ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 апреля 2024 года Дело N А83-15994/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2024 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2024 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горбуновой Н.Ю., судей Мунтян О.И., Рыбиной С.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Енокян В.А., рассмотрев апелляционную жалобу некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 октября 2023 года по делу N А83-15994/2023

по иску заместителя прокурора Республики Крым, в интересах Республики Крым в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым

к ответчикам: некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым", обществу с ограниченной ответственностью "БЭМ-2" при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и г. Севастополю,

о признании недействительным дополнительного соглашения к государственному контракту,

при участии в судебном заседании:

от Государственного казенного учреждения города Севастополя "Единая дирекция капитального строительства" - Должикова Ольга Алексеевна, представитель по доверенности от 10.11.2023 N 289;

от общества с ограниченной ответственностью "ЭПРиС" - Петров Игорь Игоревич, директор, представлена выписка из ЕГРЮЛ,

установил:

Заместитель прокурора Республики Крым в защиту интересов Республики Крым (далее - прокурор) в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым обратился в Арбитражный суд Республики Крым с иском к некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" (далее - фонд, ответчик 1), обществу с ограниченной ответственностью "БЭМ-2" (далее - общество, ответчик 2) о признании недействительным дополнительного соглашения N 2 от 29.04.2019 к договору от 16.10.2018 N РТС291А180013(Д) на выполнение работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту общего имущества (ремонт ВДИС) и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома (ремонт ВДИС) Республики Крым по адресу: гор. Симферополь, ул. Ракетная, д. 17, заключенного между ответчиками.

Исковые требования мотивированы заключением ответчиками спорного дополнительного соглашения в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615, что привело к невозможности применения фондом к обществу мер ответственности в виде взыскания неустойки за просрочку выполнения работ. Данные обстоятельства повлекли за собой снижение объёма финансирования реализации программы и деятельности фонда, чем нарушены интересы Республики Крым.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24 октября 2023 года исковые требования удовлетворены.

Признано недействительным дополнительное соглашение N 2 от 29.04.2019 к договору на выполнение работ N РТС291А180013(Д) от 16.10.2018, заключенное между некоммерческой организацией "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" и обществом с ограниченной ответственностью "БЭМ-2".

Взыскана с некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" (ИНН 9102066504, ОГРН 1149102183735) в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 3 000 руб.

Взыскана с общества с ограниченной ответственностью "БЭМ-2" (ИНН 0706004840, ОГРН 1110720000698) в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 3 000 руб.

Не согласившись с судебным актом, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, указывая, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы процессуального и материального права.

Апеллянт указывает на тот факт, что судом первой инстанции 17.10.2023 года был объявлен перерыв в судебном заседании до 17 часов этого же дня и вынесено решение, однако, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие надлежащее извещение второго ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора о проведении судебного заседания 17.10.2023 года.

Кроме того, апеллянт указывает, что судом первой инстанции не дана оценка правомерности заключения дополнительного соглашения N 2 от 29.04.2019 года и не назначена экспертиза с целью установления обстоятельств, наличие которых повлияла на увеличение срока работ.

Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2024 года настоящая апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению.

В судебном заседании 02 апреля 2024 года истец возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, явку полномочных лиц не обеспечили.

О ходе движения дела размещена надлежащим образом информация на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением норм части 1 статьи 121 АПК РФ.

Таким образом, суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, извещенными надлежащим образом о судебном разбирательстве по делу.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

От прокурора 12.02.2024 года поступило ходатайство о вынесении частного определения в адрес Совета министров Республики Крым в отношении НО "РФ КРМД РК" с целью проведения внутреннего финансового аудита по вопросу принятия мер к взысканию штрафных санкций по договорам, срок исполнения которых истек.

Коллегией судей отказано в удовлетворении заявленного ходатайства, о чем вынесено протокольное определение.

Согласно части 1 статьи 188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при выявлении в ходе рассмотрения дела случаев, требующих устранения нарушения законодательства Российской Федерации государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенной федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, адвокатом, субъектом профессиональной деятельности, арбитражный суд вправе вынести частное определение.

Таким образом, вынесение частного определения (будучи правом, а не обязанностью суда) сопряжено с установленными судом определенными фактическими обстоятельствами, теми или иными выявленными нарушениями законодательства; частное определение направлено на устранение нарушений законности органами публичной власти, должностными и иными лицами.

Таким образом, при вынесении частного определения суд должен установить фактические обстоятельства, в рамках которых тем или иным лицом допущено нарушение законодательства. Частное определение выносится в случае выявления при рассмотрении спора нарушения законов и иных нормативных правовых актов в деятельности организации, государственного органа, органа местного самоуправления и иного органа, должностного лица или гражданина.

Функция частного определения состоит в предупреждении правонарушений в деятельности субъектов, осуществляющих различные аспекты экономической деятельности, в связи с чем, основанием его вынесения служит выявление судом нарушений законов и иных правовых актов, регулирующих соответствующую деятельность.

Суд апелляционной инстанции отмечает, что в рамках настоящего дела не выявлены доказательства нарушения Советом министров Республики Крым норм действующего законодательства, при этом арбитражное процессуальное законодательство разделяет последствия использования своих процессуальных прав участниками процесса и выявление нарушений закона в деятельности юридических и физических лиц, не связанной с процессуальными действиями (ст. 188.1 АПК РФ).

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Двадцать первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в рамках реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016 - 2045 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым N 753 от 30.11.2015, по результатам электронного аукциона между НО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" и ООО "БЭМ-2" заключен договор N РТС291А180013(Д) от 16.10.2018г. на выполнение работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту общего имущества (ремонт ВДИС) и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома (ремонт ВДИС) Республики Крым по адресу: гор. Симферополь, ул. Ракетная, д. 17.

Пунктами 2.2.2 и 2.2.3 договора закреплено, что, подписывая настоящий договор, генподрядчик подтверждает, что он полностью понимает и осознает характер и объемы работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будут происходить выполнение работ, иными обстоятельствами, которые каким -либо образом влияют (либо могут повлиять) на выполнение работ и принимает на себя все расходы, риски и трудности, связанные с выполнением работ, а также, что генподрядчик получил и изучил все материалы договора, включая все приложения к нему и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки выполнения, стоимость и качество работ в полном объеме.

Стоимость работ, в соответствии с пунктом 3.1 договора составила 14 663 343, 53 руб.

В соответствии с пунктом 4.2 договора продолжительность производства работ на объекте (ах) определяется Графиком производства и стоимости работ (Приложение N 1 к договору). Конечный срок выполнения работ - последний день установленного срока выполнения Работ согласно Графику производства и стоимости работ (пункт 4.2.2 договора).

При этом, согласно Приложению N 1 к договору конечный срок выполнения работ определен как - 31.12.2018.

Согласно пункту 4.4 Договора изменение сроков выполнения работ возможно по основаниям, предусмотренным действующей на момент возникновения необходимости корректировки сроков редакции постановления Правительства РФ N 615-ПП.

Пунктом 6 договора предусмотрена обязанность генподрядчика выполнить и сдать работы в объеме и в сроки, предусмотренные договором.

Согласно пункту 10.1 договора генподрядчик гарантирует по каждому из объектов выполнение всех работ в полном объёме и в сроки, определенные условиями договора.

В соответствии с пунктом 13.1 договора, договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31.12.2018.

В свою очередь, 29.04.2019 между фондом и обществом заключено дополнительное соглашение N 2, согласно пунктам 1.1 и 1.2 которого стороны определили внести изменения в График производства работ (Приложение N 3 к договору, являющемуся неотъемлемой его частью), продлив сроки выполнения работ до 31.10.2019.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.08.2022 по делу N А83-19613/2019, вступившим в законную силу, признаны недействительными пункты 1.1 и 1.2 Дополнительного соглашения N 1 от 27.12.2018 к договору N РТС291А180013(Д) от 16.10.2018, заключенному между некоммерческой организацией "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" и обществом с ограниченной ответственностью "БЭМ-2".

По результатам рассмотрения вышеуказанного дела суд письмом от 18.05.2023 уведомил прокуратуру о наличии в материалах дела дополнительного соглашения от 29.04.2019 N 2 к договору от 16.10.2018 N РТС291А180013(Д), которым стороны продлили срок выполнения работ до 31.10.2019.

Ознакомившись с письмом суда, прокуратура обратилась с данным иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания сделки недействительной. Суд апелляционной инстанции поддерживает указанные выводы.

Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируется в соответствии с положениями раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

В соответствии с положениями статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации; устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам; устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств.

Согласно статье 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (часть 7 статьи 168 ЖК РФ).

Согласно части 3 статьи 178 ЖК РФ деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных ЖК РФ, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Пунктом 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор осуществляет, помимо прочего, функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора. Аналогичные положения закреплены в статье 11 Закона Республики Крым от 19.12.2014 N 48-ЗРК/2014 "О некоторых вопросах в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым" (далее - Закон N 48-ЗРК/2014).

Фонд является региональным оператором и создан на основании распоряжение Совета министров Республики Крым от 20.10.2014 N 1052-р "О создании некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым", на которую возложены, в том числе, технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым.

В соответствии с положениями части 3 статьи 447 ГК РФ в случаях, указанных в настоящем кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

Как следует из части 1.1 статьи 182 ЖК РФ закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Аналогичное положение относительно конкурсной основы привлечения региональным оператором, в том числе в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 182 ЖК РФ, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Республики Крым закреплено и в статье 18 Закона Республики Крым N 48-ЗРК/2014.

На основании пунктов 3, 4, 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ.

Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615.

В соответствии с пунктом 2 указанного постановления N 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.

По смыслу статьи 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение