ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2024 года Дело N А33-35187/2023

Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Морозова Н. А.,

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элеватор"

на решение Арбитражного суда Красноярского края от "13" февраля 2024 года по делу N А33-35187/2023, рассмотренному в порядке упрощённого производства,

установил:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Элеватор" (ИНН 2439007020, ОГРН 1072439000457, далее - ответчик) о взыскании в пользу ОАО "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги":

- платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, задержанных в пути следования в размере 251 337 рублей 60 копеек;

- процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 11 175 рублей 91 копейки и, начиная с 29.09.2023, просит начислять проценты на сумму долга 251 337 рублей 60 копеек по день погашения задолженности.

Ответчиком заявлено ходатайство о переходе к рассмотрению настоящего дела по общим правилам искового судопроизводства.

Решением от 13.02.2024 судом в заявлении общества с ограниченной ответственностью "Элеватор" о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового судопроизводства отказано. Исковые требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил определение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает следующее:

- загруженность чуть более половины мощности железнодорожных путей необщего пользования ответчиком не может свидетельствовать о создании критической ситуации на железнодорожной станции Ужур КЖД, препятствия для подачи вагонов отсутствовали;

- нарушений со стороны ответчика не было, указания на нарушения норм погрузки не достоверны;

- суду первой инстанции необходимо было вызвать стороны в судебное заседание с учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса.

19.03.2024 истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы апелляционной жалобы не признал, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.

Между ОАО "РЖД" (перевозчиком) и ООО "ЭЛЕВАТОР" (пользователем) заключен договор N 2/826 от 30.07.2015, согласно пункту 1.1 которого (в редакции дополнительного соглашения от 30.09.2022) в соответствии с Федеральными законами "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожных путей необщего пользования N N 36, 38: 39, принадлежащих ОАО "РЖД" и используемых ООО "ЭЛЕВАТОР", примыкающих стрелочным переводом N 43 к пути N 16 станции Ужур Красноярской железной дороги - филиала (ОАО "РЖД"), обслуживаемого локомотивом Перевозчика.

Для организации работы по подаче и уборке вагонов на железнодорожный путь необщего пользования перевозчик оказывает пользователю ежесуточно услугу по предоставлению путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", протяженностью 1592, 7 метра (от стрелочного перевода N 43).

В соответствии с пунктом 6 договора (в редакции дополнительного соглашения от 30.09.2022) сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны, подаются локомотивом перевозчика с расстановкой на места погрузки, выгрузки вместимостью:

- путь N 36 (погрузо-выгрузочный) - грузовой фронт N 1-16 вагонов зерновозов;

- путь N 38 (погрузо-выгрузочный, для отстоя вагонов) - грузовой фронт N 2 - 2 полувагона; на участке пути N 38 (от предельного столбика стрелки N 506 до стрелки N 507) производится отстой вагонов, вместимость - 16 условных вагонов.

Подача и уборка вагонов на железнодорожном пути необщего пользования производится круглосуточно".

В силу пункта 7 договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой Пользователем устанавливается не более 25 усл. ваг.

Согласно пункту 11 договора (в редакции дополнительного соглашения от 24.08.2021) на железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются следующие технологические нормы: на погрузку зерновых грузов насыпью - 0.65 часа на вагон (пшеница и др. тяжеловесные). 0.45 часа на вагон (овес, ячмень и др. легковесные), на выгрузку зерновых грузов - 0.2 часа на вагон, на погрузку лома черных металлов - 1, 30 часа на вагон.

Нормы погрузки, выгрузки для других грузов устанавливаются в соответствии с приказом N 70 "О методике по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов".

Согласно пункту 12 договора (в редакции дополнительного соглашения от 24.08.2021) перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования по погрузке зерновых грузов составляет 18 ваг/сут.

Как следует из иска, вагоны N N95443263, 95726725, 95878757, 91134577, 95957221, 95727145, 95766424, 95853131, 95431375, 95764833, 95878120, 95718979, 95766945, 95768925, 95625034, 95713707, 95726667, 95726980, 95766952, 95624763, 95625174, 95626628, 95728184, 95767000 были задержаны в пути следования на станции Дубинино Красноярской железной дороги.

На основании оперативного приказа N 69 от 11.03.2023 г. по обращению N 45 от 10.03.2023 г. начальника станции Ужур Красноярской железной дороги, вагоны временно отставлены от движения на станции Дубинино Красноярской железной дороги, в связи с неприемом железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя.

Акты общей формы на начало задержки вагонов N 1/329 от 11.03.2023, 1/330 от 11.03.2023, 1/328 от 11.03.2023, 1/331 от 11.03.2023, 1/334 от 11.03.2023, 1/332 от 11.03.2023, 1/333 от 11.03.2023, 1/335 от 11.03.2023, 1/327 от 11.03.2023.

О данных обстоятельствах извещен представитель ООО "ЭЛЕВАТОР" (извещение от 11.03.2022), извещение направлено почтой.

Оперативным приказом N 24 от 26.03.2023 задержанные вагоны отправлены на станцию назначения, акты общей формы N 1/537 от 26.03.2023, 1/542 от 26.03.2023, 1/535 от 26.03.2023, 1/536 от 26.03.2023, 1/540 от 26.03.2023, 1/538 от 26.03.2023, 1/541 от 26.03.2023, 1/539 от 26.03.2023, 1/543 от 26.03.2023 об окончании задержки вагонов.

Сведения об окончании задержки вагонов оформлены извещением от 26.03.2023, которое направлено почтой.

Факт нарушения ответчиком технологических норм погрузки, выгрузки подтверждается анализом памяток приемосдатчика за период с 10.03.2023 по 27.03.2023, с приложением памяток приемосдатчика.

Договором N 2/826 от 30.07.2015 установлены технологические нормы оборота вагонов. Как видно из анализа памяток приемосдатчика вагоны находились под погрузкой, выгрузкой до 2097 часов, что значительно превышает нормативные сроки, установленные в договоре.

Плата за нахождение вагонов на путях общего пользования, задержанных в пути следования, начислена согласно накопительным ведомостям и актам общей формы приложенным к материалам дела и составляет 251 337 рублей 60 копеек.

Накопительные ведомости вручались ответчику 28.03.2023 о чем составлен акт общей формы, в котором имеется отметка о том, что представитель ООО "ЭЛЕВАТОР" от подписи накопительной ведомости отказался.

23.05.2023 за N ИСХ-5826/КРС ТЦФТО в адрес ООО "ЭЛЕВАТОР" направлена претензия на сумму 251 337 рублей 60 копеек с приложением расчета задолженности для рассмотрения возможности добровольной оплаты.

Указанная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.

Истцом на сумму задолженности начислены проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 28.03.2023 по 28.09.2023 в сумме 11 175 рублей 91 копейка.

ОАО "РЖД" на отправление претензии N ИСХ-5826/КРС ТЦФТО израсходовано 39 рублей 90 копеек, в подтверждение чего в материалы дела представлена квитанция и список внутренних почтовых отправлений N 32.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, представил в материалы дела отзыв на иск, в котором указал, в том числе:

- основанием для издания начальником дирекции Петуховым С.В. распоряжения N 69 от 11 марта 2023 года послужило обращение начальника железнодорожной станции Ужур Познахарева Н.В. о необходимости задержки в пути следования грузовых вагонов, контейнеров, следующих в адрес клиентов от 10.03.2023 года, вероятно, регистрационный номер 45. Однако идентифицировать к какому должностному лицу ОАО "РЖД" обращался 10.03.2023 года в 12:30 (видимо время отправления обращения, возможно МСК) названный ДС Познахарев Н.В. представленный суду образ документа не позволяет. Более того заявитель данного обращения не конкретизирует какую-либо направляющуюся в адрес ООО "Элеватор" партию порожних вагонов необходимо задержать, не устанавливает количество вагонов, подлежащих временной задержке, и не указывает сроков задержки.

- в своем обращении ДС Познахарев Н.В. в качестве оснований ссылается на АОФ от 10 марта 2023 года 12:00 N 2/1464, от 08 марта 2023 года 08:43 N 2/1439, от 07 марта 2023 года 06:00 N 2/1434, от 02 марта 2023 года 10:10 N 2/1341 и от 22 февраля 2023r. 15:38 N 2/1152. Вместе с тем, что данный АОФ составлен в одностороннем порядке и не связан какой-либо регламентацией состояния железнодорожного пути необщего пользования ООО "Элеватор" по состоянию на момент его составления, то есть 10.03.2023 года 12:00 (МСК);

- указанные в акте общей формы сведения не соответствуют действительности, а поскольку данный акт общей формы нарушает права и законные интересы ООО "Элеватор", то, следовательно, содержит признаки ничтожности,

- согласно дополнительному соглашению от 30.09.2022 N 2/1463 к договору на подачу и уборку вагонов от 30.07.2015 N 2/826, на железнодорожных путях необщего пользования ООО "Элеватор" может единовременно быть размещено до 34 вагонов, из них 16 вагонов под погрузкой на пути N 36 и 18 вагонов в отстое на пути N 38. Таким образом, чтобы у начальника железнодорожной станции Ужур по состоянию на 12:00 (МСК) 10.03.2023 года имелись законные основания для исполнения и подачи по команде своего обращения от 10.03.2023 года N 45 на железнодорожных путях необщего пользования ООО "Элеватор" на указанные дату и время должно было находиться более 34 вагонов. Вместе с тем, как следует из представленных истцом памяток приемосдатчика, по состоянию на 10.03.2023, на железнодорожных путях необщего пользования ООО "Элеватор" находилось: по памятке приемосдатчика за N 1103 - 13 вагонов; по памятке приемосдатчика за N 1104 - 04 вагона; по памятке приемосдатчика за N 1149 - 01 вагон; по памятке приемосдатчика за N 1264 - 01 вагон. Итого по состоянию на момент направления обращения, послужившего единственным основанием для издания спорного распоряжения N 69 от 11 марта 2023 года, то есть на 12 часов 30 минут (МСК) 10.03.2023 года на железнодорожных путях необщего пользования ООО "Элеватор" находилось 19 вагонов, что составляет всего 56% от максимальной загруженности, определенной договором. Более того, согласно дополнительному соглашению от 24.08.2021 года N 2/1183 к договору на подачу и уборку вагонов от 30.07.2015 года N 2/826, перерабатывающая способность ООО "Элеватор" составляет до 18 вагонов в сутки. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что загруженность железнодорожных путей необщего пользования ООО "Элеватор" по состоянию на 12 часов 30 минут (МСК) 10.03.2023 могла быть обнулена за одни сутки. Загруженность, в объеме чуть более половины мощности железнодорожных путей необщего пользования ООО "Элеватор", не может свидетельствовать о создании какой-то критической ситуации на железнодорожной станции Ужур КЖД по состоянию на 12 часов 30 минут (МСК) 10.03.2023;

- доказательств виновности ООО "Элеватор" в перегруженности железнодорожных путей необщего пользования ООО "Элеватор" по состоянию на 12:00 10.03.2023 со стороны истца не представлено;

- представленными доказательствами и анализом памяток приемосдатчика подтверждается отсутствие по состоянию на 12:00 10.03.2023 вины ООО "Элеватор" в действиях ОАО "РЖД" по временной задержке подвижного состава на железнодорожной станции Дубинино КЖД;

- технологические нормы по погрузке зерновых относятся лишь к процессу физической погрузки или выгрузки и не включают в себя сроки на оформление сопроводительных карантинных, фитосанитарных, ветеринарных и таможенных документов, оформление которых не осуществляется в круглосуточном режиме;

- ни одного вагона, при погрузке которого, с позиции истца, ООО "Элеватор" якобы были нарушены технологические нормы, не принадлежит перевозчику, следовательно ОАО "РЖД" не вправе предъявлять требования к оплате соответствующего простоя;

- ответчик ссылается на злоупотребление правом со стороны истца;

- ответчик возражает против взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, полагает их возможными к начислению после вступления в законную силу судебного акта;

- ответчик со ссылкой на статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает, что сумма штрафа подлежит корректировке судом в сторону уменьшения.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Как верно указано судом первой инстанции, правоотношения сторон в данном случае регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с УЖТ РФ.

Обязанность вносить плату за нахождение подвижного состава на путях общего пользования предусмотрена статьей 39 УЖТ РФ.

В силу части 11 статьи 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных или иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.

В силу части 19 статьи 39 УЖТ РФ для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных этой статьей, оформляется акт общей формы.

Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (часть 17 статьи 39 УЖТ РФ).

Согласно статье 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 утверждена Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).

Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - вагоны, контейнеры) (за предоставление железнодорожных путей) в перевозочном процессе определяется по ставкам, дифференцированным в зависимости от длины вагонов (типоразмера контейнеров) с учетом продолжительности нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, стадии перевозочного процесса (на начальной и/или конечной железнодорожной станции, либо в пути следования).

По ставкам таблицы N 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется в следующих случаях: при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.

В соответствии с п. 2.4. Приказа ФСТ России N 127-т/1 по ставкам таблицы N 2 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.

В соответствии с пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) при задержке вагонов независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или Правилами перевозок грузов.