СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 февраля 2022 года Дело N 33-1861/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Сатыбалова С.К.,

судей Биремовой А.А. и Минтемировой З.А.,

при секретаре судебного заседания Гусейновой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации ГОсВД "город Махачкала" об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежавших обеспечению жилыми помещениями специализированного фонда, обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке и заключить договор найма специализированного жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя ответчика - Администрации ГОсВД "город Махачкала" ФИО6 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 1 октября 2021 года.

Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО7, просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации ГОсВД "город Махачкала" об обязании включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежавших обеспечению жилыми помещениями специализированного фонда в городе Махачкала, обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

В обоснование иска указано, что истец, <дата> года рождения является сиротой, с малолетнего возраста осталась без родительского попечения.

Мать истца умерла <дата>, а отец являлся инвалидом и был не в состоянии осуществлять уход за ней.

<адрес>ной администрации над истцом была назначена опека и с 9.08.2006 г. истец состоит на учете в органах опеки и попечительства <адрес> как нуждающаяся в обеспечении жильем по категории дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

29.08.2019 г. решением Ленинского районного суда г. Махачкалы установлен юридический факт утраты истцом родительского попечения.

В связи с переездом и изменением места жительства в 2020 году истец обратилась к ответчику с заявлением о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но ответчиком было отказано.

Истец считает, что отказ нарушает ее права, предусмотренные законом.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 1 октября 2021 года постановлено:

"Иск ФИО1 удовлетворить.

Обязать администрацию ГОсВД "город Махачкала" включить ФИО1, <дата> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в г. Махачкала.

Обязать администрацию ГОсВД "город Махачкала" предоставить во внеочередном порядке ФИО1, <дата> года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилищного помещения сроком на 5 лет".

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО6 просит решение суда отменить как незаконное и вынесенное без учета фактических обстоятельств по делу.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что предоставление муниципальной услуги по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентировано положениями, закрепленными в Административном регламенте, утвержденном постановлением Администрации ГОсВД "город Махачкала" от 9.06.2020 г. N 506.

Указанный административный регламент - нормативный правовой акт, принят с соблюдением установленных законом процедур и не признан недействующим.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец ФИО1, представитель ответчика - администрации ГОсВД "город Махачкала" и представитель третьего лица - МКУ "Управление по реализации программы "Ветхое аварийное жилье" и Улучшению жилищных условий" не явились.

Истец ФИО1 направила в судебную коллегию ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

Исходя из представленных в дело сведений, с учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ), ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит извещение неявившихся в судебное заседание лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом заявленного истцом ФИО1 ходатайства о рассмотрении дела без ее участия, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие основания по данному делу имеются.

Разрешая спор и удовлетворяя требования ФИО1, суд первой инстанции указал, что истец с <дата> состоит на учете органа опеки и попечительства, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, проживает с семьей в г. Махачкале, исходя из чего пришел к выводу о возложении на Администрацию ГОсВД "город Махачкала" обязанности включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в г. Махачкала, предоставить ФИО1 во внеочередном порядке жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключив с ней договор найма специализированного жилищного помещения сроком на 5 лет.

Вместе с тем, судебная коллегия с указанными выводами согласиться не может в виду следующего.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1, <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в муниципальном районе "<адрес>" Республики Дагестан с <дата>

<дата> ФИО1 достигла совершеннолетия, <дата> ей исполнилось 23 года.

Истец со 2 апреля 2019 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: РД, г. Махачкала, <адрес>, п. Н. Хушет, <адрес>.

Таким образом, в город Махачкалу истец прибыла после достижения совершеннолетия и достижения соответственно 29-летнего возраста, до этого проживала на территории МР "<адрес>", где и состояла в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями с 9.08.2016 г.

Из ответа Администрации ГОсВД "город Махачкала" от 22.12.2020 г. N 51.18/02-5620/20 следует, что заседанием жилищной комиссии администрации г. Махачкалы N 6 от 16.06.2020 г. принято решение отказать в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет в силу пропущенного срока подачи заявления, уважительность причин рекомендовано доказать в судебном порядке.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п. 3 ст. 8).

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи (абз. 3 п. 3 ст. 8).

Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Дагестан от 29.12.2004 N 58 (ред. от 29.05.2021) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от 14.12.2020 N 269 предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью граждан (п. 2).

Предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 4).

Обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется путем приобретения жилых помещений органами местного самоуправления в муниципальную собственность за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством (п. 5).

Органом местного самоуправления осуществляется приобретение в муниципальную собственность жилых помещений, расположенных в границах соответствующего муниципального района или городского округа Республики Дагестан, для последующего предоставления гражданам по договорам найма специализированных жилых помещений.

В случае отсутствия на территории муниципального района или городского округа Республики Дагестан жилых помещений, соответствующих требованиям, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, орган местного самоуправления вправе приобретать в муниципальную собственность жилые помещения на территории иного муниципального района или городского округа Республики Дагестан (п. 6).

Жилое помещение предоставляется на территории муниципального района или городского округа Республики Дагестан по месту жительства гражданина.

С согласия гражданина, включенного в список, при отсутствии на территории муниципального района или городского округа Республики Дагестан по месту жительства гражданина жилого помещения, соответствующего требованиям, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, жилое помещение предоставляется на территории иного населенного пункта Республики Дагестан (п. 8).

Жилые помещения предоставляются гражданам по их заявлению в письменной форме согласно приложению к настоящему Порядку. Гражданин представляет заявление в орган местного самоуправления по месту жительства.

Жилые помещения предоставляются гражданам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п. 9).

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г. дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении (абз. 20).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В силу названных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В список включаются:

дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации;

лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список (пункты 1 - 3).

В подпункте "г" пункта 4 Правил к лицам, имеющим право на подачу заявления о включении в список, поименованы лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Вместе с тем судом установлено, что ФИО1 состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в МР "<адрес>" с <дата>, то есть истец была в установленном порядке поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.