ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 февраля 2012 года  Дело N А45-6668/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме  03 февраля 2012 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего  Сириной В.В.

судей  Орловой Н.В.

Цыгановой Е.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петренко О.В. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области на решение от 08.07.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) и постановление от 14.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кулеш Т.А., Скачкова О.А., Хайкина С.Н.) по делу № А45?6668/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «НТПД» (630098, г. Новосибирск, ул. Приморская, д. 22, ОГРН 1025403660237, ИНН 5408158762) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (630004, г. Новосибирск, ул. Революции, д. 38) о признании незаконным бездействия.

В судебном заседании приняли участие представители  согласно протоколу судебного заседания арбитражного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «НТПД» (далее - ООО «НТПД», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - управление, заинтересованное лицо), выразившегося в незаключении с обществом в установленный законом срок договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка площадью 22832 кв.м, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Приморская, д. 22, кадастровый номер 54:35:091720:3.

Решением от 08.07.2011 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 07.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми судебными актами, управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение от 08.07.2011 и  постановление от 07.10.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

Заявитель кассационной жалобы указывает на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Полагает, что управление осуществило все необходимые действия в пределах полномочий, установленных положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, в связи с чем оснований для признания бездействия незаконным не имеется. Считает, что обществом пропущен трехмесячный срок на обращение в суд с указанным заявлением.

ООО «НТПД» в отзыве на кассационную жалобу и в дополнении к нему просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их соответствующими действующему законодательству.

В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы свои доводы поддержал, просил обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель общества просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Проверив в соответствии со статьями 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Как видно из материалов дела и установлено судами, ООО «НТПД» на праве собственности принадлежат нежилые помещения площадью 623,2 кв.м в административном здании, расположенном по адресу: г. Новосибирск, ул. Приморская, д. 22, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

02.03.2010 общество обратилось в управление с заявлением о предоставлении в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка площадью 22832 кв.м, кадастровый номер 54:35:091720:3, на котором расположено административное здание, с учетом доли в праве собственности на него.

К заявлению обществом были приложены все необходимые для заключения договора аренды документы, указанные в приказе Министерства экономического развития России от 30.10.2007 № 370 (в редакции, действовавшей на дату обращения с заявлением), а также отчет о рыночной стоимости земельного участка.

Письмом от 30.06.2010 № ГМ-18954/08 управление сообщило обществу о направлении документов для заключения договора аренды в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) для получения поручения в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Росимущества от 05.03.2009 № 63.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-13815/2010 определены условия подлежащего заключения договора аренды.

Поскольку решение не было принято, и договор аренды не был заключен, общество обратилось в суд.

Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что законные основания для непринятия решения в установленный законом срок о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в федеральной собственности, у управления отсутствовали.

Выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют закону и материалам дела.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица -  собственники зданий, строений, сооружений.

Порядок приобретения прав на земельный участок юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктов 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных названным Перечнем.

В период обращения общества с заявлением Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, был утвержден Приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 № 370.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36  Земельного кодекса Российской Федерации).

Из разъяснений, указанных в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

При рассмотрении спора судами было установлено, что управление не оспорило предоставление обществом предусмотренных указанным выше перечнем документов, в связи с чем суды пришли к правомерному выводу о незаконном бездействии управления.

Доводы управления о том, что оно производило действия в рамках предоставленных ему полномочий, направив в Росимущество пакет документов, необходимых для принятия решения о предоставлении обществу в аренду земельного участка, а также повторно обратилось с письмом к Росимуществу о предоставлении в аренду спорного земельного участка, правомерно были отклонены судами обеих инстанций, исходя из следующего.

В соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

На основании пункта 5.3 данного Положения Росимущество исполняет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374.

Вместе с тем, предусмотренная данными актами процедура предоставления земельного участка в аренду не может продлевать установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации месячный срок для принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду и не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на получение в аренду земельного участка, занятого таким объектом.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, установив, что Росимущество осуществляет полномочия собственника федерального имущества в Новосибирской области через Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, которым в нарушение пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок заявление ООО «НТПД» о предоставлении земельного участка в аренду по существу не было рассмотрено, решение не принималось, что привело к ущемлению прав общества на приобретение в аренду земельного участка, правомерно удовлетворили заявленные требования.

Учитывая дату последнего ответа управления на заявление общества -  19.04.2011 - и факт обращения общества в суд с заявлением 25.04.2011, довод управления о пропуске заявителем трехмесячного срока для обращения в суд, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права, оснований для принятия доводов кассационной жалобы и отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 08.07.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 14.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-6668/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
  В.В. Сирина

     Судьи
  Н.В. Орлова

     Е.М. Цыганова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка