Действующий

     
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 октября 2016 года N 2207-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы публичных акционерных обществ "Северский трубный завод", "Синарский трубный завод" и "Таганрогский металлургический завод" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, частью третьей статьи 24_20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", частью 1 статьи 4 и пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", а также подпунктом 7 пункта 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости



Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, С.М.Казанцева, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ПАО "Северский трубный завод", ПАО "Синарский трубный завод" и ПАО "Таганрогский металлургический завод" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ПАО "Северский трубный завод", ПАО "Синарский трубный завод" и ПАО "Таганрогский металлургический завод" оспаривают конституционность пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 и пункта 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, части третьей статьи 24_20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", части 1 статьи 4 и пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также подпункта 7 пункта 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 года N 42), которые регулируют вопросы исчисления и уплаты земельного налога, в том числе определяют для этой цели порядок признания кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной.

Как следует из представленных материалов, актами арбитражных судов заявителям было отказано в применении кадастровой стоимости в размере рыночной для целей исчисления и уплаты земельного налога начиная с даты, по состоянию на которую она была определена. При этом суды исходили из того, что применение новой кадастровой стоимости земельного участка возможно лишь после вступления в силу решения суда о признании кадастровой стоимости равной рыночной и внесения необходимых изменений в государственный кадастр недвижимости.

По мнению заявителей, оспариваемые положения не соответствуют статьям 6 (часть 2), 8, 18, 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 46 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяют определять налоговую базу по земельному налогу исходя из рыночной стоимости земельного участка и приводят к нарушению принципов соразмерности, справедливости и экономической обоснованности налогообложения.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). Обладание юридическими лицами земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, возлагает на них обязанность по уплате земельного налога. Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено, что налоговая база по земельному налогу - это кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390); она определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2014 года N 1555-О, анализируя вопросы кадастровой оценки, указал на предпочтительность применения кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, в том числе для целей налогообложения. Однако при этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что государственная кадастровая оценка земель не лишена экономических оснований и установление кадастровой стоимости равной рыночной не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов кадастровой оценки.

Таким образом, оспариваемое заявителями законодательное регулирование с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации не может рассматриваться как затрагивающее их конституционные права в указанном ими аспекте.

Проверка же по жалобам граждан и их объединений конституционности ведомственных актов, к числу которых относится приказ Министерства экономического развития Российской Федерации "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости", не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы публичных акционерных обществ "Северский трубный завод", "Синарский трубный завод" и "Таганрогский металлургический завод", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин




Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

рассылка