ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2024 года Дело N А29-11597/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года

Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2024 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бармина Д.Ю.,

судей Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Интинский"

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.02.2024 по делу N А29-11597/2023

по иску общества с ограниченной ответственностью "Акваград" (ИНН: 1105024466, ОГРН: 1171101007560)

к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Интинский" (ИНН: 1104002491, ОГРН: 1021100859845)

о взыскании задолженности и неустойки,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Акваград" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании с Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Инте (после переименования - Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Интинский", далее - ответчик, Отдел) задолженности по внесению платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения в размере 78 321 рубль 57 копеек, 27 358 рублей 33 копеек неустойки за период с 02.10.2022 по 22.01.2024 с продолжением начисления неустойки с 23.01.2024 по день фактической оплаты долга.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.02.2024 исковые требования удовлетворены.

Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый акт, вернуть дело на новое рассмотрение.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что на 2020 год Отдел заключил два контракта холодного водоснабжения и водоотведения с ОАО "Интаводоканал", которое 10.12.2020 признано банкротом; срок контрактов истек 31.12.2020. Общество стороной контрактов не являлось, в связи с чем не имеет законных оснований требовать исполнения указанных контрактов в свою пользу либо права предъявления по ним каких-либо претензий. Услуги, оказанные Обществом по контракту на 2021 год, оплачены ответчиком в полном объеме, претензий о нарушении условий контракта в части оплаты или нарушения нормативов по объему и составу сточных вод ответчику не поступало, расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ ответчику не поступало. Отдел не согласен с расчетом, так как он не позволяет установить, по какому контракту и за какой период образовалась задолженность. Достоверность расчета не представляется возможности проверить.

Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласен, просит оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 05.03.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 06.03.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Ответчик заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Общество является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Инты с 01.10.2019.

Между Обществом (организация ВКХ) и ответчиком (абонент) подписаны государственные контракты N 140064 от 03.03.2020, от 18.12.2020, от 01.03.2021 на поставку холодной питьевой воды на объекты ответчика и прием сточных вод.

Во исполнение условий контрактов истец оказал ответчику услуги холодного водоснабжения и водоотведения, начислил ответчику плату за негативное воздействие на работу ЦСВ за период с июля 2020 года по декабрь 2021 года, выставил счет на оплату от 30.04.2022.

Плата ответчиком не внесена, в связи с чем истец претензией от 16.12.2022 потребовал оплатить образовавшуюся задолженность.

Неисполнение со стороны ответчика требований претензии послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.

На основании пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.

В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона о водоснабжении, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

На основании подпункта "ж" пункта 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - правила N 644) абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами.

Подпунктом "г" пункта 36 Правил N 644 предусмотрено право организации водопроводно-канализационного хозяйства взимать с абонентов плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

В силу пункта 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).

В соответствии с пунктом 118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.

В силу пункта 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.

Пунктом 123(4) Правил N 644 предусмотрена формула расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых абонентами, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб.м в сутки (абзац первый пункта 124 Правил N 644).

Расчет платы произведен истцом на основании пункта 123(4) Правил N 644 как для объекта, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которого менее 30 куб.м в сутки.

Формула для расчета приведена также в пункте 123(4) Правил N 644 и включает в себя переменные: коэффициент компенсации, тариф на водоотведение, объем сточных вод.

Расчет с указанием объема водоотведения представлен истцом с исковым заявлением (листы дела 26-27); тарифы утверждены приказом Минстроя от 19.06.2020 N 22/2-Т, приказами Комитета по тарифам от 18.12.2020 N 14/64, от 17.06.2021 N 20/5; коэффициент компенсации составляет 0, 5.

Расчет является проверяемым, объем водоотведения соответствует выставленным истцом актам (68-74, 117-129). Контррасчет ответчиком не представлен, по существу методики вычисления возражений не заявлено.

Из содержания пункта 123(4) Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для категории абонентов, указанных в пункта 123(4) Правил N 644, чья основная хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.

В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.11.2020 N 44934-ИА/04 разъяснено, что порядок взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный пунктом 123(4) Правил N 644, связан с невозможностью или затруднительностью осуществления мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод в случаях, указанных в пункте 123(4) Правила N 644. При этом негативное воздействие фактически оказывается всеми абонентами.

Согласно абзацу 3 пункта 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.

Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.

Изменения, касающиеся начисления абонентам платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (пункты 123(4) и 203 Правил N 644) внесены в Правила N 644 постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", в связи с чем соответствующая плата за негативное воздействие на ЦСВ обоснованно начислена ответчику с июля 2020 года.

Государственные контракты от 05.03.2020, от 18.12.2020 заключены ОАО "Интаводоканал", представляющего интересы Общества на основании агентского договора от 14.08.2019, согласно которому Общество (принципал) поручило ОАО "Интаводоканал" (агент) заключать и подписывать от своего имени договоры с абонентами. Согласно пункту 1.3 агентского договора, права и обязанности по сделкам, совершенным агентом, возникают непосредственно у принципала.

В таком случае Обществом обоснованно предъявлена ко взысканию ответчику начисленная плата за негативное воздействие на работу ЦСВ, в том числе, в рамках контрактов от 05.03.2020, от 18.12.2020.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку Отдел на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.02.2024 по делу N А29-11597/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Интинский" - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий Д.Ю. Бармин

Судьи И.Ю. Барьяхтар

Т.В. Чернигина


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка