АРБИТРАЖНЫЙ СУД БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 22 апреля 2010 года  Дело N А09-11568/2009

Арбитражный суд Брянской области в составе судьи Кожанова А.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Кожановым А.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Российские железные дороги» в лице Брянского отделения Московской железной дороги, г. Брянск

к ООО «Фокинское», г. Брянск

о взыскании 202339  руб. 68 коп.

встречный иск ООО «Фокинское», г.Брянск

к ОАО «Российские железные дороги» в лице Брянского отделения Московской железной дороги, г. Брянск

о понуждении заключить соглашение

при участии в судебном заседании:

от истца – Зиновкин Г.И.- ведущий юрисконсульт, доверенность №НЮ-3-25/459 от 12.08.2009 г.;

от ответчика – Немец А.Г.- представитель, доверенность от 03.11.2009 г.,

УСТАНОВИЛ:

Дело рассмотрено в судебном заседании 15.04.2010 г. после перерыва, объявленного в порядке ст. 163 АПК РФ, в судебном заседании 13.04.2010 г.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Брянского отделения Московской железной дороги (далее - ОАО «РЖД» в лице Брянского отделения Московской железной дороги), г. Брянск обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Фокинское» (далее- ООО «Фокинское») о взыскании 202339 руб. 68 коп. долга по договору №15/46.

В соответствии со ст. 132 АПК РФ суд принял к производству встречное исковое заявление ООО «Фокинское» к ОАО «РЖД» в лице Брянского отделения Московской железной дороги о понуждении заключения дополнительного соглашения №2 к договору №15/46 от 15.08.2008 г.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в 2008 г. между ОАО «РЖД» (Перевозчик) и ОАО по МТС «Фокинское» (Контрагент) заключен договор №15/46 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, по условиям которого перевозчиком осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования ОАО «Агропромкомплект» через стрелку №5, обслуживаемого локомотивом перевозчика (п. 1).

Пунктом 27 договора предусмотрено, что договор вступает в силу с момента подписания, распространяет действие на отношение сторон, возникшие с 15.03.2008 г.  по 14.03.2011 г.

Согласно п. 3 договора, развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 905 м.

В соответствии с п. 15 договора, расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку выгонов составляет 3,1 км, считая в оба конца.

19.07.2009 г. в связи с реорганизацией в виде преобразования ОАО по МТС «Фокинское» в ООО «Фокинское» между сторонами заключено дополнительное соглашение №1, согласно которому в соответствии с вступившим в силу 30 июня 2009г. приказом Федеральной службы по тарифам от 10 июня 2009г. № 120-т/5 «О внесении изменений и дополнений в Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте» (Тарифное руководство №3) стороны определили внести изменения в §16 а), б), в) договора № 15/46 от 15.08.2008г. на подачу и уборку вагонов на железнодо­рожный путь необщего пользования ООО «Фокинское» при станции Брянск -Восточный Московской железной дороги, изложив их следующей редакции:




Пункт а) §16: сбор за подачу и уборку вагонов, начисляемый по таблице № 11 Тарифного руководства № 3 «Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте РФ», за каждый выход локомотива Сбор за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежаще­го «Перевозчику», используемого при подаче и уборке вагонов за 1077м по ставкам таблицы № 11 часть 2 Тарифного руководства № 3.

При изменении вагонооборота по итогам работы за календарный год ставка сбора за подачу и уборку вагонов изменяется «Перевозчиком» по состоянию на 1 января автоматически с последующим письменным уведомлением станцией Брянск-Восточный: «Контрагента», Брянского ТехПД, отделения и управления дороги.

Пункт б) §16: плату за пользование вагонами по ставкам Тарифного руководства №2 «Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами Федерального железнодорожного транспорта».

За время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику железнодорожных путях общего пользования станции по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования взимается плата в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства № 2 (с коэффициентом 0,5 к ставкам таблицы.

При этом оформляется акт общей формы (ГУ-23) с указанием причины задержки, не зависящей от перевозчика, и отражением в акте времени нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику, на инфраструктуре ОАО «РЖД».

Пункт в) §16: штраф за задержку вагонов согласно статьям 62,99,100 Федерального  Закона  «Устав  железнодорожного  транспорта  Poccийской Федерации».

Согласно п.2 таблицы №11 Тарифного руководства №3 при наличии развернутой длины подъездного пути от 1 км. До 2 км. Сбор за пользование подъездным путем составляет 721 руб. 10 коп.

В рассматриваемом случае индексация сбора за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов произведена в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 10.06.2009 № 116-т/1 «Об индексации тарифов, плат и сборов на грузовые железнодорожные перевозки» с применением коэффициента 2,637.

Списание всех причитающихся железной дороге сборов и платы производится с лицевого счета пользователя в счет имеющейся предоплаты по ведомостям подачи и уборки, накопительным карточкам, актам общей формы по пятидневкам (п. 17 договора).

ОАО «РЖД» начислен ответчику сбор за пользование железнодорожным путем необщего пользования за период июль- октябрь 2009 года в размере 202339  руб. 68 коп.  исходя из заложенной в части 2 таблицы № 11 Тарифного руководства № 3 цены (950 руб. 90 коп. (360 руб. 60 коп. * 30 (31) день) с учетом коэффициента индексации 2,637, установленного приказом ФСТ России от 10.06.2009 № 116-т/1 «Об индексации тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки».

Предъявленные к оплате накопительные ведомости № 1500046 за период с 01.07.2009 г. по 31.07.2009 г. на сумму 50996 руб. 18 коп., с 01.08.2009 г. по 31.08.2009 г. на сумму 50996 руб. 18 коп., с 01.09.2009 г. по 30.09.2009 г. на сумму 49351 руб. 14 коп., с 01.10.2009 г. по 31.10.2009 г. на сумму 50996 руб. 18 коп.  ответчиком не оплачены.

Неоплата ответчиком 202339 руб. 68 коп. стоимости пользования железнодорожным подъездным путем за период июль-октябрь 2009 г. послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Исковые требования по первоначальному иску ОАО «РЖД» в лице Брянского отделения Московской железной дороги к ООО «Фокинское» о взыскании 202339 руб. 68 коп. долга подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 64 ФЗ от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.

Согласно части 3 статьи 58 ФЗ от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2.7.13 Тарифного руководства № 3 при применении таблицы № 11 этого руководства сбор за пользование железнодорожным подъездным путем начисляется ежесуточно независимо от выхода локомотива, а за выход локомотива - по фактическому числу выходов.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Стороны в договоре предусмотрели обязанность пользователя оплачивать не только непосредственно операции, связанные с фактическим выходом локомотива, но и прямо указали на необходимость внесения ответчиком сбора за пользование железнодорожным подъездным путем за 860 м по ставкам таблицы 11 ч. 2 Тарифного руководства № 3.

Следовательно, оплата ответчиком сбора за пользование частью подъездного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД» предусмотрена договором.

Доказательств того, что ОАО «РЖД» не содержало надлежащим образом железнодорожный подъездной путь протяженностью 1077 м, в деле не имеется.

Так как стороны договорились о применении части 2 таблицы № 11 Тарифного руководства № 3, договор в спорный период ими не расторгался и не изменялся, ответчик был обязан внести соответствующую плату на основании статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации исходя из условий договора и Тарифного Руководства № 3 вне зависимости от того, имелась в спорном периоде фактическая подача и уборка вагонов, либо нет.

В представленных в материалах дела накопительных ведомостях содержатся все реквизиты, необходимые для установления характера задолженности и ее размера (указаны основания начисления (реквизиты договора), период, за что  взимается плата (за использование пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД»), наименование станции и должника).

Факт оказания истцом услуг подтверждается материалами дела, в том числе накопительными ведомостями.

Поскольку ответчик свою обязанность, предусмотренную договором, по оплате сбора за пользование подъездным путем не исполнил, суд считает требования ОАО «РЖД» в лице Брянского отделения Московской железной дороги к ООО «Фокинское» о взыскании 202339 руб. 68 коп. долга обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

ООО «Фокинское» обратилось в Арбитражный суд Брянской области со встречным исковым заявлением к ОАО «РЖД» об обязании ОАО «РЖД» в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу заключить с ООО «Фокинское» дополнительное соглашение №2  к договору №15/46 от 15.08.2008 г. на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования  в редакции, представленной ООО «Фокинское».

Встречное исковое заявление ООО «Фокинское» подлежит прекращению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражные суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке установленном настоящим Кодексом.

Истец ООО «Фокинское» обосновало встречные исковые требования тем, что права ООО «Фокинское» нарушены в связи с требованием ОАО «РЖД», основываясь на показателе протяженности 1077 м., уплаты многократно превышающей суммы сбора за пользование железнодорожным путем.

Согласно представленному ООО «Фокинское» проекту дополнительного соглашения №2, стороны договариваются о следующем:

-  Абзац первый пункта «а» §16 договора № 15/46 от 15.08.2008 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования Общества с ограниченной ответственностью «Фокинское» при станции Брянск-Восточный Московской железной дороги изложить в следующей редакции:

«сбор за подачу и уборку вагонов, начисляемый по таблице № 11 часть 1 Тарифного руководства № 3 «Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном .железнодорожном транспорте РФ», за каждый выход локомотива. Сбор за пользование частью железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащей «Перевозчику», используемой при подаче и уборке вагонов, за 457 (Четыреста пятьдесят семь) метров по ставкам таблицы №11 часть 2 Тарифного руководства № 3.».

Истец по встречному иску пояснил, что направил в адрес ответчика ОАО «РЖД» письмо исх.№29 от 10.11.2009 г. с  дополнительным соглашением №2 к договору №15/46 от 15.08.2008 г. об изменении условий договора на подачу и уборку вагонов с предложением в двухнедельный срок подписать дополнительное соглашение №2. ОАО «РЖД» оставило письмо без ответа.

Условиями договора №15/46 предусмотрено, что изменения и дополнения в настоящий договор вносятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (§22 договора), односторонний отказ от исполнения договора и одностороннее изменение условий не допускаются, за исключением случая, предусмотренного §20 договора (§23 договора).

В силу ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Служба коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Московской железной дороги- филиал ОАО «РЖД» письмом от 16.12.2009 г. №М7/2-1193 на письменное обращение ООО «Фокинское» №28,29 от 10.11.2009 г. об изменении условий договора №15/46 от 15.08.2008 г. по станции Брянск-Восточный, дала ответ с пояснением.

Доводы ответчика, что в адрес ответчика ОАО «РЖД» 10.11.2009 г. направлено письмо с дополнительным соглашением №2 к договору №15/46 от 15.08.2008 г. подтверждается почтовым уведомлением с отметкой о получении корреспонденции в адрес ОАО «РЖД» 13.11.2009 г.

Получение писем №28, 29 от 10.11.2009 г. отправленных в адрес Московской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» подтверждено почтовой квитанцией об отправке 10.11.2009 г. и письмом филиала ОАО «РЖД»- Московской железной дороги от 16.12.2009 г. №М7/2-1193.

Встречный иск поступил в Арбитражный суд Брянской области 17.12.2009 г., то есть  по истечении тридцати  дневного срока.

Следовательно, установленный ст. 452 ГК РФ обязательный досудебный порядок  урегулирования сторонами вопроса об изменении условий договора,  был соблюден.

Согласно п. 10 ст. 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в арбитражный суд по месту рассмотрения первоначального иска.

Ссылаясь на п.4 ст. 445 ГК РФ, в соответствии с которым если сторона, для которой в соответствии с ГК или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратится в суд с требованием о понуждении заключить договор, ООО «Фокинское» обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском об обязании ОАО «РЖД» заключить дополнительное соглашение №2.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены экономические споры с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Согласно п.1 ст. 28 АПК РФ Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Согласно п.1.3. Положения о Брянском отделении Московской железной дороги- филиала ОАО «РЖД» отделение не является филиалом или представительством ОАО «РЖД», не имеет статуса юридического лица и осуществляет деятельность от имени ОАО «РЖД». Ответственность по обязательствам Отделения несет ОАО «РЖД».

Иск о взыскании 202339 руб. 68 коп. подан ОАО «Российские железные дороги» в лице Брянского отделения Московской железной дороги.

Статья 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусматривает, что разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров.

Часть 3 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, пассажиров и их багажа, в том числе в случае, если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.

Сторонами по договору №15/46 от 15.08.2008 г. являются ОАО «РЖД» (перевозчик) и ОАО по МТС «Фокинское» с дополнительным соглашением 31 от 18.07.2009 г. ООО «Фокинское» (контрагент).