Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 июня 2015 года N 5-АПГ15-20


[Жалоба оставлена без удовлетворения, поскольку оспариваемая норма обоснованно признана недействующей]

(Извлечение)



Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Анишиной В.И., судей Меркулова В.П. и Никифорова С.Б., при секретаре Костереве Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам закрытого акционерного общества "ТСТ" и Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 19 ноября 2014 года, которым заявление закрытого акционерного общества "ТСТ" о признании недействующим пункта 767 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителей закрытого акционерного общества "ТСТ" Кравченко Н.В. и Гриценко Е.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы ЗАО "ТСТ" и возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы Правительства Москвы, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Апрелова С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы Правительства Москвы и возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы закрытого акционерного общества "ТСТ", заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

29 ноября 2013 года Правительством Москвы принято постановление N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год" (далее - постановление Правительства Москвы N 772-ПП), которое было опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2013 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N 68, 10 декабря 2013 года.

Пунктом 1 постановления Правительства Москвы N 772-ПП определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Перечень), являющийся приложением к данному постановлению.

Под пунктом 767 в Перечень включено здание с кадастровым номером 77:03:0002006:1201, расположенное по адресу: г.Москва, 1-й Иртышский пр., дом 10, стр.5, код классификатора адресов Российской Федерации 7700000000033160011.

Закрытое акционерное общество "ТСТ" (далее - ЗАО "ТСТ"), являясь собственником названного здания, обратилось в суд с заявлением, в котором просило признать недействующим с даты принятия пункт 767 Перечня, являющегося приложением к постановлению Правительства Москвы N 772-ПП (в редакции постановления правительства Москвы от 18 ноября 2014 года N 682-ПП), ссылаясь на то, что спорное здание не обладает признаками объекта налогообложения, определенными пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

По мнению ЗАО "ТСТ", включение названного здания в Перечень противоречит указанным законоположениям и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере, установленном для административно-деловых и торговых центров (комплексов).

Решением Московского городского суда от 19 ноября 2014 года заявление ЗАО "ТСТ" удовлетворено частично. Пункт 767 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП признан не действующим с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части требований ЗАО "ТСТ" отказано.

В апелляционной жалобе ЗАО "ТСТ" просит решение суда первой инстанции изменить, признать оспариваемую норму недействующей с даты принятия - с 29 ноября 2013 года.

В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

На основании статьи 14 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливаемым данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.

Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 данного Кодекса.

Пунктами 1, 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено приведенной статьей.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.

Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).

В статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на территории г.Москвы с 01 января 2014 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 кв.м. и помещений в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Поскольку пункт 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", предусматривающий определение налоговой базы как кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в отношении зданий (строений, сооружений), которые в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предназначены для использования или фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, вступает в силу с 01 января 2015 года, в 2014 году в г.Москве налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость в отношении административно-деловых центров (и помещений в них) общей площадью более 5000 кв.м., расположенных на территории г.Москвы на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.

Между тем до настоящего времени в г.Москве правила землепользования и застройки не утверждены, а подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что до введения в действие указанных правил установление видов разрешенного использования земельных участков относится к компетенции Правительства Москвы.

Такой порядок установлен постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", согласно пункту 3.2 которого разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания).

Из материалов дела следует, что ЗАО "ТСТ" является собственником здания с кадастровым номером 77:03:0002006:1201, общей площадью 15148 кв.м. расположенного по адресу: г.Москва, 1-й Иртышский проезд, дом 10, строение 5.

Указанный объект недвижимости располагается на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002006:28 (адресный ориентир: г.Москва, проезд 1-й Иртышский, владение 10), предоставленном заявителю в пользование на условиях аренды на основании договора аренды земельного участка от 30 мая 2011 года N М-03-035627 для целей эксплуатации складской базы. Вид разрешенного использования данного земельного участка установлен как "эксплуатация складской базы (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений материально-технического снабжения, сбыта и заготовок)", что подтверждается выписками из государственного кадастра недвижимости от 13 января 2011 года и от 29 октября 2014 года, приведенным выше договором аренды земельного участка. Также данное обстоятельство не отрицалось в судебном заседании и представителем Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы.

Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7) и др.).

Такой вид разрешенного использования земельных участков как "эксплуатация складской базы (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений материально-технического снабжения, сбыта и заготовок)" не соответствует кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, относится к группе видов разрешенного использования земельных участков по коду 1.2.9, и, следовательно, не предназначен для размещения офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Разрешая дело, суд первой инстанции, проанализировав приведенные положения федерального и регионального законодательства, а также установленные по делу обстоятельства, пришел к правильному выводу о том, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен принадлежащий на праве собственности ЗАО "ТСТ" объект недвижимого имущества, не подпадает под критерии, установленные предписаниями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), и не может быть признан объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.

При таком положении Судебная коллегия находит правильным суждение суда первой инстанции о том, что включение в строку 767 Перечня объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:03:0002006:1201 противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", в связи с чем оспариваемая норма обоснованно признана недействующей.

Доводы, изложенные Правительством Москвы в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой суд апелляционной инстанции оснований не имеет.

Также является несостоятельным довод апелляционной жалобы ЗАО "ТСТ" о признании пункта 767 Перечня недействующим с даты принятия (29 ноября 2013 года), поскольку названный нормативный правовой акт применялся, на его основании были реализованы права организации, а так же публичные права на формирование налогооблагаемой базы и налоговых платежей в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, следовательно, суд первой инстанции обоснованно, руководствуясь частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", признал оспариваемую норму недействующей с момента вступления решения суда в законную силу. Заявитель не был лишен возможности оспорить данный нормативный правовой акт до введения его в действие с момента его опубликования.

Апелляционные жалобы не содержат иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены или изменения судебного постановления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Московского городского суда от 19 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ЗАО "ТСТ" и Правительства Москвы - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка