотрено, что размещение НТО на земельных участках муниципальной или государственной собственности, находящихся в пользовании физических или юридических лиц, допускается по договору с пользователем земельного участка при условии соблюдения Земельного кодекса Российской Федерации, разрешенного использования земельного участка и градостроительного законодательства, после согласования эскиза фасадов НТО (в цвете в масштабе 1:500) с заместителем главы администрации города Феодосии - главным архитектором города. В таком случае субъект хозяйствования обязан направить уведомление о включении места размещения НТО в Схему.

Такое уведомление является основанием для внесения изменений в Схему размещения НТО (пункт 3.5 муниципального Порядка N 112).

Таким образом, с учетом совокупности названных выше правовых положений размещение НТО на земельном участке муниципальной собственности, находящемся в пользовании у хозяйствующего субъекта на законных основаниях, осуществляется при наличии одновременно следующий условий: вид разрешенного использования земельного участка допускает размещение НТО, обращение пользователя земельного участка в орган местного самоуправления с уведомлением о размещении НТО, схема НТО предусматривает такое размещение.

Применительно к названным условиям судом установлено, что 26 декабря 2016 года между обществом и администрацией был заключен в порядке переоформления ранее возникшего права договор N 234 аренды земельного участка площадью 5 297 кв.м. с кадастровым номером 90:24:030101:189, расположенного по адресу: г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Морская, 81, предоставленного для строительства и эксплуатации базы отдыха, с видом разрешенного использования - туристическое обслуживание. Срок действия договора - до 08.12.2022. На участке находится нежилое здание с кадастровым номером 90:24:030101:196 (база отдыха "Карамель"), принадлежащее обществу на праве собственности (свидетельство о праве собственности от 02.11.2015).

Согласно выписке из ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка туристическое обслуживание.

На основании направленного обществом, как пользователем земельного участка, уведомления о включении 11 мест размещения НТО (9 павильонов кафе, павильон продтоваров, тир) в Схему размещения НТО на арендуемом земельном участке с кадастровым номером 90:24:030101:189, в соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов включения (исключения) в Схему размещения нестационарных торговых объектов (оказания услуг) на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым от 16.05.2019 N 24, администрация постановлением от 23.06.2019 N 1813 внесла изменения в постановление от 30.04.2015 N 226 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым" и включила в Схему 11 мест для размещения НТО по ул. Морская, 81 на земельном участке, находящемся в пользовании ООО "Фирма "Мегаполис".

Данное обстоятельство подтверждено материалами дела, администрацией не оспаривается и документально не опровергнуто.

Следовательно, как верно установил суд, спорные нестационарные торговые объекты (9 павильонов) были включены в Схему размещения НТО в соответствии с требованиями действующего законодательства и не могут рассматриваться в качестве незаконно размещенных.

На дату принятия органом местного самоуправления оспариваемого постановления ООО "Фирма "Мегаполис" осуществляло предпринимательскую деятельность на арендуемом земельном участке с использованием принадлежащих ему нестационарных торговых объектов, размещенных в соответствии со Схемой размещения НТО, утвержденной постановлением администрации от 23.06.2019 N 1813.

Вопросы исключения из Схемы мест размещения НТО урегулированы разделом 2 Порядка N 402 и разделом 3 муниципального Порядка N 112.

Так, пунктом 10 Порядка N 402 и пунктом 3.5 муниципального Порядка N 112 предусмотрено, что основанием для внесения изменений в Схему является, в числе прочего, строительство, ремонт или реконструкция объектов систем электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и территорий общего пользования, автомобильных дорог и территорий благоустройства муниципального образования, реализация долгосрочных целевых программ.

Внесение изменений в Схему в части исключения мест размещения НТО или НОУ не может повлечь за собой прекращение права на размещение НТО или НОУ до предоставления компенсационного места, если иное не вытекает из договора на размещение НТО или НОУ или если хозяйствующий субъект отказался от всех компенсационных мест, предложенных органом местного самоуправления, и не внес предложений относительно компенсационного места в соответствии с пунктом 13 раздела II настоящего Порядка (пункт 11 Порядка N 402).

Пунктом 3.6 муниципального Порядка N 112 предусмотрено аналогичное правило.

Пунктом 12 Порядка N 402 установлено, что об исключении места размещения НТО или НОУ из Схемы хозяйствующий субъект уведомляется не менее чем за 6 месяцев с предложением подобрать компенсационные места в соответствии с Требованиями к размещению, но не ранее шести месяцев после проведения конкурентных процедур, в случае необходимости освобождения территории, занимаемой в соответствии с договором на размещение НТО или НОУ, при изъятии данного места для муниципальных нужд в связи с необходимостью использования территории, в границах которой находится место размещения НТО или НОУ, для целей, связанных с реализацией государственных или муниципальных программ.

Согласно пункту 3.7 муниципального Порядка N 112 об исключении места размещения НТО из Схемы хозяйствующий субъект уведомляется не менее чем за 6 месяцев с предложением подобрать компенсационные места в соответствии с Требованиями к размещению НТО, но не ранее шести месяцев после проведения аукциона, за исключением необходимости переноса НТО в случае необходимости ликвидации аварийных ситуаций. Уполномоченный орган по разработке Схемы размещения НТО также предлагает субъекту торговли альтернативные варианты.

Под компенсационным местом в соответствии с пунктом 1.4 муниципального Порядка N 112 понимается место, которое предоставляется хозяйствующему субъекту для размещения НТО (вместо ранее предоставленного на основании договора или иных разрешительных документов), как в местах, предусмотренных Схемой, так и в других местах в соответствии с действующим законодательством, исходя из требований к размещению НТО, в случае изъятия для муниципальных нужд или при необходимости выполнения аварийных, строительных, ремонтных, профилактических и прочих видов работ на объектах дорожно-транспортной инфраструктуры, инженерных коммуникациях и других объектах городской инфраструктуры, без проведения аукциона на срок, равный оставшейся части срока договора на размещение.

Из материалов дела следует, что распоряжением Совета Министров Республики Крым от 18.08.2020 года N 1328-р "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для государственных нужд", принятым в целях реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года" и реконструкции набережной в пгт. Коктебель, г.Феодосия, Республики Крым, постановлено изъять для государственных нужд земельные участки и объекты недвижимого имущества согласно приложению, в число которых вошел земельный участок с кадастровым номером 90:24:030101:189 в части площади 1293 кв.м., Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым поручено уведомить о принятом распоряжении правообладателей земельных участков, направить копию распоряжения в орган государственного кадастрового учета и регистрации прав, государственному казенному учреждению Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым" поручено обеспечить подготовку соглашений об изъятии земельных участков для государственных нужд, направление проектов этих соглашений сторонам для подписания.

Согласно указанному распоряжению из общей площади земельного участка с кадастровым номером 90:24:030101:189, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгт Коктебель, ул. Морская, 81, изымается 1293 кв.м., вследствие чего площадь оставшегося земельного участка с кадастровым номером 90:24:030101:189 составляет 4 004 кв.м.

3а счёт изъятой площади исходного земельного участка были сформированы земельные участки с кадастровыми номерами 90:24:030101:7637 площадью 688 кв.м и 90:24:030101:7636 площадью 605 кв.м., на которых продолжали размещаться НТО общества.

Согласно выпискам из ЕГРН от 20.05.2022 вид разрешенного использования указанных земельных участков - туристическое обслуживание, общественное питание, магазины, бытовое обслуживание.

24.08.2020 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым направило извещение N 45032/01-05/2 правообладателям земельных участков, в том числе и обществу, об изъятии земельных участков для размещения объекта "Реконструкция набережной в пгт Коктебель, г. Феодосия, Республика Крым" на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 18.08.2020 года N 1328-р, в котором сообщило, что после проведения заказчиком (застройщиком) объекта - ГКУ РК "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым" мероприятий по определению рыночной стоимости изымаемых участков и (или) объектов недвижимого имущества, им будет направлен проект соглашения об изъятии имущества для государственных нужд с указанием размера возмещения.