РЕШЕНИЕ
о Концепции формирования информационного пространства
Содружества Независимых Государств

Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:

1. Утвердить Концепцию формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств (прилагается).

2. В целях реализации вышеназванной Концепции возложить на Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств организационное обеспечение взаимодействия органов Содружества и организаций, ответственных за формирование информационного пространства в государствах Содружества.

3. Исполнительному Секретариату Содружества с участием полномочных представителей государств - участников СНГ и органов Содружества, заинтересованных ведомств государств - участников Содружества, национальных и международных научных организаций и объединений завершить разработку проекта Перспективного плана подготовки документов и мероприятий по реализации Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств и внести его на рассмотрение Совета глав правительств Содружества в 1997 году.

Совершено в городе Москве 18 октября 1996 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.

     

КОНЦЕПЦИЯ
формирования информационного пространства
Содружества Независимых Государств


Аннотация

Концепция формирования информационного пространства СНГ (далее - Концепция) подготовлена в соответствии с Решением Совета глав правительств от 3 ноября 1995 года и во исполнение Протокольного решения Совета глав правительств от 12 апреля 1996 года.

Концепция базируется на принятых ранее соглашениях государств-участников СНГ по сотрудничеству в различных сферах деятельности и прежде всего в сфере обмена информацией.

При подготовке Концепции были использованы материалы рабочих заседаний и консультативных встреч полномочных представителей государств и органов Содружества, организованных и проведенных Исполнительным Секретариатом СНГ во исполнение решений Совета глав правительств о проведении согласованной политики по формированию единого информационного пространства СНГ от 26 мая 1995 года и о разработке проекта Концепции формирования информационного пространства государств - участников СНГ от 3 ноября 1995 года.

В Концепции были использованы также предложения по выработке и реализации информационной политики, подготовленные в Межгосударственном экономическом Комитете Экономического союза, Межпарламентской Ассамблее СНГ, Межгосударственной телерадиокомпании "Мир", Совете руководителей государственных информационных агентств СНГ, информационных службах других органов Содружества, материалы ИТАР-ТАСС, Информационного агентства "Интерфакс", Международной неправительственной организации "Интервидение", Международного центра научной и технической информации, документы ООН, Европейского Союза, национальных и международных научных организаций и объединений, других организаций.

Концепция носит рекомендательный характер, основана на констатации имеющегося информационного сближения государств Содружества и представляет собой систему согласованных взглядов на цели и приоритеты в сферах сотрудничества государств - участников СНГ в развитии межгосударственных информационных обменов.

Основные положения Концепции отражают:

приоритетные цели и интересы проведения согласованной на межгосударственном уровне политики формирования информационного пространства СНГ;

принципы и организационные основы сотрудничества государств-участников СНГ в сфере развития информационных и телекоммуникационных услуг;

механизмы и условия реализации согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и программ по развитию межгосударственных информационных обменов.

Концепция составлена с учетом основных положений национальных программ информатизации и развития систем связи, подготовленных в государствах Содружества.

Основные термины и определения

Информационное пространство СНГ - совокупность национальных информационных пространств государств - участников СНГ, взаимодействующих на основе соответствующих межгосударственных договоров по согласованным сферам деятельности.

Формирование информационного пространства СНГ - совокупность согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и условий по развитию на взаимовыгодной основе межгосударственных информационных обменов в интересах сотрудничества государств - участников СНГ в согласованных сферах деятельности и в соответствии с международными принципами распространения информации в целях обеспечения и удовлетворения информационных потребностей граждан, предприятий, организаций и органов управления государств Содружества.

Информационная инфраструктура государств - участников СНГ - совокупность имеющихся в государствах Содружества информационных ресурсов, средств теле-, радио-, телефонной, телефаксной, специальной, спутниковой, почтовой, телеграфной связи и условий для их использования в интересах сотрудничества государств - участников СНГ в согласованных сферах деятельности.

Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Информационная технология - система методов и способов использования информационно-вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, поиска, обработки и распространения информации.

Информационные ресурсы - документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), подготовленные и систематизированные в удобной и пригодной для использования форме.

Собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами.

Владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом.

Пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею в соответствии с порядком, установленным собственником или владельцем информации.

Введение

Междгосударственные обмены информацией в новых политических и экономических условиях трансформировались для государств СНГ в широкомасштабную задачу формирования информационного пространства.

Для решения этой задачи на основе современных информационных технологий требуются выработка и проведение согласованной политики по формированию информационного пространства государств Содружества.

Концепция предполагает определение необходимых условий для реализации комплекса мероприятий по дальнейшему развитию межгосударственных информационных обменов на принципах независимости и взаимовыгодности, использования международных стандартов при создании и развитии информационных систем, широкого применения техники и технологий государств - участников СНГ.

Концепция ориентирована на решение следующих важнейших задач:

определение приоритетных направлений сотрудничества государств - участников СНГ в развитии межгосударственных информационных обменов;

предложение механизма реализации согласованной деятельности посредством политики независимого и взаимовыгодного сотрудничества со всеми готовыми к этому государствами и с учетом их национальных интересов и приоритетов.

Решение указанных задач является началом процессов создания качественно новой информационной среды и формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств.

1. Общие положения

Возникновение транснациональных экономических структур, информационных и телекоммуникационных систем свидетельствует о переходе от индустриальной к информационной ориентации развития экономики и общества. Глобальные информационные системы связывают мир в единое целое и делают все государства информационно взаимозависимыми, заставляя проявлять максимум внимания к качеству информационного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества.

Решение проблем информационного взаимодействия должно опережать по времени каждый очередной шаг в налаживании сотрудничества в той или иной сфере.

Формирование информационного пространства СНГ позволит полнее координировать реформы, создавать благоприятные условия для функционирования рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, обеспечивать равное право на приобретение в собственность имущества, владение, пользование и распоряжение им на территориях государств - участников СНГ, проводить согласованную политику в различных сферах.

Задачи, стоящие перед государствами - участниками СНГ в контексте формирования информационного пространства, не ограничиваются проведением внутренней информационной политики и развитием национального информационного пространства. Эти задачи связаны также с выявлением путей и средств расширения таких возможностей, которые позволили бы государствам - участникам СНГ извлечь максимум выгод из развития мировой информационной инфраструктуры.

В области формирования информационного пространства СНГ существуют закономерности, общие для всех государств Содружества и специфические для каждого государства. Причина этих специфических особенностей кроется в том, что не все элементы информационного пространства, как и общественные структуры отдельных государств, находятся в одно и то же время на одной и той же стадии развития. Процесс развития государств - участников СНГ не является линейным и скорости вхождения каждого из государств в мировое информационное пространство могут быть различны.

Исходя из вышеизложенного, Концепция предусматривает:

этапы формирования и развития информационного пространства СНГ;

развитие нормативно-правовой базы взаимодействия в информационной сфере;

повышение эффективности информационного взаимодействия в согласованных сферах;

развитие социальных и культурных связей;

защиту национальных интересов в сфере информации и информатизации.

Концепция является основой сотрудничества государств - участников СНГ в сфере информации и информатизации и будет осуществляться через национальные программы информатизации и целевые программы межгосударственного сотрудничества в согласованных сферах деятельности.

2. Цели и задачи формирования и развития
информационного пространства СНГ

Главной целью работ по формированию информационного пространства государств - участников СНГ является обеспечение взаимодействия национальных информационных пространств государств Содружества на взаимовыгодной основе с учетом национальных и общих интересов в деле развития сотрудничества в согласованных сферах деятельности.

В составе общих интересов государств Содружества могут быть названы:

сохранение и развитие контактов граждан;

беспрепятственное и нецензурируемое распространение открытой информации о жизнедеятельности государств - участников СНГ и органов Содружества;

развитие образования, науки, техники и культуры;

обеспечение доступа граждан, предприятий и организаций, органов государственного управления к национальным и международным информационным ресурсам по различным сферам согласованной деятельности на основе соответствующих межгосударственных договоров;

обеспечение информационной безопасности;

координация действий в борьбе с терроризмом, организованной преступностью и наркобизнесом;

взаимодействие в области чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и катастроф, своевременное информирование по этим вопросам и информационное сопровождение при их ликвидации;

создание условий взаимовыгодного использования информационных ресурсов государств - участников СНГ.

Имеется ряд важных конкретных задач, эффективное решение которых возможно только путем совместных усилий государств Содружества.

1. Разработка и принятие межгосударственных документов о трансграничном распространении информационной продукции.

2. Разработка и утверждение механизма доступа к национальным информационным ресурсам.

3. Принятие согласованных мер по оказанию информационно-телекоммуникационных услуг, по сохранению и развитию национального промышленного потенциала производства средств информатизации в государствах Содружества на основе кооперации и международного разделения труда.

4. Осуществление совместных мероприятий по использованию созданного ранее научно-технического потенциала и информационной инфраструктуры в государствах Содружества.

Эти цели, интересы и задачи явились определяющими для разработки основных положений Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств.

3. Основные принципы формирования и
развития информационного пространства
СНГ

Формирование информационного пространства государств - участников СНГ осуществляется с учетом следующих основных принципов:

соблюдения прав суверенных государств на независимое формирование своего информационного пространства;

соблюдения основных принципов всеобщей Декларации прав человека, других международных документов и заключенных договоров Содружества Независимых Государств в области межгосударственного обмена информацией;

взаимовыгодности межгосударственных информационных обменов;

обеспечения достаточного уровня информационной безопасности каждым из государств - участников СНГ;

экономической целесообразности участия каждого государства в реализации межгосударственных мероприятий по развитию информационной инфраструктуры и сферы информационно-коммуникационных услуг;

сохранения, развития и эффективного использования существующей информационной инфраструктуры государств - участников СНГ;

соблюдения норм международного права и учета национальных интересов при разработке и согласовании подходов к сотрудничеству государств - участников СНГ в области информации;

проведения согласованной научно-технической политики, обеспечивающей взаимодействие национальных информационных систем государств Содружества;

использования наравне с государственными источниками финансирования различных привлеченных средств;

выработки согласованных подходов в отношении регулирования ценообразования, налогообложения, таможенных пошлин и сборов на информационные услуги и продукцию;

признания равенства сторон в праве на получение и распространение информации о событиях, происходящих в государствах - участниках СНГ, а также о деятельности органов Содружества;

взаимной заинтересованности в расширении возможностей налаживания постоянных и оперативных каналов межгосударственного общения, обмена и распространения информации в Содружестве Независимых Государств.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»