СОВЕТ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

РЕШЕНИЕ


Об Основах таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств*

---------------
     * Соглашение вступило в силу 30 октября 1995 года.

____________________________________________________________________

Сдали ратификационные грамоты:

Республика Таджикистан        - депонирована 16 января 1996 года;

Сдали уведомления:

Российская Федерация          - депонировано 20 марта 1995 года;

Республика Узбекистан          - депонировано 19 мая 1995 года;

Республика Казахстан            - депонировано 30 октября 1995 года;

Азербайджанская Республика - депонировано 20 ноября 1995 года;

Кыргызская Республика          - депонировано 28 декабря 1995 года;

Республика Беларусь             - депонировано 3 июня 1997 года;

____________________________________________________________________     

Совет глав государств Содружества Независимых Государств решил:

1. Принять Основы таможенных законодательств государств участников Содружества Независимых Государств (прилагаются).

2. В целях гармонизации таможенного законодательства государств - участников Содружества использовать настоящие Основы таможенных законодательств государств - участников Содружества для подготовки или уточнения национального таможенного законодательства.

3. Настоящее Решение временно применяется со дня подписания и вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его государствами всех необходимых внутригосударственных процедур.

Совершено в городе Алматы 10 февраля 1995 г. в одном экземпляре на русском языке. Экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.

____________________________________________________________________

Вступило в силу для государств:

Российская Федерация               - 30 октября 1995 года;

Республика Узбекистан               - 30 октября 1995 года;

Республика Казахстан                 - 30 октября 1995 года;   

Азербайджанская Республика     - 20 ноября 1995 года;

Кыргызская Республика              - 28 декабря 1995 года;   

Республика Таджикистан             - 16 января 1995 года;

Республика Беларусь                  - 3 июня 1997 года;

Временно применяется для государств:

Республика Армения                   - с 10 февраля 1995 года;

Грузия                                        - с 10 февраля 1995 года;

Республика Молдова                   - с 10 февраля 1995 года;

Украина                                     - с 10 февраля 1995 года.

___________________________________________________________________       


(Подписи*)

____________________________________________________________________

* Подписали: Азербайджанская Республика**, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина.

     

*  Решение  подписано  Азербайджанской  Республикой  с примечанием: "С учетом особого мнения".

**  Решение  подписано  Украиной  с  примечанием:   "За исключением  слов  в  преамбуле  "не противоречащих  настоящим Основам".

____________________________________________________________________      

Приложение
к Решению Совета глав государств
Содружества Независимых Государств
об Основах таможенных законодательств
государств - участников
Содружества Независимых Государств
от 10 февраля 1995 года

ОСНОВЫ
таможенных законодательств государств - участников
Содружества Независимых Государств

Основы таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Основы) определяют принципы правового, экономического и организационного регулирования таможенного дела государств - участников Содружества (далее Государства), за которыми сохраняется право введения других норм, не противоречащих настоящим Основам.

Раздел I. Общие положения

Глава 1

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Статья 1

Таможенное дело

Таможенное дело составляют таможенная политика государств, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Таможенное дело относится к ведению высших органов законодательной и исполнительной власти государств.

Государства стремятся к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в государствах развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.

Статья 2

Таможенная политика

Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики государств.

Статья 3

Таможенная территория и таможенная граница государства

Каждое государство имеет свою таможенную территорию, которую составляет сухопутная территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.

Таможенная территория государства включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне искусственные острова, установки и сооружения, над которыми государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Пределы таможенной территории государства, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей государства.

Статья 4

Таможенное дело и международная экономическая
интеграция

В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции государства заключают между собой и с другими государствами, не входящими в Содружество Независимых Государств, соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.

Статья 5

Таможенное законодательство

Таможенное законодательство государств является составной частью национального законодательства каждого государства.

В таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенным органом таможенной декларации и иных документов, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством государств. При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу государства таким днем считается день фактического перемещения товаров и транспортных средств через нее.

Глава 2

ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Статья 6

Таможенные органы

Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы государств, являющиеся правоохранительными органами.

Непосредственное руководство таможенным делом в государствах осуществляют их центральные таможенные органы. Положение о центральном таможенном органе, его задачи, функции и компетенция определяются национальным законодательством.

Никакие государственные органы, кроме высших органов законодательной и исполнительной власти государства, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятельность этих органов, которая соответствует национальному законодательству.

Статья 7

Таможенные лаборатории, научно-исследовательские
учреждения и учебные заведения, предприятия и организации,
подведомственные центральному таможенному органу

Для проведения экспертиз и исследований товаров в таможенных целях центральный таможенный орган создает таможенные лаборатории.

В целях проведения научно-исследовательских работ в области таможенного дела, подготовки кадров и повышения их квалификации в системе центрального таможенного органа действуют научно-исследовательские учреждения и учебные заведения.

Центральный таможенный орган государства создает вычислительные центры, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

Статья 8

Основные функции таможенных органов

Таможенные органы выполняют следующие основные функции:

1) участвуют в разработке таможенной политики государства и реализуют эту политику;

2) обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

3) обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность государства, являющуюся экономической основой суверенитета государства;

4) защищают экономические интересы государства;

5) применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

6) взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

7) участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров и транспортных средств через таможенную границу государства;

8) обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу государства;

9) ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу государства, пресекают незаконный оборот через таможенную границу государства наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах в деятельность международной гражданской авиации;

10) осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу государства;

11) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

12) ведут товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

13) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов отечественных потребителей ввозимых товаров;

14) осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;

15) обеспечивают выполнение международных обязательств государства в части, касающейся таможенного дела; участвуют в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело; осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

16) проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела; осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;

17) реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов.

Национальным законодательством на таможенные органы могут возлагаться и иные функции.

Статья 9

Нормативные акты центрального таможенного органа
государства

Центральный таможенный орган государства издает в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами государства и иными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»