ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 марта 2022 года Дело N 33а-3194/2022

Судья Пермского краевого суда Чулатаева С.Г., изучив частную жалобу Бусова Александра Сергеевича на определение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 11 февраля 2022 года, которым административное исковое заявление Бусова Александра Сергеевича к Министерству Финансов Российской Федерации, Отделу полиции N 1 (дислокация Дзержинский район) УМВД России по г.Перми о признании действий незаконными, компенсации за ненадлежащие условия содержания - возвращено заявителю,

установила:

Бусов А.С. обратился в Ленинский районный суд г. Перми с исковым заявлением, указав в качестве ответчиков - Министерство Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, Отделу полиции N 1 (дислокация Дзержинский район) УМВД России по г.Перми, заявил требования о признании действий незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 11 февраля 2022 года административное исковое заявление возвращено заявителю, в связи с неподсудностью данному суду.

Об отмене определения судьи просит административный истец в частной жалобе, полагая, что иск возвращен незаконно. Указывает на то, что одним из ответчиков по делу является Министерство Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, расположенное на территории, относящейся к подсудности Ленинского районного суда г. Перми, вопросы определения надлежащего ответчика по делу не подлежат разрешению на стадии принятия иска к производству.

Исходя из положений ч.2, 2.1 ст. 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции в апелляционном порядке осуществляется судьями соответствующих судов единолично по правилам, установленным главой 33, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.

Проверив законность и обоснованность определения, прихожу к следующему.

Согласно п. 2.1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации закреплены в ст. 227.1 КАС РФ.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным гл. 22 КАС РФ.

Частью 5 статьи 218 КАС РФ (глава 22) установлено, что административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.

В статье 22 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.

Возвращая административное исковое заявление, судья районного суда исходил из неподсудности данного спора Ленинскому районному суду города Перми поскольку место нахождения указанного истцом в качестве административного ответчика - Отдела полиции N 1 (дислокация Дзержинский район) УМВД России по г.Перми не относится к территориальной подсудности Ленинского районного суда г. Перми, а указанный истцом в качестве административного ответчика орган Министерство Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Также судья указал на то, что Отдел полиции N 1 является структурным подразделением Управления МВД России по г. Перми, место нахождения данного лица также не относится к территориальной подсудности Ленинского районного суда г. Перми.

Суд апелляционной инстанции, учитывая положения ст. 22 КАС РФ полагает, что разрешая вопрос о возможности принятия иска к производству и вынося оспариваемое определение о возврате административного иска, суд первой инстанции неверно применил нормы процессуального права.

Поскольку настоящий административный иск предъявлен в суд, на территории которого исполняет свои обязанности орган государственной власти, указанный в качестве административного ответчика (Министерство Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю - г.Пермиь, ул. Петропавловская, 55а), вывод судьи суда первой инстанции о наличии оснований для возвращения иска в связи с неподсудностью дела данному суду неправомерен.

На основании пункта 2 статьи 316 КАС РФ определение подлежит отмене, а административное исковое заявление с материалами к нему - возвращению в суд первой инстанции для решения вопроса о его принятии к производству в соответствии с требованиями КАС РФ.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

определение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 11 февраля 2022 года отменить.

Материал по административному иску Бусова Александра Сергеевича к Министерству Финансов Российской Федерации, Отделу полиции N 1 (дислокация Дзержинский район) УМВД России по г.Перми о признании действий незаконными, компенсации за ненадлежащие условия содержания, вернуть в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии заявления.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

Судья:/подпись/


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка