СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 марта 2022 года Дело N 33-564/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Коржакова И.П.,

судей: Филенковой С.В., Шнытко С.М.,

при секретаре, помощнике судьи Ткаченко Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Машкова Александра Геннадьевича к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ярцевском районе Смоленской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости, с апелляционной жалобой ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Смоленской области на решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 29 ноября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Филенковой С.В., представителя истца Машкова А.Г. - Кафарова Э.В., представителя ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Смоленской области Перехожеву О.В.,

установила:

Машков А.Г. обратился в суд с указанным иском к ответчику, в обоснование которого сослался на то, что он имеет право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, как лицо, работавшее с тяжелыми условиями труда. Между тем, пенсионным органом в назначении пенсии было отказано ввиду отсутствия необходимого специального трудового стажа, в который не включен период работы истца с 05.11.1991г. по 05.08.2000г. в должности водителя <данные изъяты> Министерства внутренних дел, так как служба в органах внутренних дел засчитывается только в страховой стаж, а не в специальный для назначения страховой пенсии по старости. Считая действия ответчика незаконными, Машков А.Г. просил суд обязать его зачесть в специальный трудовой стаж вышеуказанный период работы, назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 01.01.2021 года.

Протокольным определением Ярцевского городского суда Смоленской области от 20.11.2021 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярцевском районе Смоленской области на правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области.

Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 29 ноября 2021 исковые требования Машкова А.Г. удовлетворены.

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Смоленской области обязано включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы Машкова А.Г. с 05 ноября 1991 года по 05 августа 2000 года в должности водителя <данные изъяты>-<данные изъяты> Министерства внутренних дел и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 01 января 2021 года.

В апелляционной жалобе ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Смоленской области ставит вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права, поскольку спорный период не подлежит включению в специальный стаж.

Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, 01.01.2021г. истец обратился в ГУ-УПФ РФ в Ярцевском районе Смоленской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д.20).

Решением пенсионного органа N N от 30.03.2021 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости Машкову А.Г. отказано в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого специального стажа, который, по его мнению, составляет 16 лет 03 месяца 01 день (л.д. 8).

Ответчиком не засчитан в специальный стаж период прохождения истцом службы в органах Министерства внутренних дел на должностях младшего начальствующего состава с 05.11.1991 г. по 05.08.2000 г. в должности водителя ... по тем основаниям, что указанный период является службой в органах внутренних дел, в связи с чем он подлежит зачету только в страховой стаж, а не в специальный.

Согласно записям в трудовой книжке истца, 05.11.1991 г. Машков А.Г. принят в Управление внутренних дел Смоленской области, откуда уволен 07.08.2000 г. При этом истец принимался приказом ПАСС УВД от 06.11.1991 г. N N, а увольнялся приказом УГПС УВД от 07.08.2000г. N N. Других записей в рассматриваемый период в трудовой книжке не имеется (л.д.13).

Согласно архивной справке, выданной Управлением Министерства внутренних дел РФ по Смоленской области от 23.10.2020 г. N N, от 19.08.2021 г. N N, следует, что согласно архивному личному делу Машков А.Г. непрерывно проходил службу в органах Министерства внутренних дел на должностях младшего начальствующего состава с 05.11.1991 г. по 05.08.2000 г. в должности водителя <данные изъяты>.

В период службы находился на должностях: с 05.11.1991 г. по 05.05.1993 г. в должности водителя <данные изъяты> Смоленской области (приказ от 06.11.1991г. N N л/с); с 05.05.1993 г. по 17.11.1993 г. в должности водителя <данные изъяты> Смоленской области (приказ от 05.05.1993 г. N N л/с); с 17.11.1993 г. по 13.02.1997 г. в должности водителя <данные изъяты> Смоленской области (приказ от 17.11.1993 г. N N); с 13.02.1997 г. по 05.08.2000г. в должности водителя ПЧ-19 УГПС УВД Смоленской области (приказ от 13.02.1997г. N N) (л.д.33, 63).

Согласно архивной справке от 08.12.2020 г. N ИГ-120-395 ЧПО-19 является частью пожарной охраны (приказ УВД Смоленской области от 09.04.1993 г. N N пожарно-сторожевая охрана (ПСО, далее по тексту) переименовано в ЧПО), а в соответствии с приказом УВД Смоленской области от 13.02.1997г. N N ЧПО переименовано в пожарную часть (ПЧ, далее по тексту). Приказом УВД Смоленской области от 17.11.1993г. N N противопожарная аварийно-спасательная служба реорганизована в Управление государственной противопожарной службы.

Согласно свидетельству N N Машкову А.Г. на основании решения квалификационной комиссии приказом УГПС УВД от 17.12.1971г. N N присвоена квалификация водителя пожарного автомобиля с правом работы на АЦ-63, АЦ-137 и АЛ-30, которое действовало до 17.12.2000г. (л.д.60-61).

Согласно архивной справке Управления Министерства внутренних дел РФ по Смоленской области, истец с 05.11.91 г. по 05.05.93 г., с 05.05.93 г. по 17.11.93 г., с 17.11.93 г. по 13.02.97 г., с 13.02.97 г. по 05.08.2000 г. работал в должности водителя ВПЧ-19 ПАСС УВД по Смоленской области, водителя ЧПО-19 ПАСС УВД по Смоленской области, водителя ЧПО-19 УГПС УВД по Смоленской области и водителя ПЧ-19 УГПС УВД Смоленской области.

Заключением государственной экспертизы условий труда N N от 31.08.2021г., назначенной судом, установлено, что трудовая функция водителя, выполняемая Машковым А.Г., в период работы в ВПЧ-19, ЧПО-19, ПЧ-19 УГПС МВД в период времени с 05.11.1991г. по 05.08.2000г. соответствовала трудовой функции водителя пожарного автомобиля, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по Списку N 437 должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации" от 18.06.2002г. N 437 и в соответствии с пп.18 п.1 ст.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013г. N 400-ФЗ.

В вышеуказанный спорный период в данной должности Машков А.Г. был занят выполнением работы, предусмотренной Списком N 437, полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени) (л.д.53-59, 59).

Удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода с 05 ноября 1991 года по 05 августа 2000 года в должности водителя ЧПО-19 ПАСС УВД-УГПС Министерства внутренних дел, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец работал в должности и в учреждении, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к этому Федеральному закону).

Согласно подпункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 8). Впоследствии в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Согласно подпункту "л" пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437.

В соответствии с положениями статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 года N 211 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона о пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подп. "о" п. 1 ст. 12 Закона от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (введен Федеральным законом от 27.12.1995 N 211-ФЗ), действовавшим до 1 января 2002 года, пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста за гражданами, проработавшими не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При этом данный Федеральный закон не ограничивает круг лиц, пользующихся названным правом, в сравнении с ранее действовавшим пенсионным законодательством и не изменяет условия досрочного назначения им трудовой пенсии.

Согласно Списку от 18 июня 2002 г. N 437 правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются, в том числе водитель (шофёр) автомобиля (пожарного).

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 18.06.2002 года N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным этим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, приведенные правовые нормы, регламентировавшие подведомственность Государственной противопожарной службы, служебное положение ее сотрудников, именно как сотрудников органов внутренних дел, и особенности пенсионного обеспечения таких служащих, дают право на включение периодов службы в стаж для досрочного назначения пенсии. Следовательно, доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о том, что период прохождения службы в органах внутренних дел, являющейся особым видом службы, в стаж для досрочного назначения страховой пенсии не засчитывается, являются необоснованными.

Как следует из обстоятельств, установленных судом Машков А.Г. в период с 05.11.1991г. по 05.08.2000г. проходил службу в должности водителя в Государственной противопожарной службе МВД России. Согласно архивной справке от 08.12.2020 г. N ИГ-120-395 приказом УВД Смоленской области от 17.11.1993г. N N противопожарная аварийно-спасательная служба реорганизована в Управление государственной противопожарной службы.

Установлено, что в спорные периоды работы истца менялись наименования структурных формирований органа внутренних дел, но изменений в работе Машкова А.Г. не происходило.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неизменности характера и условий работы истца на протяжении спорного периода, и, как следствие, доказанности выполнения работы полный рабочий день.

Также заключением государственной экспертизы условий труда N 67/4 от 31.08.2021г. подтверждено, что трудовая функция водителя, выполняемая Машковым А.Г. в период времени с 05.11.1991г. по 05.08.2000г. соответствовала трудовой функции водителя пожарного автомобиля, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по Списку N 437 должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации" от 18.06.2002г. N 437.

При указанных обстоятельствах оспариваемый истцом период работы с 05.11.1991г. по 05.08.2000г. подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с пп.18 п. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ" О страховых пенсиях".

Специальный стаж истца для назначения пенсии по старости с учетом принятого пенсионным органом в подсчет стажа и вышеуказанных периодов работ составляет более 25 лет, 03.03.2018г. истец достиг возраста 50 лет, а с заявлением о назначении пенсии обратился 01.01.2021г., при этом требуемого возраста он достиг 03.02.2018года.

Установив, что стаж истца на соответствующих видах работ с учетом периодов, зачтенных пенсионным органом, и периодов, подлежащих зачету по решению суда, составил 25 лет на дату обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым соглашается суд апелляционной инстанции, о том, что у ответчика не имелось оснований для отказа в назначении Машкову А.Г. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Суд правомерно пришел к выводу о назначении пенсии истцу со дня возникновения права на нее, то есть с 01.01.2021года.

Приведенные в апелляционной жалобе ссылки на иную судебную практику, не влечет отмены состоявшегося решения, поскольку не может быть применена в рамках настоящего спора при установленных обстоятельствах. Также судебная коллегия отмечает, что российское законодательство не основано на прецедентной системе права, гражданские дела рассматриваются с учетом фактических обстоятельств каждого конкретного дела, а судебные постановления, принимаемые по результатам их рассмотрения, индивидуализированы.

В целом доводы жалобы сводятся к повторению позиции ответчика в первой инстанции и направлены на переоценку доказательств, фактически, являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 29 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 марта 2022 года.


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка