ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2024 года Дело N А04-9485/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2024 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гричановской Е.В.

судей Самар Л.В., Козловой Т.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С., в отсутствии участвующих в деле лиц, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоочистная станция-3" на решение от 10.01.2024 по делу N А04-9485/2023 Арбитражного суда Амурской области по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоочистная станция 3" (ОГРН 1062815003790, ИНН 2815013774) к обществу с ограниченной ответственностью "Домино" (ОГРН 1172801007170, ИНН 2815016285) о возложении обязанности

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Водоочистная станция 3" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Домино" с иском о признании бездействия управляющей компании - ООО "Домино" по переустановке (оснащению) многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Амурская область, гор. Зея, мкр. Светлый, 62, 63, 71, 72, 73, 86, а также мкр. Солнечный, 3, 13, 15, общедомовыми приборами учета холодной воды и ввода их в эксплуатацию, не соответствующими закону; о возложении обязанности на ответчика в течение пяти рабочих дней с даты вступления решения в законную силу переустановить по указанным адресам общедомовые приборы учета холодной воды, ввести их в эксплуатацию и обеспечить их сохранность на протяжении всего срока эксплуатации; обязать ответчика обеспечить в течение двух последних рабочих дней каждого месяца, доступ представителей гарантирующей организации, к местам установки общедомовых приборов учета холодной воды расположенных в указанных многоквартирных домах для проверки их исправности, целостности пломб, а также снятия текущих показателей.

Решением суда от 10.01.2024 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Водоочистная станция-3" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 10.01.2024 отменить, иск удовлетворить.

В обоснование жалобы истец ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, и неверное определение обстоятельств по делу.

Считает, что истцом обязанность по установлению приборов учета выполнена. Приборы учета введены в эксплуатацию надлежащим образом, а ответчиком не обеспечена сохранность установленных приборов, в результате чего установленные истцом приборы учета пришли в негодное состояние, не позволяют признать их расчетными.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о дате, времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Шестого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.6aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным в ст. 121 АПК РФ.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Домино" просит обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Считает, что выводы суда основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств.

В судебном заседании 27.03.2024 стороны не участвовали, судебное разбирательство в составе суда председательствующего - Гричановской Е.В., судей: Козловой Т.Д, Воробьевой Ю.А. отложено на 10.04.2024.

В соответствии со ст. 18 АПК РФ определением от 26.03.2024 в составе суда произведена замена судьи Воробьевой Ю.А. (в отпуске) на судью Самар Л.В.

В судебное заседание, назначенное на 10.04.2024, лица, участвующие в деле, не явились. В соответствии с ч. 3 ст. 156, ст. 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участников спора.

Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, ООО "Водоочистная станция 3" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории г. Зея. Многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г. Зея, мкр. Солнечный, NN 3, 13,15; мкр. Светлый, N N62, 63, 71, 72, 73, 86 находятся под управлением ООО "Домино".

Решением суда от 26.10.2021 по делу N А04-1899/2021 на ООО "Домино" возложена обязанность в течение пяти рабочих дней с даты вступления решения в законную силу предоставить доступ ООО "Теплоэнергетическая компания-Зея", ООО "Водоочистная станция 3" в многоквартирные дома, расположенные по адресам: Амурская область, г. Зея, микрорайон Солнечный, дом N 3, N 13, N 15 для установки общедомовых приборов учета холодного и горячего водоснабжения. Во исполнение указанного судебного акта общедомовые приборы учета по указанным адресам установлены принудительно. Судебным приставом-исполнителем окончено исполнительное производство.

Определением суда от 04.05.2023 по делу N А04-2495/2023 производство по делу по заявлению ООО "Домино" о признании незаконным и отмене постановления от 16.03.2023 старшего судебного пристава ОСП по Зейскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области прекращено.

Заявляя исковые требования по настоящему делу ООО "Водоочистная станция - 3" считает, что поскольку многоквартирные дома не оборудованы отвечающими требованиям законодательства общедомовыми приборами учета, обязанность по установке (замене) таких приборов учета следует возложить на управляющую компанию (ответчика).

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 5 ст. 13 Закона N 261- ФЗ). В соответствии с п. 5, 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012.

С 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (ч. 9 ст. 13 Закона N 261-ФЗ).

В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Пунктами 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества должно включать в себя, в том числе, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Пунктом 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, определено, что абонент обязан обеспечивать учет получаемой холодной воды и отведенных сточных вод; установить приборы учета холодной воды, сточных вод (в случае если установка прибора учета сточных вод является обязательной для абонента) на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором, в сроки, установленные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

26.12.2023 ресурсоснабжающей организацией выявлено отсутствие общедомовых приборов учета инженерных сетей холодного водоснабжения, о чем составлен акт проверки наличия/отсутствия общедомовых приборов учета холодного водоснабжения (истекшие сроки поверки, нарушены пломбы). Приборы учета не введены в эксплуатацию.

Полагая, что управляющая организация обязана восстановить работоспособность общедомовых приборов учета холодной воды, ввести их в эксплуатацию, истец обратился в суд с настоящим иском.

Согласно подп. "с" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией, а также установку и ввод в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика.

Вместе с тем, в силу п. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления истец был обязан приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.

Принудительное понуждение к данным действиям управляющей организации через суд законом не предусмотрено. Позиция истца об обратном основана на ошибочном толковании положений Закона N 261-ФЗ. Истец как ресурсоснабжающая организация не входит в число лиц, перед которым управляющая организация несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества. А вопрос о замене данных приборов учета выносился управляющей компанией на обсуждение собственников МКД (протоколы общего собрания собственников спорных МКД от 20.09.2018), собственники отказались от установки ОДПУ до проведения ремонта общедомовых инженерных сетей.

Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ресурсоснабжающей организацией избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Иск удовлетворению не подлежит.

Все существенные обстоятельства дела судом установлены, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права. По ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Амурской области от 10.01.2024 по делу N А04-9485/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Е.В. Гричановская

Судьи

Л.В. Самар

Т.Д. Козлова


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка