АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 06 декабря 2011 года  Дело N А05-10571/2011

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2011 года.

Решение в полном объёме изготовлено 06 декабря 2011 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Звездиной Л.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поликарповой С.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042902407756; место нахождения: 164260, Архангельская область, п.Плесецк, ул.Кооперативная, д.15а) к федеральному государственному учреждению 607 квартирно-эксплуатационный отдел (ОГРН 1042902400727; место нахождения: 164170, Архангельская область, г.Мирный, ул.Мира, д.7) о взыскании 1 668 773,90 руб., в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - заявитель, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к федеральному государственному учреждению 607 квартирно-эксплуатационный отдел (далее - ответчик, учреждение) о взыскании 1 668 773,90 руб., в том числе налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в размере 94 925 руб., соответствующие пени в сумме  21 729,75 руб., налога на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов РФ, в размере 1 149 272 руб., соответствующие пени в сумме 92 014,66 руб., налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 283 939 руб., соответствующие пени в сумме 26 887,76 руб.

Предмет заявленного требования указан с учетом его уточнения заявителем, принятого судом в порядке части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии с положениями статей 123, 156, части 2 статьи 215 АПК РФ не является препятствием для проведения судебного заседания и рассмотрения заявленных требований на основании имеющихся в деле документов.

Учреждение представило в материалы дела отзыв, в котором согласилось с размером заявленных к взысканию сумм недоимки; в отношении пеней ответчик сослался на незаконность их начисления, поскольку с 18.06.2010 операции по его лицевому счету приостанавливались на основании положений статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В ходе судебного заседания в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв с 28.11.2011 по 29.11.2011.

Суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

Учреждение зарегистрировано инспекцией в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1042902400727.

19 января 2011 года учреждение направило в инспекцию налоговую декларацию по НДС за 4-й квартал 2010 года, по данным которых по сроку 21.03.2011 подлежал уплате НДС в размере 283 440  руб., в том числе НДС, уплачиваемый учреждением, как налоговым агентом, в размере 1159 руб.

20 января 2011 года учреждение представило заявителю уточненную налоговую декларацию по НДС за 4-й квартал 2010 года, исчислив к доплате налог в размере 499 руб. руб.

21 марта 2011 года ответчик представил в инспекцию уточненный расчет по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2010 года, по данным которого к доплате был исчислен налог в общей сумме 1 276 969 руб., в том числе налог на прибыль организаций, подлежащий зачислению в федеральный бюджет, в размере 127 697 руб., налог на прибыль организаций, подлежащий  зачислению в бюджет субъекта РФ, в размере 1 149 272 руб.

Поскольку в установленный законодательством срок ответчик не уплатил задекларированные суммы налога, инспекция требованием №1310 от 24.03.2011 предложила учреждению в срок до 13.04.2011 уплатить налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, по сроку 28.10.2010 в размере 127 697 руб., соответствующие пени в сумме 21 729,75 руб., налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов РФ, по сроку уплаты 28.10.2010 в размере 1 149 272 руб., соответствующие пени в сумме 99 014,55 руб., НДС по сроку 21.03.2011 в размере 282 780 руб., НДС, уплачиваемый учреждением как налоговым агентом, по сроку 21.03.2011 в размере 1159 руб., пени по НДС в общей сумме 39 954,85 руб.

Названное требование было направлено в адрес ответчика и получено последним 04.04.2011, что подтверждается копией уведомления органа связи с отметкой о вручении.

Учреждение не уплатило недоимки по налогу на прибыль организаций, НДС и соответствующие пени в общей сумме 1 668 773,90 руб., что послужило основанием для обращения инспекции в суд.

Исследовав и оценив доводы и доказательства, представленные инспекцией, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Материалами дела подтверждается, что ответчик является федеральным государственным учреждением, у него отсутствуют счета в банках. Следовательно, на основании положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 213 АПК РФ взыскание с ответчика недоимки и задолженности по пеням должно осуществляться в судебном порядке.

Как следует из пункта 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В соответствии с положениями статьи 246 НК РФ учреждение является плательщиком налога на прибыль организаций. Согласно пункту 1 статьи 287 НК РФ ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода. Таким образом, ответчик должен  был уплатить налог на прибыль организаций за 9 месяцев 2010 года не позднее 28.10.2010.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик представил в инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2010 года только 21.03.2011, следовательно, с этого момента подлежит исчислению срок для взыскания указанной задолженности в бюджет.

Как следует из материалов дела, учреждение частично уплатило налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в размере 32 772 руб., следовательно, с ответчика подлежит взысканию налог в сумме 1 244 197 руб., в том числе налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в размере 94 925 руб., налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов РФ, в размере 1 149 272 руб.

В силу положений статей 58 и 75 НК РФ несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога и авансовых платежей по налогу является основанием для начисления пеней. Пунктом 3 статьи 75 НК РФ установлено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Как усматривается из материалов дела, к взысканию с учреждения заявлены пени, начисленные в связи с несвоевременной уплатой налога на прибыль организаций, в общей сумме 113 744,41 руб., в том числе пени, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, в размере 21 729,75 руб., пени, подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ, в размере 92 014,66 руб.

Заявитель представил в материалы дела письменные пояснения, из содержания которых следует, что указанная сумма пеней начислена учреждению на недоимку за  9 месяцев 2010 года в общей сумме 1 275 969 руб., а также на недоимку, взысканную вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 31.05.2007 по делу №А05-1176/2007, в общей сумме 113 583 руб., в том числе в федеральный бюджет в размере 82 606 руб., в бюджет субъекта РФ в размере 30 977 руб.

Проверив представленный заявителем расчет пеней на общую сумму 113 744,41 руб., в том числе правильность определения заявителем периода для расчета пеней, размера задолженности, на которую начислены пени применительно к периодам ее возникновения, соответствие примененной процентной ставки пеней, а также арифметическую верность расчета, суд пришел к выводу об обоснованности этого расчета и его соответствии положениям НК РФ.

Довод учреждения о том, что в силу положений пункта 3 статьи 75 НК РФ ему не подлежат начислению пени за период с 18.06.2010, поскольку операции по лицевому счету ответчику приостанавливались на основании положений статьи 242.3 Бюджета кодекса РФ, судом оценен и отклоняется по следующим основаниям.

Как следует из пояснений учреждения, в Отделение федерального казначейства по г.Мирному УФК по Архангельской области 18.03.2010 поступил исполнительный лист серии АС 001966701 от 01.03.2010, выданный Арбитражным судом Архангельской области, в связи с чем с 18.06.2010 были приостановлены операции по его лицевому счету.

Абзацем 2 пункта 3 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.

В нарушение требований статьи 65 АПК РФ учреждение не представило в материалы дела доказательств, подтверждающих факт приостановления с 18.06.2010 операций по его лицевому счету в Отделении федерального казначейства по г.Мирному УФК по Архангельской области. Более того, как следует из пояснений учреждения, приостановление операций по его лицевому счету было осуществлено не на основании решения налогового органа о наложении ареста на имущество налогоплательщика или решения суда о принятии обеспечительных мер. Следовательно, в рассматриваемой ситуации отсутствовали обстоятельства, закрепленные положениями пункта 3 статьи 75 НК РФ, поэтому инспекция правомерно начислила учреждению пени по налогу на прибыль организаций за период с 18.06.2011.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что с учреждения подлежат взысканию пени по налогу на прибыль организаций в общей сумме 113 744,41 руб.

Учреждение в соответствии с положениями статьи 143 НК РФ является плательщиком НДС. В пункте 1 статьи 146 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются операции, в том числе реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 163 НК РФ налоговый период по НДС устанавливается как квартал. В силу положений статьи 174 НК РФ уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что учреждение не уплатило НДС по сроку 21.03.2011 в размере 283 939 руб. Доказательств обратного ответчик не представил суду, следовательно, требование инспекции о взыскании с ответчика недоимки по НДС за 4-й квартал 2010 года в размере 283 939 руб. заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.

Помимо недоимки по НДС инспекция просит взыскать с учреждения пени по этому налогу в общей сумме 48 623,24 руб. Эти пени сложились из следующих сумм:

- пени в размере 13 396,41 руб. начислены за период с 24.02.2011 по 23.03.2011 на недоимку по НДС, взысканную решениями  Арбитражного суда Архангельской области по делам №А05-1176/2007, А05-4948/2008 и А05-2093/2009;

- пени в размере 13 429,06 руб. начислены на недоимку по НДС за период с  1-го квартала 2010 года по 4-й квартал 2010 года, взысканную решениями  Арбитражного суда Архангельской области по делам №А05-12858/2010, №А05-13827/2011, №А05-8/2011, №А05-1052/2011, №А05-1944/2011 и №А05-7367/2011;

- пени в сумме 68,02 руб. начислены за недоимку по НДС, уплачиваемому учреждением, как налоговым агентом, и взысканную названными выше судебными актами.

Суд, проверив представленный заявителем расчет пеней по НДС на общую сумму 26 893,49 руб., в том числе правильность определения заявителем периода для расчета пеней, размера задолженности, на которую начислены пени применительно к периодам ее возникновения, соответствие примененной процентной ставки пеней, а также арифметическую верность расчета, пришел к выводу об обоснованности этого расчета и его соответствии положениям НК РФ.

Ответчик не представил в материалы дела доказательств уплаты названной выше  суммы пеней по НДС, следовательно, требование инспекции о взыскании с учреждения пеней в размере 26 893,49 руб. заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой заявитель был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных требований.  Размер государственной пошлины определен частью 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и составляет по данному делу 29 687,73 руб. Вместе с тем суд считает возможным снизить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, до 1000 рублей, учитывая его статус федерального государственного учреждения.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

взыскать с федерального государственного учреждения 607 Квартирно-эксплуатационный отдел, зарегистрированного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу за основным государственным регистрационным номером 1042902400727, находящегося по адресу: 164170, Архангельская область, г.Мирный, ул.Мира, д.7, в доход соответствующих бюджетов 1 668 773 рубля 90 копеек, в том числе налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет Российской Федеерации, за 9 месяцев 2010 года в размере 94 925 рублей, соответствующие пени в сумме 21 729 рублей 75 копеек, налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации, в размере 1 149 272 рубля, соответствующие пени в сумме 92 014 рублей 66 копеек, налог на добавленную стоимость в размере 283 939 рублей, соответствующие пени в сумме  26 893 рубля 49 копеек.

Взыскать с федерального государственного учреждения 607 квартирно-эксплуатационный отдел, зарегистрированного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу за основным государственным регистрационным номером 1042902400727, находящегося по адресу: 164170, Архангельская область, г.Мирный, ул.Мира, д.7, в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Л.В. Звездина

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка