АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 2024 года Дело N А81-4070/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2024 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Донцовой А.Ю.,

судей Полосина А.Л.,

Севастьяновой М.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Екатеринбург-2000" на решение от 12.10.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 27.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-4070/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Екатеринбург-2000" (620075, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, стр. 85, эт. 8, оф. 29, ИНН 6661079603, ОГРН 1026605229122) к Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования Салехард (629007, Ямало-Ненецкого автономного округа, г. Салехард, ул. Свердлова, д. 48, каб. 307, ИНН 8901022170, ОГРН 1088901002332) об оспаривании отказа, изложенного в уведомлении от 03.02.2023 N 171_14/01-08/81, в согласовании размещения объекта.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: служба государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа (629004, ЯНАО, г. Салехард, ул. Чубынина, д. 14, оф. 6, ОГРН 1168901057885, ИНН 8901034761).

Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Екатеринбург-2000" (далее - ООО "Екатеринбург-2000", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования города Салехард (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании незаконным уведомления от 03.02.2023 N 171_14/01-08/81 об отказе в согласовании размещения объекта и об обязании предоставить Обществу испрашиваемый земельный участок в кадастровом квартале 89:08::040101, площадью 9 кв. м, на срок 30 лет для размещения объектов опоры двойного назначения сотовой связи базовая станция "Ангальский мыс" в сроки, установленные постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.09.2017 N 1000-П.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Служба).

Решением от 12.10.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 27.12.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления ООО "Екатеринбург-2000" отказано.

Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение (неприменение) судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении требования Общества.

В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что судами не приняты во внимание положения статьи 28, пунктов 1, 2.1 статьи 31, пунктов 2, 3 статьи 32 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), согласно которым обязанность по проведению историко-культурной экспертизы возложена на федеральный орган охраны объектов культурного наследия и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия; выводы судов о наличии у заявителя обязанности проведения экспертизы в силу отсутствия у Департамента и Службы сведений о нахождении (отсутствии) на данном земельном участке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, считает несостоятельными; полагает, что инициатором проведения такой экспертизы согласно положениям статей 9.1, 9.2 Закона N 73-ФЗ, а также статей 3, 4 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.05.2015 N 52-ЗАО "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, а также примыкающих к его территории внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации" (далее - Закон ЯНАО N 52-ЗАО) должно быть лицо, осуществляющее государственный надзор, заинтересованное в выявлении объектов культурного наследия относительно территорий, на которых осуществляется надзор и контроль.

В отзыве на кассационную жалобу Служба, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Проверив законность судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

При рассмотрении спора судами установлено, что ООО "Екатеринбург-2000" является оператором сотовой связи (ТГ МОТИВ) и для обеспечения уставной деятельности осуществляет строительство базовых станций сотовой связи с целью оказания услуг связи населению.

Общество обратилось в Департамент с заявлением от 30.01.2023 о размещении объектов, размещение которых может осуществляться на землях и (или) земельных участках, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Салехард, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута и просило принять решение о размещении объекта на земельных участках в границах территории в пределах: кадастрового квартала 89:08:040101, площадью 9 кв. м для размещения объектов опоры двойного назначения сотовой связи базовая станция "Ангальский мыс" сроком на 30 лет.

Уведомлением от 03.02.2023 N 171_14/01-08/81 со ссылкой на пункты 12, 14 постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.09.2017 N 1000-П, Департаментом отказано в выдаче разрешения на размещение объекта на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности.

Отказ мотивирован поступлением в адрес Департамента заключения Службы об отказе в предварительном согласовании размещения объектов по причине того, что испрашиваемая территория не исследована, сведениями об отсутствии на данном земельном участке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (в том числе, археологического), Служба не располагает.

Указанным уведомлением Обществу предложено в соответствии со статьями 28, 30, 31, 32, 36, 45.1 Закона N 73-ФЗ:

- обеспечить проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки, в порядке, установленном статьей 45.1 Федерального закона N 73-ФЗ;

- представить в службу документацию, подготовленную на основе археологических полевых работ, содержащую результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на земельном участке, подлежащем воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, а также заключение государственной историко-культурной экспертизы указанной документации (либо земельного участка).

В случае обнаружения в границе земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, и после принятия службой решения о включении данного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия:

- разработать в составе проектной документации раздел об обеспечении сохранности выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проект обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия либо план проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия (далее документация или раздел документации, обосновывающий меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного (археологического) наследия);

- получить по документации или разделу документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия заключение государственной историко-культурной экспертизы и представить его совместно с указанной документацией в службу на согласование;

- обеспечить реализацию согласованной службой документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного (археологического) наследия.

Полагая, что испрашиваемый земельный участок находится вне границ объекта культурного наследия и границ защитных (охранных) зон объекта культурного наследия, а обязанность по проведению историко-культурной экспертизы не может быть возложена на Общество, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.

Суды первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов, руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 39.1, 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 28, 30, 31, 32 Закона N 73-ФЗ, статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", исходили из того, что проведение историко-культурной экспертизы земельного участка обязательно в случае отсутствия у органа объектов культурного наследия данных о наличии либо отсутствии на этом земельном участке объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в связи с чем Общество, как заказчик работ, до начала их проведения, обязано организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы на земельном участке, испрашиваемом под размещение объекта.

Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций не могут быть признаны судом округа законными и обоснованными.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.

В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.

Согласно пункту 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, в частности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 этой статьи).

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 указанной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300).

К таким объектам в силу пункта 11 Перечня N 1300 отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 ЗК РФ).

При этом исходя из положений пунктов 27, 28 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" под сооружениями связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи; средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.

В силу пункта 4.5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.

Нахождение сооружения связи на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.

Судами установлено, что спорный объект, о согласовании размещения которого Обществом были заявлены требования, соответствует указанным выше критериям, что не оспаривается Департаментом.

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.09.2017 N 1000-П утверждены Порядок и условия размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях и (или) земельных участках, находящихся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена (далее - земли или земельные участки), без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций).

Согласно пункту 2 Порядка N 1000-П размещение объектов осуществляется на основании соответствующего заключения о согласовании размещения объектов на землях или земельных участках, выданного исполнительным органом автономного округа, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в собственности автономного округа, или органом местного самоуправления в автономном округе, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также собственность на которые не разграничена (далее - уполномоченный орган). Для получения разрешения на размещение объектов заинтересованное лицо подает в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения с указанием необходимых сведений и приложением соответствующих документов (пункты 3, 4, 5).

Уполномоченный орган не позднее 7-ми рабочих дней со дня поступления заявления обеспечивает направление копии схемы границ (за исключением случая, если подано заявление о размещении объектов, предусмотренных пунктом 5 Перечня N 1300) в том числе, исполнительному органу автономного округа, проводящему государственную политику и осуществляющему функции по контролю в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, для ее рассмотрения и подготовки предложений о согласовании либо об отказе в согласовании размещения объектов на предмет размещения объектов в границах территории объектов культурного наследия и их зон охраны (в части вопросов, отнесенных к его компетенции) (подпункт "б" пункта 10).

Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении договора на размещение объекта приведены в пункте 14 Порядка N 1000-П.

В рассматриваемом случае отказ Департамента в выдаче разрешения на использование необходимого заявителю земельного участка для размещения объекта со ссылкой на поступление в уполномоченный орган заключения Службы об отказе в предварительном согласовании размещения объектов, мотивирован тем, что испрашиваемая территория не исследована, сведениями об отсутствии на данном земельном участке объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (в том числе археологического), Служба не располагает.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия у Департамента и Службы вышеуказанных сведений и признали обоснованным возложение на Общество обязанности по проведению и финансированию историко-культурной экспертизы земельного участка путем археологической разведки и представления в Службу документации, подготовленной на основе археологических полевых работ.

Вместе с тем, вопреки выводам судов, изложенным в судебных актах, установленный в регионе Порядок N 1000-П не возлагает на заявителя обязанность по представлению заключения историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, а также иной документации, подготовленной на основе археологических полевых работ, содержащей результаты исследований для целей определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия на испрашиваемом земельном участке; отсутствие подобных заключений на стадии рассмотрения заявления не является основанием для принятия решения об отказе в согласовании размещения объектов.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению, изложенный в пункте 5 Порядка N 1000-П, носит исчерпывающий характер и его расширительное толкование недопустимо.

Доводы жалобы о неправильном применении судами норм Закона N 73-ФЗ и неприменении положений Закона ЯНАО N 52-ЗАО суд округа также находит заслуживающими внимания.

В соответствии со статьей 28 Закона N 73-ФЗ государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится, в том числе, в целях определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Закона N 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

Пунктом 1 статьи 31 Закона N 73-ФЗ установлено, что историко-культурная экспертиза проводится до начала землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

При этом соответствующий орган охраны объектов культурного наследия осуществляет организацию проведения историко-культурной экспертизы (пункт 2.1 статьи 31 Закона N 73-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона N 73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 указанного закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 Федерального закона.

При этом законодатель, принимая во внимание многообразие видов сооружений, их функциональные и технические характеристики, предусмотрел возможность размещения ряда сооружений без предоставления находящихся в публичной собственности земельных участков и установления сервитутов, то есть без оформления прав собственников (владельцев) таких сооружений на эти участки. Подобное правовое регулирование призвано обеспечить возможность оперативного, без оформления правоустанавливающих документов на землю, возведения на земельных участках, находящихся в публичной собственности, определенных объектов с учетом их особых характеристик и назначения. Указанные нормы направлены на обеспечение баланса частных и публичных интересов, а также на защиту прав лица, не являющегося собственником земельного участка и нуждающегося в ограниченном использовании этого участка. Такой правовой подход следует из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 1874-О, от 26.03.2019 N 722-О, от 25.06.2019 N 1630-О.