Ленинградский областной суд
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

РЕШЕНИЕ

от 17 ноября 1999 года Дело N 3-146/99


[Отказ окружной избирательной комиссии в принятии документов по выдвижению в качестве кандидата не основан на законе, однако нарушения, допущенные комиссией, не влияют на обоснованность отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты]


Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе: председательствующего судьи Ерку Т.А., народных заседателей Зеленова С.Т. и Смирновой О.И., с участием прокурора Ушанова М.И., при секретаре Макаричевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Шаровой Галины Михайловны об отмене решения окружной избирательной комиссии Волховского одномандатного избирательного округа N 98 Ленинградской области, установила:

Заявительница Шарова Г.М. обратилась в Ленинградский областной суд с жалобой об отмене решения окружной избирательной комиссии Волховского одномандатного избирательного округа N 98 от 3 ноября 1999 года, которым ей было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии со ст.47 пункт 6 п/п "б" и " и ст.91 пункт 2 п/п "а", ", "м" Закона РФ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

В судебном заседании Шарова Г.М. и ее представитель Бирюкова А.К. поддержали заявленные требования, указав, что 20 октября 1999 года окружной избирательной комиссией Волховского избирательного округа Шаровой было необоснованно отказано в принятии документов о выдвижении ее в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы. После обращения с жалобой в Избирательную комиссию Ленинградской области указанные документы были приняты окружной комиссией лишь 29 октября 1999 года, в связи с чем по вине комиссии специальный избирательный счет кандидата был открыт лишь 1 ноября 1999 года, в этот же день создан избирательный фонд путем перечисления на специальный счет собственных средств кандидата в сумме 83500 рублей, внесен избирательный залог в сумме 83490 рублей.

Решением окружной избирательной комиссии Волховского избирательного округа от 3 ноября 1999 года в регистрации в качестве кандидата в депутаты Шаровой отказано в связи с непредставлением первого финансового отчета, отсутствием либо ненадлежащим оформлением финансового отчета, существенным нарушением порядка создания избирательного фонда кандидата и расходования его средств, предоставлением недостоверных сведений о кандидате, а также в связи с наличием иных оснований, предусмотренных законом.

Заявительница полагает, что нарушение срока предоставления первого финансового отчета произошло по вине окружной избирательной комиссии, неправомерно отказавшей ей в принятии документов о выдвижении ее кандидатом в депутаты. В случае, если бы комиссия 20 октября 1999 года приняла от нее документы о выдвижении и в этот же день выдала разрешение на открытие специального избирательного счета, просрочка в его открытии составила бы лишь один день, что не являлось бы существенным нарушением закона и, по мнению Шаровой, не могло повлечь отказ в регистрации. Шарова пояснила, что она ошиблась в подсчетах, полагая, что, предоставив документы о выдвижении в комиссию 20 октября 1999 года, она успеет соблюсти установленные законом сроки предоставления документов для регистрации и открытия специального избирательного счета своего избирательного фонда.

Заявительница и ее представитель также пояснили, что не согласны с решением избирательной комиссии в части того, что Шаровой был представлен ненадлежаще оформленный финансовый отчет, поскольку закон указывает на необходимость предоставления для регистрации кандидата лишь первого финансового отчета без каких-либо приложений. Также неправомерным является утверждение комиссии о существенном нарушении Шаровой порядка создания избирательного фонда и расходования его средств в связи с отсутствием сведений об источнике поступления средств при перечислении их в качестве залога. Источником поступления этих средств явились собственные средства Шаровой Г.М., как ею и было указано в финансовых документах.

Шарова Г.М. пояснила, что в заявлении о согласии баллотироваться и в представленных в комиссию "Сведениях о кандидате в депутаты Государственной Думы по округу N 98" неправильно было указано, что она имеет высшее образование, указанная ошибка, на которую она, подписывая документы, не обратила внимания, не имеет существенного значения, так как в автобиографии она уточнила, что закончила техникум и в настоящее время является студенткой Академии Государственной Службы. В решении комиссии об отказе в регистрации конкретно не указывается, что одним из его оснований явились неточные сведения об образовании Шаровой Г.М.

Таким образом, заявительница Шарова Г.М. считает, что указанные в решении комиссии нарушения сроков предоставления первого финансового отчета, создания избирательного фонда, внесения залога допущены по вине самой окружной избирательной комиссии, иные нарушения избирательного законодательства, которые могли бы повлечь отказ в регистрации, не нашли подтверждения, в связи с чем она просит решение об отказе в регистрации отменить и обязать комиссию зарегистрировать ее в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы.

Представители окружной избирательной комиссии Волховского одномандатного избирательного округа N 98 и Избирательной комиссии Ленинградской области Молодцов С.Н. и Волина Г.А. возражали против удовлетворения жалобы и пояснили, что окружная избирательная комиссия действовала в рамках закона, поскольку, представляя в комиссию 20 октября 1999 года документы о своем выдвижении в качестве кандидата в депутаты, Шарова Г.М. уже нарушила установленные федеральным законодательством сроки открытия специального избирательного счета, создания избирательного фонда, внесения залога, предоставления первого финансового отчета, что и явилось основной причиной отказа ей в регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы. Кроме того, первый финансовой отчет представлен Шаровой Г.М. без приложений, предусмотренных Инструкцией о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов; при перечислении избирательного залога на специальный счет комиссии Шаровой Г.М. не указан источник поступления денежных средств, в то время как сумма залога 83490 рублей значительно превышает доходы Шаровой Г.М., полученные ею за 1998 год в сумме 4145 рублей; в заявлении о согласии баллотироваться и "Сведениях о кандидате в депутаты Государственной Думы" Шарова Г.М. предоставила недостоверные сведения, указав, что имеет высшее образование, комиссия решила, что недостоверность этих сведений имеет существенный характер.

В связи с тем что сроки открытия специального избирательного счета, создания избирательного фонда, внесения избирательного залога, установленные законом, не подлежат продлению, что специальный счет должен быть создан не позднее чем за пять дней до дня предоставления документов для регистрации кандидата, а последний день предоставления документов был 24 октября 1999 года, следовательно, 19 октября 1999 года был последний день для открытия счета и внесения избирательного залога, Шарова не уложилась в указанные сроки.

Выслушав объяснения заявительницы Шаровой Г.М., ее представителя Бирюковой А.К., представителей окружной избирательной комиссии Волховского избирательного округа и Избирательной комиссии Ленинградской области Молодцова С.Н. и Волиной Г.А., показания свидетелей, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Ушанова М.И., полагавшего оставить жалобу без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии со ст.37 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в соответствующую окружную избирательную комиссию направляется письменное уведомление инициатора выдвижения кандидата, письменное заявление кандидата о его согласии баллотироваться, а комиссия обязана незамедлительно выдать инициаторам выдвижения кандидата письменное подтверждение получения документов.

Из материалов дела усматривается, что Шарова Г.М. 20 октября 1999 года представила в окружную избирательную комиссию документы по выдвижению ее кандидатом в депутаты, однако секретарь комиссии Григорьева Н.В. отказала в принятии документов в соответствии со ст.63 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ".

Свидетель Григорьева Н.В. - секретарь окружной комиссии показала, что Шарова Г.М. 20 октября 1999 года привезла в комиссию документы о ее выдвижении в качестве кандидата в депутаты, однако, учитывая, что 19 октября 1999 года был последний день открытия специального счета и внесения избирательного залога, она, Григорьева, документы от Шаровой не приняла на основании ст.63 закона о выборах. До этого Шарова приезжала в комиссию 15 октября 1999 года для выяснения того, какие документы необходимо предоставлять, но документы о выдвижении сдать не пыталась.

Свидетель Виткина Г.В. показала, что вместе с Шаровой Г.М. 20 октября 1999 года ездила в Волховскую окружную избирательную комиссию, в приеме документов секретарь отказала из-за пропуска сроков.

В связи с тем, что отказ в приеме документов не был основан на законе, председатель Леноблизбиркома Пылин В.В. после поступления жалобы Шаровой Г.М. письмом от 28 октября 1999 года предложил окружной комиссии принять документы о выдвижении и регистрации Шаровой в качестве кандидата и решить вопрос по существу.

Решением окружной избирательной комиссии от 29 октября 1999 года документы были приняты и председателем комиссии выдано Шаровой разрешение на открытие специального избирательного счета в отделении Сберегательного банка. 1 ноября 1999 года Шаровой Г.М. был заключен с банком договор о специальном избирательном счете, внесено на счет 83500 рублей - собственные средства кандидата, и в этот же день со специального избирательного счета избирательного фонда кандидата перечислено на специальный счет избирательной комиссии в качестве избирательного залога 83490 рублей.

2 ноября 1999 года Шаровой были представлены в окружную комиссию: фотографии, автобиография, дискета, справка с места учебы, ксерокопии паспорта и трудовой книжки, сведения из сбербанка, выписка со счета, квитанция о внесении избирательного залога, первый финансовый отчет.

Решением избирательной комиссии от 3 ноября 1999 года Шаровой отказано в регистрации кандидатом в депутаты на основании ст.47 п.6 п/п "б" и " и ст.91 п.2 п/п "а", ", "м" Федерального закона "О выборах депутатов государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации".

В соответствии со ст.47 п.6 указанного закона основаниями отказа в регистрации кандидата могут быть, в частности, отсутствие либо ненадлежащее оформление документов, указанных в статьях 37, 40 и 45, а также существенное нарушение порядка создания избирательного фонда кандидата и расходования средств соответствующего избирательного фонда /п.п. "б" и "/.

Согласно п.1 статьи 45 закона, на нарушение которого указывают представители избирательной комиссии, для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному округу, необходимо не ранее чем за 85 дней до дня голосования и не позднее чем за 55 дней до дня голосования до 18 часов представить в окружную комиссию документы, в том числе первый финансовый отчет.

В соответствии с п.2 ст.66 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" в первый финансовый отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая на пять дней предшествует дате сдачи отчета.

Согласно п.5 ст.64 указанного закона избирательный залог вносится кандидатом исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме на специальный счет соответствующей избирательной комиссии для внесения избирательного залога не ранее чем за 85 дней и не позднее чем за 55 дней до дня голосования.

Учитывая, что выборы назначены на 19 декабря 1999 года, последним днем приема документов на регистрацию было 24 октября 1999 года, при этом 19 октября 1999 года было последним днем приема документов по выдвижению кандидата, когда имелась возможность открыть специальный избирательный счет за пять дней до последнего дня приема документов на регистрацию, создать избирательный фонд и внести избирательный залог в установленные сроки.

В соответствии с п.2 статьи 91 указанного выше закона избирательная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата, в том числе, если:

А) установлено, что сведения представляемые кандидатом в соответствии с настоящим Федеральным законом, недостоверны и их недостоверность носит существенный характер;

К) кандидат не представил первый финансовый отчет;

М) имеют место иные основания, предусмотренные настоящим законом.

Оценив представленные доказательства, изучив положения избирательного законодательства, судебная коллегия находит, что окружная избирательная комиссия не имела оснований для регистрации Шаровой Г.М. в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы в связи с тем, что ею были нарушены сроки предоставления в комиссию документов по выдвижению в качестве кандидата, что лишало ее возможности своевременного открытия специального избирательного счета, создания избирательного фонда и перечисления избирательного залога с тем, чтобы имелась возможность не позднее чем за 55 дней до дня голосования представить окружной комиссии документы для регистрации, в том числе первый финансовый отчет, содержащий сведения по состоянию на дату, на пять дней предшествующую дате сдачи отчета.

Суд не может принять во внимание доводы Шаровой Г.М. о том, что допущенный ею пропуск срока предоставления в избирательную комиссию документов о выдвижении в качестве кандидата на один день не имеет существенного значения и не может служить основанием к отказу в регистрации, поскольку законом установлено, что документы для регистрации, в том числе первый финансовый отчет, содержащий сведения на дату, на пять дней предшествующую дате сдачи отчета, должны быть предоставлены в избирательную комиссию не позднее чем за 55 дней до дня голосования, изменение указанного срока законом не допускается.

Отказ окружной избирательной комиссии в принятии представленных Шаровой 20 октября 1999 года документов по ее выдвижению в качестве кандидата не основан на законе, однако нарушения, допущенные комиссией, не влияют на обоснованность отказа в регистрации Шаровой в качестве кандидата в депутаты.

Судебная коллегия находит, что в материалах дела не нашли подтверждения такие указанные в решении избирательной комиссии основания отказа Шаровой в регистрации, как существенное нарушение порядка создания избирательного фонда кандидата и расходования средств соответствующего избирательного фонда, представление кандидатом недостоверных сведений, когда их недостоверность носит существенный характер.

Шаровой Г.М. не нарушался установленный ст.62 Федерального закона порядок создания избирательного фонда, в который ею внесены собственные денежные средства в сумме, составляющей тысячу минимальных размеров оплаты труда, а также расходования его средств, которые были перечислены на специальный счет избирательной комиссии в качестве избирательного залога. При этом комиссия располагала сведениями о том, что источником поступления средств являлись собственные средства кандидата.

В решении избирательной комиссии не указано, какие конкретно недостоверные сведения, предоставленные Шаровой Г.М. и имеющие существенное значение, явились основанием к отказу в регистрации, в связи с чем суд не может принять во внимание доводы представителей избирательной комиссии о том, что одним из оснований к отказу было указание Шаровой Г.М. в заявлении о согласии баллотироваться о наличии у нее высшего образования.

Неточность редакции принятого избирательной комиссией решения об отказе Шаровой Г.М. в регистрации в качестве кандидата не влияет на правильность сделанных комиссией выводов об отсутствии оснований к регистрации.

На основании изложенного, в соответствии Законом РФ "О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации", руководствуясь ст.ст.191, 197, 239-7 ГПК РСФСР, судебная коллегия

решила:

Шаровой Галине Михайловне в удовлетворении жалобы об отмене решения окружной избирательной комиссии Волховского одномандатного округа N 98 Ленинградской области от 3 ноября 1999 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации через Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде.

Судья

Народные заседатели

Решение в окончательном виде изготовлено 22 ноября 1999 года.


Текст документа сверен по:
рассылка