Действующий

     
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 октября 2015 года N 2438-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Трушиной Нины Валентиновны на нарушение ее конституционных прав частью 8 статьи 17 Федерального закона "О полиции"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев вопрос о возможности принятия к рассмотрению жалобы гражданки Н.В.Трушиной в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Н.В.Трушина оспаривает конституционность части 8 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", согласно которой персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

Как следует из представленных материалов, заявительница обратилась в Информационный центр УМВД России по Магаданской области с заявлением о предоставлении сведений, связанных с осуждением в 1939 году ее родственника, 1895 года рождения, с целью обжаловать вынесенный в отношении него приговор по вновь открывшимся обстоятельствам. В ответ на данное обращение заявительнице была направлена архивная справка с указанием статьи осуждения, органа, вынесшего приговор, и срока отбывания наказания, а также сообщено, что архивное дело уничтожено по акту в 1955 году по истечении срока хранения. В последующем Н.В.Трушина обращалась с заявлением о выдаче ей подлинника учетной алфавитной карточки на осужденного. В выдаче данной карточки заявительнице было отказано в связи с ее уничтожением по правилам Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации, которое имеет гриф "Для служебного пользования". Положения указанного Наставления были оспорены заявительницей в судебном порядке, однако решением Верховного Суда Российской Федерации от 10 сентября 2014 года, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении ее требований было отказано. При этом суд указал, что данное Наставление, определяя правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, предусматривает хранение учетных алфавитных карточек на осужденных независимо от срока и вида наказания до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.

По мнению заявительницы, часть 8 статьи 17 Федерального закона "О полиции" не соответствует статьям 2, 18, 19 (часть 1), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет правоприменительным органам произвольно уничтожать сведения об осужденных.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, гарантируя право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29, часть 4), устанавливает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23, часть 1) и не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (статья 24, часть 1).

При этом Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что реализация права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29, часть 4, Конституции Российской Федерации) возможна только в порядке, установленном законом, и что федеральный законодатель правомочен определить законные способы получения информации; право на свободу информации может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, которые предопределяются требованиями статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в Российской Федерации как демократическом и правовом государстве в целях защиты прав, гарантированных статьями 23 и 24 (часть 1) Конституции Российской Федерации (Постановление от 31 марта 2011 года N 3-П).

В соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных, полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей вправе обрабатывать данные о гражданах, в том числе о лицах, осужденных за совершение преступления, с последующим внесением информации в банки данных о гражданах (часть 1 и пункт 2 части 3 статьи 17 Федерального закона "О полиции"). Формирование и ведение таких банков данных осуществляется в соответствии с федеральными законами от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", а также главой III Федерального закона от 25 июля 1998 года N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" и другими нормативными актами, регулирующими отношения, связанные с обработкой персональных данных. По достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей собранные данные подлежат уничтожению (часть 8 статьи 17 Федерального закона "О полиции").

Следовательно, оспариваемое заявительницей законоположение, применяемое в системной связи с положениями иных нормативных правовых актов, предусматривает условия прекращения обработки персональных данных лица без его согласия на основе закона и не допускает их произвольного уничтожения, а потому не может рассматриваться как нарушающее ее конституционные права в указанном в жалобе аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Трушиной Нины Валентиновны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин




Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка