ЗАКОН

ГОРОДА МОСКВЫ

от 14 декабря 2001 года N 70


О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы

(с изменениями на 28 декабря 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Москвы от 11 декабря 2002 года N 65 (Тверская, 13, N 7, 21.01.2003);

Законом Москвы от 11 июня 2003 года N 34 (Тверская, 13, N 85, 15.07.2003);

Законом Москвы от 19 ноября 2003 года N 69 (Тверская, 13, N 147, 06.12.2003);

Законом Москвы от 13 декабря 2006 года N 61 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 3, 11.01.2007);

Законом города Москвы от 2 июня 2010 года N 26 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 35, 22.06.2010);

Законом города Москвы от 16 февраля 2011 года N 6 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 14, 07.03.2011);

Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 34, 21.06.2011);

Законом города Москвы от 4 июля 2012 года N 37 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 38, 17.07.2012);

Законом города Москвы от 28 ноября 2012 года N 63 (Вестник Мэра и Правительства Москвы, Спецвыпуск N 3, 28.11.2012);

Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 77 (Официальный сайт Московской городской Думы, duma.mos.ru, 16.01.2013);

Законом города Москвы от 6 ноября 2013 года N 58 (Официальный сайт Московской городской Думы, duma.mos.ru, 07.11.2013);

Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 07.07.2014);

Законом города Москвы от 24 декабря 2014 года N 67 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.12.2014);

Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года N 62 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 27.11.2015);

Законом города Москвы от 15 февраля 2017 года N 1 (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 20.02.2017);

Законом города Москвы от 26 сентября 2018 года N 20 (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 01.10.2018);

Законом города Москвы от 20 ноября 2019 года N 30 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 25.11.2019);

Законом города Москвы от 24 марта 2021 года N 7 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 26.03.2021);

Законом города Москвы от 19 мая 2021 года N 13 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 26.05.2021) (вступил в силу с 1 июля 2021 года);

Законом города Москвы от 4 мая 2022 года N 9 (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 18.05.2022) (вступил в силу с 1 января 2023 года);

Законом города Москвы от 28 декабря 2022 года N 41 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.12.2022).

____________________________________________________________________



Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством и Уставом города Москвы регулирует отношения, связанные с принятием законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы. Особенности разработки, внесения, рассмотрения и принятия отдельных законов города Москвы могут быть установлены иными законами города Москвы.

(Преамбула в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37. - См. предыдущую редакцию)

     

     

Статья 1. Законы города Москвы и постановления Московской  городской Думы

1. Законы города Москвы - нормативные правовые акты города Москвы высшей юридической силы, принимаемые Московской городской Думой и подписываемые Мэром Москвы или принимаемые жителями города Москвы на референдуме города Москвы.

(Часть в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37. - См. предыдущую редакцию)

2. Постановления Московской городской Думы - правовые акты города Москвы организационно-распорядительного характера, принимаемые Московской городской Думой по вопросам ее компетенции и подписываемые Председателем Московской городской Думы.

3. Основным Законом города Москвы является Устав города Москвы, имеющий высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам города Москвы, правовым актам органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления) и их должностных лиц. В случае противоречия указанных актов Уставу города Москвы действует Устав города Москвы.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23; в редакции, введенной в действие с 9 января 2023 года Законом города Москвы от 28 декабря 2022 года N 41. - См. предыдущую редакцию)

4. В случае противоречия закону города Москвы иных правовых актов города Москвы действует закон города Москвы.

5. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы города Москвы, постановления Московской городской Думы.

6. Законы города Москвы, постановления Московской городской Думы не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы. В случае противоречия закона города Москвы, постановления Московской городской Думы федеральному закону, принятому по предмету ведения Российской Федерации или по предмету совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, действует федеральный закон.

7. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, город Москва вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы города Москвы, постановления Московской городской Думы приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

     

Статья 2. Предмет регулирования законов города Москвы


Законом города Москвы:

а) утверждаются бюджет города Москвы на очередной финансовый год и плановый период (далее - бюджет города Москвы) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы на очередной финансовый год и плановый период (далее - бюджет территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы), а также отчет об исполнении бюджета города Москвы и отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, представленные Мэром Москвы;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37. - См. предыдущую редакцию)

б) устанавливаются административно-территориальное устройство города Москвы и порядок его изменения;

в) утверждаются Генеральный план города Москвы, нормы и правила градостроительного проектирования в городе Москве, представленные Мэром Москвы;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23; в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2014 года Законом города Москвы от 24 декабря 2014 года N 67; в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2021 года Законом города Москвы от 24 марта 2021 года N 7. - См. предыдущую редакцию)

г) устанавливается порядок проведения выборов в Московскую городскую Думу;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 января 2007 года Законом Москвы от 13 декабря 2006 года N 61, - см. предыдущую редакцию)

д) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории города Москвы, а также в пределах полномочий Московской городской Думы определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;

е) в соответствии с федеральным законодательством устанавливаются, вводятся в действие (прекращают действие) налоги и сборы, определяются налоговые ставки (ставки сборов), порядок и сроки уплаты налогов, сборов, устанавливаются (отменяются) налоговые льготы (льготы по сборам) и (или) основания и порядок их применения;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2023 года Законом города Москвы от 28 декабря 2022 года N 41. - См. предыдущую редакцию)

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью города Москвы;

з) утверждаются заключение и расторжение договоров города Москвы;

и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума города Москвы;

к) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом города Москвы и иными законами города Москвы к ведению и полномочиям города Москвы.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2023 года Законом города Москвы от 28 декабря 2022 года N 41. - См. предыдущую редакцию)

     

Статья 3. Предмет регулирования постановлений Московской городской Думы


Постановлением Московской городской Думы:

а) принимается Регламент Московской городской Думы и решаются вопросы внутреннего распорядка ее деятельности;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 декабря 2003 года Законом Москвы от 19 ноября 2003 года N 69; в редакции, введенной в действие с 9 января 2023 года Законом города Москвы от 28 декабря 2022 года N 41. - См. предыдущую редакцию)

б) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица, а также оформляется согласие на их назначение в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом города Москвы, законами города Москвы;

в) назначаются выборы в Московскую городскую Думу;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 июля 2012 года Законом города Москвы от 4 июля 2012 года N 37, - см. предыдущую редакцию)

г) назначается референдум города Москвы;

д) оформляется решение о недоверии (доверии) Мэру Москвы, а также решение о недоверии (доверии) руководителям исполнительных органов города Москвы, в назначении которых Московская городская Дума принимала участие, в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством и Уставом города Москвы;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2023 года Законом города Москвы от 28 декабря 2022 года N 41. - См. предыдущую редакцию)

е) утверждается соглашение об изменении границ города Москвы;

ж) одобряется или отклоняется проект договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти города Москвы;

(Пункт дополнительно включен с 17 декабря 2003 года Законом Москвы от 19 ноября 2003 года N 69)

____________________________________________________________________

Пункты "ж", "з", "и" предыдущей редакции с 17 декабря 2003 года считаются соответственно пунктами "з", "и", "к" настоящей редакции - Закон Москвы от 19 ноября 2003 года N 69.

____________________________________________________________________

з) оформляются решения о принятии, об отклонении проекта закона города Москвы, о прекращении рассмотрения проекта закона города Москвы, о принятии закона города Москвы, а также решения по результатам повторного рассмотрения Московской городской Думой отклоненного Мэром Москвы закона города Москвы;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2014 года Законом города Москвы от 25 июня 2014 года N 37. - См. предыдущую редакцию)

и) оформляются решения по вопросам организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения деятельности Московской городской Думы и ее аппарата;

к) оформляются иные решения, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также иные вопросы, отнесенные Уставом города Москвы законами города Москвы к ведению Московской городской Думы.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 января 2023 года Законом города Москвы от 28 декабря 2022 года N 41. - См. предыдущую редакцию)

     

Статья 4. Право законодательной инициативы

1. Право законодательной инициативы в Московской городской Думе принадлежит:

а) депутатам Московской городской Думы, комиссиям Московской городской Думы и фракциям в Московской городской Думе, Мэру Москвы, Правительству Москвы, Прокурору города Москвы, сенатору Российской Федерации - представителю от Московской городской Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представительным органам местного самоуправления. Право законодательной инициативы в Московской городской Думе принадлежит также Председателю Московского городского суда, Председателю Арбитражного суда города Москвы, Уполномоченному по правам человека в городе Москве, Московской городской избирательной комиссии по вопросам их ведения, а в случаях, предусмотренных законами города Москвы, - Совету муниципальных образований города Москвы. Законодательная инициатива реализуется внесением в Московскую городскую Думу проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 июля 2012 года Законом города Москвы от 4 июля 2012 года N 37; в редакции, введенной в действие с 16 января 2013 года Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 77; в редакции, введенной в действие с 6 апреля 2021 года Законом города Москвы от 24 марта 2021 года N 7; в редакции, введенной в действие с 1 января 2023 года Законом города Москвы от 4 мая 2022 года N 9; в редакции, введенной в действие с 9 января 2023 года Законом города Москвы от 28 декабря 2022 года N 41. - См. предыдущую редакцию)

б) гражданам, реализующим право гражданской законодательной инициативы в порядке, установленном законом города Москвы. Гражданская законодательная инициатива реализуется внесением в Московскую городскую Думу проекта закона города Москвы.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 января 2013 года Законом города Москвы от 26 декабря 2012 года N 77. - См. предыдущую редакцию)       

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2003 года Законом Москвы от 11 декабря 2002 года N 65, - см. предыдущую редакцию)

____________________________________________________________________

Части 3, 4, 5, 6, 7 предыдущей редакции с 1 февраля 2003 года считаются соответственно частями 2, 3, 4, 5, 6 настоящей редакции - Закон Москвы от 11 декабря 2002 года N 65.

___________________________________________________________________     

2. Проекты законов города Москвы по вопросам формирования, исполнения и изменения бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы принимаются к рассмотрению на заседании Московской городской Думы по представлению Мэра Москвы.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23, - см. предыдущую редакцию)

3. Проекты законов города Москвы по вопросам управления и распоряжения собственностью города Москвы, об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, изменении финансовых обязательств города Москвы, другие проекты законов города Москвы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета города Москвы, рассматриваются Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы либо при наличии его заключения. Проекты постановлений Московской городской Думы, предусматривающие внесение проектов федеральных законов на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы по вопросам изменения бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах, а также изменения финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, рассматриваются Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы или при наличии его заключения. Заключения, предусмотренные настоящей частью, представляются в Московскую городскую Думу в тридцатидневный срок со дня получения Мэром Москвы соответственно проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23; в редакции, введенной в действие с 9 января 2023 года Законом города Москвы от 28 декабря 2022 года N 41. - См. предыдущую редакцию)

4. По решению Московской городской Думы, принятому в соответствии с Регламентом Московской городской Думы, проекты законов города Москвы, проекты постановлений Московской городской Думы могут быть рассмотрены в первоочередном порядке.

(Часть дополнительно включена с 26 июля 2003 года Законом Москвы от 11 июня 2003 года N 34)

____________________________________________________________________

Части 4 - 6 предыдущей редакции с 26 июля 2003 года считаются соответственно частями 5 - 7 настоящей редакции - закон Москвы от 11 июня 2003 года N 34.

____________________________________________________________________

5. По предложению Мэра Москвы в первоочередном порядке рассматриваются внесенные им проекты законов города Москвы, проекты постановлений Московской городской Думы.

(Часть дополнена с 1 июля 2011 года Законом города Москвы от 1 июня 2011 года N 23, - см. предыдущую редакцию)

6. Мэр Москвы вправе поручить осуществление части своих полномочий по участию в рассмотрении Московской городской Думой проектов законов города Москвы, проектов постановлений Московской городской Думы своему полномочному представителю в Московской городской Думе, полномочия которого устанавливаются Мэром Москвы.

7. Субъекты права законодательной инициативы в Московской городской Думе, указанные в пункте а) части 1 настоящей статьи, вправе вносить в Московскую городскую Думу проект постановления о законодательной инициативе Московской городской Думы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. К проекту указанного постановления прилагаются проект федерального закона либо поправки к проекту федерального закона, оформленные в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В случае нарушения субъектом права законодательной инициативы порядка внесения в Московскую городскую Думу проекта постановления о законодательной инициативе Московской городской Думы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации данный проект постановления не рассматривается.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»