ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 февраля 2012 года Дело N А33-16804/2011

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «16» февраля 2012 года. Полный текст постановления изготовлен «23» февраля 2012 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Борисова Г.Н., судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н., при участии:

от заявителя (Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации): Тарховой Т.Е., представителя по доверенности от 23.01.2012;

от ответчика (Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае): Девяткиной М.С., представителя по доверенности от 10.01.2012 N3,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «12» декабря 2011 года по делу N А33-16804/2011, принятое судьей Чурилиной Е.М.,

установил:

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, ОГРН 1022402471992, ИНН 2465015109 (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (далее - управление, ответчик) о признании недействительным пункта 6 раздела I представления от 21.07.2011 N 04-11-206о ненадлежащем исполнении бюджета.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 декабря 2011 года в удовлетворении заявления отказано.

Учреждение обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на то, что земельные участки, закрепленные за медицинским университетом, не подлежат отражению в бюджетном учете, так как не вовлечены в хозяйственный оборот и не принадлежат заявителю на праве собственности.

По мнению заявителя жалобы, у него отсутствует обязанность по отражению на забалансовом счете 01 «Основные средства в пользовании» земельных участков, закрепленных за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Учреждение зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402471992.

Должностными лицами управления проведена проверка правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, а также имущества, находящегося в федеральной собственности заявителя за 2010 год и истекший период с 2011 года.

По результатам проверки должностным лицом управления составлен акт от 08.07.2011, в котором отражены выявленные нарушения бюджетного законодательства.

По факту выявленных нарушений временно исполняющим обязанности руководителя управления вынесено представление от 21.07.2011 N 04-11-206 о ненадлежащем исполнении бюджета

Пунктом 6 раздела I указанного представления установлено, что в нарушение части 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 2 и 5 статьи 8 Федерального закона от 12.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете) и пунктов 3, 263 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н» (далее - Инструкция N 148н) заявителем не отражены в бюджетном учете земельные участки на сумму 372 500 022 рубля 15 копеек, что повлекло искажение данных справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к балансу получателя бюджетных средств (форма по ОКУД 0503130) на 01.01.2011.

Учреждение оспорило в арбитражном суде представление о ненадлежащем исполнении бюджета от 21.07.2011 N 04-11-206 в указанной части, полагая, что спорные земельные участки не подлежат постановке на бюджетный учет.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд первой инстанции, учитывая положения части 1 статьи 268, части 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 5.1.1, 5.13, 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N278, пунктов 5.1.1, 5.14.3, 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Минфина России от 11.07.2005 N89н, пришел к правильному выводу о том, что представление от 21.07.2011 N 04-11-206 о ненадлежащем исполнении бюджета вынесено уполномоченным лицом.

Заявителю принадлежат 11 земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 26.10.2009 серии 24 ЕИ N 382641, от 26.06.2009 серии 24 ЕИ N 289584, от 26.06.2009 серии 24 ЕИ N 289209, от 26.06.2006 серии 24 ЕИ N 289208, от 26.06.2009, от 26.06.2009 серии 24 ЕИ N 289207, от 26.06.2009 серии 24 ЕИ N 289582, от 26.06.2009 серии 24 ЕИ N 289212, от 26.06.2009 серии 24 ЕИ N 289211, от 26.06.2009 серии 24 ЕИ N 289585, от 26.06.2009 серии 24 ЕИ N 289586. Право собственности на данные участки принадлежит Российской Федерации.

Частью 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.

План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 1 Закона о бухгалтерском учете основными задачами бухгалтерского учета являются, в том числе:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Согласно Инструкции N148н, которая устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета в органах государственной власти (государственных органах), органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления (муниципальных органах), бюджетных учреждениях, бюджетный учет осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом о бухгалтерском учете, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данной Инструкцией.

Государственная учетная политика реализуется Инструкцией N 148н через план счетов бюджетного учета; порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета; перечень типовых корреспонденции счетов бюджетного учета.

Отражение операций при ведении бюджетного учета осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным Инструкцией N 148н, действовавшей в проверяемый период.

В соответствии с пунктом 263 Инструкции N 148н на забалансовых счетах учитываются ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему (арендованные основные средства (полученные в безвозмездное пользование), материальные ценности, принятые на ответственное хранение или в переработку, полученные по централизованному снабжению и т.п.), а также бланки строгой отчетности, путевки в дома отдыха и санатории и др., а также обязательства, ожидающие исполнения.

Все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.

В бюджетном учете применяется забалансовый счет 01 «Основные средства в пользовании». На этом счете учитываются объекты основных средств, принятые учреждением с правом их пользования без закрепления полученного имущества в оперативное управление: по договору аренды (найма) и (или) в безвозмездное пользование.

Российская Федерация, являющаяся собственником 11 земельных участков, передала их в безвозмездное бессрочное пользование учреждению без права распоряжения.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что полученные в безвозмездное бессрочное пользование основные средства должны учитываться на забалансовом счете 01 «Основные средства в пользовании», в том числе в связи с необходимостью отражения в бюджетном учете расходов, связанных с пользованием этими земельными участками.

В соответствии с пунктом 11 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N191н (далее - Инструкция N191н), в состав бюджетной отчетности включается форма отчетов - баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма по ОКУД 0503130).

Пунктом 20 Инструкции N191н установлено, что справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (справка в составе Баланса (ф. 0503130) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных, в том числе, по забалансовому счету 01 «Имущество, полученное в пользование», в разрезе движимого и недвижимого имущества (коды строк 010 - 012).

Таким образом, форма по ОКУД 0503130 предусматривает отражение на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» земельных участков, закрепленных за учреждением на праве постоянного бессрочного пользования.

В силу вышеуказанных норм отражение на забалансовом счете земельных участков, закрепленных за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, является обязанностью учреждения. В связи с этим доводы учреждения об отсутствии вины ввиду нереализации права на самостоятельную организацию учета земельных участков на забалансовых счетах признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

При таких обстоятельствах пункт 6 раздела I представления от 21.07.2011 N 04-11-206о ненадлежащем исполнении бюджета соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы учреждения.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Кодекса расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от «12» декабря 2011 года по делу N А33-16804/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

     Председательствующий
Г.Н.Борисов
Судьи
Л.А.Дунаева
Е.В.Севастьянова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка