ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 2011 года  Дело N А27-12216/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  06 июня 2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  14 июня 2011 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего  Фроловой С.В.,

судей  Лаптева Н.В.,

Рябининой Т.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Кузбассэнерго», Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области на постановление от 28.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Музыкантова Т.В., Павлюк Т.В.) по делу № А27-12216/2010 по заявлению администрации города Кемерово (ИНН 4207023869, ОГРН 1034205011610) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата»  по Кемеровской области (ИНН 4205003426, ОГРН 1024200721830)  о признании недействительным решения.

Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Кузбассэнерго».

Арбитражный суд, осуществляющий организацию видеоконференц-связи, Арбитражный суд Кемеровской области.

В судебном заседании в здании Арбитражного суда Кемеровской области приняли участие:

представители открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Кузбассэнерго» - Намаконова Е.Г. по доверенности от 09.09.2010, Борщенко П.А. по доверенности от 22.09.2010;

представители Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» - Шевкова К.Е. по доверенности от 12.01.2011, Санина Е.С. по доверенности от 12.01.2011;

представители администрации города Кемерово – Ляпина Е.А. по доверенности от 12.01.2011, Лаптева Е.В. по доверенности от 12.01.2011.

Суд установил:

администрация города Кемерово (далее – администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее – Росреестр), Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» (далее – ФГУ «Земельная кадастровая палата») по Кемеровской области от 11.01.2010 года № 4200/000/10-150 об учете изменений объекта недвижимости; признании незаконным акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:0124 от 16.02.2010 года; обязании ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:0124 «линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры», сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 26445,96 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562,68 руб. за кв.м.; обязании ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Кемеровской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:0124 «земли производственной застройки», сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 121 223,69 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2579,27 руб. за кв.м.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Кузбассэнерго» (далее – ОАО «Кузбассэнерго»).

Решением от 16.12.2010 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Марченкова С.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением от 28.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено. Заявление администрации удовлетворено.

В кассационных жалобах Управление Росреестра, ФГУ «Земельная кадастровая палата» и ОАО «Кузбассэнерго» просят отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.

ОАО «Кузбассэнерго» считает, что суд апелляционной инстанции  неправильно  применил нормы Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о государственном кадастре недвижимости), статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации;  судом не учтено, что  внесение сведений  о виде разрешенного использования  в государственный кадастр недвижимости  - является юридической  фиксацией принятого собственником земельного участка решения; вывод суда апелляционной инстанции о том, что правообладатель  не вправе выбрать вспомогательный  вид разрешенного использования, сделан без учета требований  статьи 20 Правил землепользования и застройки г. Кемерово.

Управление Росреестра  в кассационной жалобе приводит доводы о том, что суд апелляционной инстанции пришел к неверному выводу об изменении вида разрешенного использования земельного участка, поскольку, приняв оспариваемое решение, орган кадастрового учета  совершил действия по  внесению таких сведений на основании заявления собственника земельного участка и необходимых документов; выбранный собственником  ОАО «Кузбассэнергро» вид разрешенного использования – «объекты инженерной инфраструктуры» соответствует  фактическому использованию земельного участка.

ФГУ «Земельная кадастровая палата», ссылаясь на  статьи 1, 4 Закона о государственном кадастре недвижимости,  указывает, что фактически органом кадастрового учета осуществлена деятельность по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости на основании поступившего заявления и приложенных к заявлению документов, перечень которых определен в статье 22 Закона о государственном кадастре недвижимости.

В представленном отзыве администрация  просит оставить без изменения оспариваемый судебный акт, считая его законным и обоснованным.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы  дела, обсудив доводы кассационных жалоб и отзыва на них, проверив в соответствии со  статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность  обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает его подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела, ОАО «Кузбассэнерго» (в лице правопредшественника) по договору купли-продажи от 04.12.2002 года № 85 приобрело земельный участок с кадастровым номером 42:24:011809:23, расположенный по адресу: г. Кемерово, поселок Предзаводской ГСП-4 для использования под сооружения тепловой энергетики – Новокемеровская ТЭЦ, общей площадью 439 043,59 кв.м.

Сведения, касающиеся вида разрешенного использования данного земельного участка «земли под сооружения тепловой энергетики», внесены в кадастровый учет, что подтверждается выпиской из государственного земельного кадастра №1-1258 (без даты).

Согласно  выписке из государственного кадастра недвижимости от 18.03.2009 года №4200/001/09-57937, земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101026:0124, расположенный по адресу Кемеровская область, г. Кемерово, Заводской район, п. Предзаводской, ГСП-4, площадью 47 кв.м., принят к учету 25.12.2006 года. Вид разрешенного использования определен – земли производственной застройки.

Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (копия свидетельства о государственной регистрации права от 22.11.2006 года серии 42АВ № 453600).

В соответствии с  постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года № 520 «О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области», земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101026:0124 отнесен к девятому виду разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности»; в отношении него утвержден удельный показатель кадастровой стоимости в размере 2 579,27 руб. за кв.м., кадастровая стоимость исчислена в размере 121 225,69 руб., данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.

ОАО «Кузбассэнерго» 11.12.2009 года обратилось с заявлением, в котором просило осуществить  государственный кадастровый учет  изменений земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:0124, площадью 47 кв.м., расположенного по адресу: г. Кемерово, Заводский район, п. Предзаводской, ГСП-4 в соответствии с прилагаемыми документами.

По результатам рассмотрения заявления ОАО «Кузбассэнерго» и приложенных к нему документов, ФГУ «Земельная кадастровая палата» принято решение от 11.01.2010 года № 4200/000/10-150 «об учете изменений объекта недвижимости» (далее – решение),  согласно которому  необходимо внести сведения о разрешенном использовании  земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, Заводский район, п. Предзаводской, ГСП-4 ранее внесенных в документы соответствующего подраздела.

На основании решения, актом определения кадастровой стоимости от 16.02.2010 года Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее – акт), утверждена кадастровая стоимость, в том числе, спорного земельного участка, в размере 26 445,46 руб.

Кадастровая стоимость  исчислена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категорий земель, вида разрешенного и использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 года № 222, путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 562, 68 руб. за кв.м. (утвержден постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года №519 «Об утверждении средних уровней земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам), на площадь земельного участка.

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка (выпиской из государственного кадастра недвижимости) от 18.02.2010 года № 4200/001/10-54723 разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:0124 – «линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры», кадастровая стоимость 1 157 995,44 руб., удельный показатель кадастровой стоимости – 562,68 руб. за кв.м., что соответствует согласно Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 года № П/0152 , 13 виду разрешенного использования.

Полагая, что при осуществлении кадастрового учета нарушены требования законодательства, а также права администрации города Кемерово в области мониторинга земель и, как получателя средств местного бюджета, заявитель обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим требованием.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого решения и акта заинтересованных лиц положениям действующего законодательства; отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.

Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 1, 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 30, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 16, 22  Закона  о государственном кадастре недвижимости, пришел к выводу о том, что решение вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в г. Кемерово, на другой вид  такого использования, возможно с соблюдением требований, установленных в статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем выводы суда апелляционной инстанции о том, что спорные правоотношения  следует квалифицировать  как отношения, связанные с изменением одного вида разрешенного использования  на другой вид  такого использования, а соответственно и применения к ним указанного законодательства, являются ошибочными.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Методические указания № 39 позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов в разрезе указанных в них видов разрешённого использования.

В целях разъяснения положений Методических указаний совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной оценке земель населённых пунктов (далее - Технические рекомендации).

Методические указания (пункт 1.2) и Технические рекомендации (приложение № 2) позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов по видам разрешённого использования в соответствии с Типовым перечнем видов разрешённого использования (далее - Типовой перечень).

Из Типового перечня явствует, что к 9-му виду разрешённого использования земельных участков относятся земельные участки,  предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального   хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

К 13-му виду разрешенного использования  относятся  земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.

При этом каждый из названных видов имеет составы видов разрешённого использования.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о государственном кадастре недвижимости  кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с пунктами 1, 4, 5.3.5 и 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004  № 418, в 2007 году данное агентство осуществляло полномочия по государственной кадастровой оценке земель и функции по ведению государственного земельного кадастра непосредственно и через свои территориальные органы.

В настоящее время ведение государственного кадастра недвижимости  на основании пункта 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, возложено на Росреестр, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Из пункта 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости вытекает, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим законом.

Подпунктами 11, 14 пункта 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости: о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; разрешённое использование, если объектом недвижимости является земельный участок.

Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции установил, что в ходе формирования Перечня земельных участков в составе земель населённых пунктов в целях проведения оценки кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области органом кадастрового учёта при заполнении номера вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:0124 был указан вид разрешённого использования – 9 «земли для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».

ОАО «Кузбассэнерго» обратились с заявлением о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании спорного земельного участка на основании документов, в том числе, договора  купли – продажи  № 85 от 04.12.2002,   свидетельства о государственной регистрации  права  от 20.11.2006 и, принятием оспариваемого решения был установлен тот вид разрешённого использования спорного земельного участка,  который соответствует 13-ой группе вида разрешённого использования Типового перечня.

Поскольку ОАО «Кузбассэнерго» не меняло один вид разрешенного использования на другой,  фактически оспариваемым решением  установлены достоверные сведения о виде разрешённого использования земельного участка в соответствии с  требованиями вышеперечисленного законодательства, то к сложившимся правоотношениям  статья  37 Градостроительного кодекса  Российской Федерации и статья 22  Закона о государственном кадастре недвижимости не применимы.

Управление Росреестра обоснованно в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категорий земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации  от 12.08.2006 № 222, определило кадастровую стоимость земельного участка путём умножения утверждённого постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 № 519 удельного показателя для земельных участков кадастрового квартала 42:24:0101026:0124 на площадь земельного участка.

При изложенных обстоятельствах  права администрации, как в области мониторинга земель, так и получателя средств местного бюджета оспариваемым решением и актом, не нарушены.

Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая обстоятельства данного дела, суд первой инстанции, придя к выводу о том, что  оспариваемое решение и акт  не противоречат закону и  не нарушают прав и законных интересов администрации   в предпринимательской и иной экономической деятельности, правильно отказал в удовлетворении заявленных  требований на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановление апелляционного суда подлежит отмене в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как внесенное при неправильном применении норм материального права и в связи с несоответствием выводов обстоятельствам дела, а решение суда первой инстанции – оставлению в силе.

Расходы ОАО «Кузбассэнерго» на оплату государственной пошлины по кассационной жалобе в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагаются на администрацию.

Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа