АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 13 июля 2010 года  Дело N А27-3550/2010

резолютивная часть решения  оглашена 13 июля 2010г.

полный текст решения изготовлен 13  июля  2010г.

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи  Обуховой Г.П.,

при ведении  протокола судебного заседания судьей Обуховой Г.П.,

рассмотрев  в судебном заседании дело по  заявлению  общества  с ограниченной ответственностью «Распадский уголь»

к Кемеровской таможне Сибирского таможенного управления, г. Кемерово

о признании незаконными требований

при участии: представителей заявителя: Фрадкина Е.И. ( доверенность от 02.03.10 г. №111, паспорт); Титовой Л.Г. (доверенность от 01.03.2010 г., удостоверение адвоката);

представителей Кемеровской таможни:  - главного государственного таможенного инспектора Мигулева В.В. (доверенность от 06.04.2010 г., сл. удостоверение); главного государственного таможенного инспектора Яковлева Ю.И. (доверенность от 18.08.2009 г., сл. удостоверение)

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Распадский уголь» ( далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным требования Кемеровской таможни от 10.12.2009 г. о корректировке сведений о коде товара  по ТН ВЭД России, заявленного в ГТД № 10608040/071209/0001652, и требования от 14.12.2009г. в отношении ГТД № 10608040/101209/0001689. Кроме того, просит обязать Кемеровскую таможню осуществить зачет излишне уплаченных денежных средств, внесенных на счет таможенного органа по ГТД № 10608040/071209/0001652 и ГТД № 10608040/101209/0001689 в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей.

Рассмотрение дела откладывалось по ходатайству представителей Кемеровской таможни.

В обоснование  требования заявитель и его представители ссылается  на  то, что требование Междуреченского  таможенного поста  о разделении поставленного целостного подъемно-транспортного  оборудования на отдельные компоненты и  о необходимости классификации дизель-гидравлического силового агрегата в сборе с  несущими тележками отдельным кодом по ТН ВЭД 8602900000 - железнодорожные локомотивы прочие; грузоподъемного  механизма - гидравлической грузовой балки в комплекте с 4-мя несущими  тележками отдельным кодом  по ТН ВЭД России -8606990000 - вагоны железнодорожные или трамвайные, грузовые несамоходные прочие, является незаконным и необоснованным, противоречит Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД и Гармонизированной  системе описания и кодирования товара;  что таможенным органом  не принята во внимание классификация указанного товара в экспортных декларациях и в обязательной справке о таможенном тарифе. Таможенный орган не обосновал отнесение спорного товара к железнодорожному локомотиву и железнодорожным вагонам, исходя из технической  характеристики и функций спорного товара, и нормативных правовых актов. Более подробно доводы изложены в заявлении, возражениях на отзыв и пояснениях.

Кемеровская таможня в отзыве и ее представители в судебном заседании с требованием не согласились, считают оспариваемые требования законными и обоснованными. Классификация товара по кодам ТН ВЭД 8602900000  и 8606990000  является правильной, соответствует полностью описанию товара, его технической характеристике. Декларирование заявителем спорного товара как комплектной системы - подземной подвесной монорельсовой подъемно-транспортной системы- необоснованно, так как данный товар не содержит  таких основных компонентов,  как подвесная монорельсовая дорога, состоящая из монорельсового профиля,  стрелок для поворотов и разминовки, конечных упоров. Более подробно основания изложены в отзыве и дополнении к отзыву.

Как следует из материалов дела, заявителем  в соответствии с заключенным с фирмой SMT Scharf GmbH контрактом № RASPAD 1007-09  от 10.07.2009г.  на территорию Российской Федерации  в декабре 2009года было ввезено оборудование,  на которое на Междуреченский таможенный пост были поданы ГТД : № 10608040/071209/0001652 и №  10608040/101209/0001689.

Согласно ГТД № 10608040/071209/0001652  задекларирован следующий  товар - подземная подвесная монорельсовая подъемно-транспортная система для подъема, фиксации, перемещения тяжелых грузов в поднятом состоянии и перевозки  персонала на ограниченные  системой расстояния  с дизель-гидравлическим  силовым агрегатом DZ 1800-3+3-1 шт.

По ГТД №  10608040/101209/0001689 задекларирован товар -  подземная подвесная монорельсовая подъемно-транспортная система для подъема, фиксации, перемещения тяжелых грузов в поднятом состоянии и перевозки  персонала на ограниченные  системой расстояния  с дизель-гидравлическим  силовым агрегатом DZ 1500-2+2-1 шт.

Оба товара были классифицированы по коду ТН ВЭД 8428909500. В ходе проверки  таможенных деклараций  Междуреченским таможенным постом в соответствии со статьей 153 Таможенного кодекса Российской Федерации  в адрес заявителя были направлены уведомления  от 07.12.2009г., 09.12.2009г., 11.12.2009г.  о необходимости  представить дополнительные документы, необходимые для классификации товара в соответствии с ТН ВЭД,  дать соответствующие пояснения по элементам системы соединений,  подробно описание элементов, входящих в набор соединений.

10.12.2009г.  в адрес ООО «Распадский уголь» направлено требование  о корректировке  сведений о коде товара  по ГТД № 10608040/071209/0001652 , а именно указать отдельные коды по ТН ВЭД России:

- 8602900000  для товара  - дизель-гидравлический силовой агрегат DZ 1800-3+3-1 шт. в сборе с двумя несущими тележками; кабиной  оператора системы - 2 шт., приводной блок -2 комплекта из 3 шт.;

- 8606990000 - для товара - грузоподъемный механизм - гидравлическая грузовая балка Vario SLG 4.1.80 kH\K60 грузоподъемностью 8т. -4 шт. в комплекте с 4-мя несущими тележками;

- 4009220009 для товара -набор соединений для элементов подъемно-транспортной системы DZ 1800-3+3 и SLG 4.1.- 1 комплект;

-  7307199000 для товара - набор соединений для элементов подъемно-транспортной системы DZ 1800-3+3 и SLG 4.1. - конусное переходное соединение -фитинг  3 шт.,  прямое переборочное резьбовое соединение-фитинг;

-  8607309900 для товара -набор соединений для элементов подъемно-транспортной системы DZ 1800-3+3 и SLG 4.1. -1 комплект - соединительная  штанга, пальцевая муфта;

- 7326909809 для товара - набор соединений для элементов подъемно-транспортной системы DZ 1800-3+3 и SLG 4.1.- кабельная скоба;

-  8544429008 для товара - набор соединений для элементов подъемно-транспортной системы DZ 1800-3+3 и SLG 4.1 - соединительный кабель;

- 3926909808 для товара - набор соединений для элементов подъемно-транспортной системы DZ 1800-3+3 и SLG 4.1 -1 комплект - держатель маркировочной  кабельной таблички, стяжка кабельная.

14.12.2009г.  в адрес ООО «Распадский уголь» направлено требование  о корректировке  сведений о коде товара  по ГТД № 10608040/101209/0001689 , а именно указать отдельные коды по ТН ВЭД России:

- 8602900000  для товара  - дизель-гидравлический силовой агрегат DZ 1500-2+2-1 шт. в сборе с двумя несущими тележками; кабиной  оператора системы - 2 шт., приводной блок -2 комплекта из 2 шт.;

- 8606990000 - для товара - грузоподъемный механизм - гидравлическая грузовая балка Vario SLG 4.2.120 kH\K60 грузоподъемностью 12т. - 3 шт. в комплекте с 4-мя несущими тележками;

- 4009220009 для товара -набор соединений для элементов подъемно-транспортной системы DZ 1500-2+2 и SLG 4.2.-  комплекты шлангов с машинной стороны, для траверсы для соединительной штанги, гибкий трубопровод;

-  7307199000 для товара - набор соединений для элементов подъемно-транспортной системы DZ 1500-2+2 и SLG 4.2. -  конусное переходное соединение -фитинг  3 шт.,  прямое переборочное резьбовое соединение-фитинг;

-  8607309900 для товара -набор соединений для элементов подъемно-транспортной системы DZ 1500-2+2 и SLG 4.2 -1 комплект - соединительная  штанга, пальцевая муфта;

- 7326909809 для товара - набор соединений для элементов подъемно-транспортной системы DZ 1500-2+2 и SLG 4.2 - кабельная скоба;

-  8544429008 для товара - набор соединений для элементов подъемно-транспортной системы DZ 1500-2+2 и SLG 4.2 - соединительный кабель;

- 3926909808 для товара - набор соединений для элементов подъемно-транспортной системы DZ 1500-2+2 и SLG 4.2 -1 комплект - держатель маркировочной  кабельной таблички, стяжка кабельная.

Кроме того, указанными требованиями предложено пересчитать размер подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов в связи с корректировкой кода.

16.12.2009г. и 18.12.2009г. Общество направило на Междуреченский таможенный пост письмо о корректировке сведений о товаре по указанным ГТД  и о списании подлежащих уплате таможенных платежей с платежных поручений № 269 от 05.10.2009г. и № 3098 от 04.12.2009г. , однако, одновременно выразило свое несогласие с разбивкой товара на отдельные товары и классификацию его по отдельным кодам.

Полагая , что таможенный орган не имел законных оснований для  разбивки и переквалификации товара, Общество обратилось в арбитражный суд  с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд признал заявленное требование необоснованным и не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частями 1 и 3  статьи 40 Таможенного кодекса Российской Федерации ( далее- ТК РФ) товары при их декларировании  подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) ТН ВЭД России.

Частью 3 статьи 124 ТК РФ  также  установлено, что в таможенной декларации указываются сведения о товарах, включающие: наименование , описание и классификационный код по ТН ВЭД России.

Согласно  частям 1 и 2 статьи 153 ТК РФ при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 настоящего Кодекса, выпуск товаров не осуществляется. Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен  совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями настоящей статьи.

Если таможенным органом обнаружено, что при декларировании товаров заявлены недостоверные сведения,  которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, таможенный орган незамедлительно направляет декларанту требование осуществить корректировку таких сведений и пересчитать размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов. В требовании таможенного органа должно быть указано, какие именно сведения необходимо скорректировать для выпуска товаров.

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 27.11.2006г. № 718 утвержден  Таможенный тариф Российской Федерации  - свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности  Российской Федерации, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре. Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение ( критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ( далее ОПИ ТН ВЭД).

Как усматривается из материалов дела, при таможенном оформлении товара  по ГТД № 10608040/071209/0001652 и № 10608040/101209/0001689  в графе 33 был указан код ТН ВЭД 8428909500.

Согласно разделу 16 ТН ВЭД в данную товарную позицию включаются машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки (например, лифты, эскалаторы, конвейеры, канатные дороги) прочие.

По мнению заявителя, задекларированный товар является единым - многофункциональной подъемно-транспортной системой, предназначенной  для подъема, фиксации поднятого груза (оборудования, массы), обеспечивающей безопасность перемещения,  перемещение груза в стесненных условиях угледобывающих предприятий, и безопасной разгрузки оборудования в местах его монтажа. Конструктивной особенностью данной системы является невозможность эксплуатировать ее компоненты по отдельности. Только собранные вместе компоненты  приобретают функцию подъема и перемещения грузов, которая описана именно в товарной позиции 8428 ТН ВЭД.

Положениями Правил 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД установлено, что юридическое значение при классификации товаров имеют тексты товарных позиций и субпозиций и соответствующие примечания к разделам, группам и субпозициям.

При определении кода  ТН ВЭД России, в первую очередь используются сведения о товаре, указанные в ГТД, а также документах, приложенных к ГТД при таможенном оформлении ( внешнеэкономический контракт, спецификации, иные коммерческие документы, техническая документация производителя).

В примечании  1 «л» к разделу 16 ТН ВЭД «машины, оборудования и механизмы…», в который входит субпозиция 8428909500, указано, что в данный раздел не включаются, в том числе, изделия ( товары) раздела 17 «Средства наземного  транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование».

В соответствии с примечаниями  4 и 5  раздела 16 ТН ВЭД  в случае, если  машина ( включая  комбинацию машин) состоит из отдельных компонентов, предназначенных для совместного выполнения определенной функции, охваченной  одной из товарных позиций группы 84 и 85, то она классифицируется в товарной  позиции, соответствующей этой определенной функции. При этом под термином  «машина» понимается любая машина, оборудование, механизм, агрегат, установка, аппарат или устройство, входящее в товарные позиции группы 84 и 85.

Согласно пояснениям к группе 86 раздела 17  ТН ВЭД  в данную группу включаются локомотивы и подвижной состав и их части, а также некоторые типы путевого  оборудования и устройства для железных дорог или трамвайных путей любого вида ( включая узкоколейные, монорельсовые дороги и т.д.).

Из анализа описания товаров в  товарных позициях, входящих в раздел 16 и раздел 17 ТН ВЭД, а также пояснений  к указанных разделам  можно сделать вывод  о том, что в товарную позицию  8428909500 включаются машины для  механического перемещения  различных грузов ( подъема, перемещения по конвейеру, погрузки, разгрузки и т.д.) не имеющие признаков транспортной системы.

Вместе с тем  в графе 31 спорных ГТД  содержится описание ввезенного товара- «подземная подвесная монорельсовая  подъемно-транспортная система… с дизель-гидравлическим силовым агрегатом…».

Согласно  приложениям № 1,2, 3  к контракту «Спецификация»  поставленное оборудование состоит, в том числе, из дизель-гидравлического силового агрегата (DZ 1800-3+3, DZ 1500 -2+2) базового исполнения, макс. тяговое усилие  80 кН, 120кН; кабина оператора, приводной блок,  гидравлическая грузовая балка, балка для сидения (том 2  л.д. 4-8)

В сертификатах соответствия, представленных при таможенном оформлении  продукция указана как  подземные подвесные монорельсовые  транспортные системы для перевозки грузов и персонала с дизельной тележкой типа DZ 1500 ( 2+1,2+2, 3+2, 3+3)  или с дизельной тележкой типа DZ 1800 ( 2+1,2+2, 3+2, 3+3),с подвижным составом с комплектующими и запасными частями ( том 1, л.д. 143-146). При  этом указанное оборудование  проверено на соответствие требованиям РД 05-311-99 «Нормы безопасности на транспортные машины с дизельным приводом для угольных шахт».

В  Руководстве по эксплуатации монорельсовой дизельной тележки DZ 1500/1800 указано, что монорельсовая дизельная тележка состоит из  отдельных основных компонентов: кабины водителей, приводных механизмов, блока охлаждения, машинной части и соединительных деталей, которые создают большую гибкость, пространственную подвижность и удобные условия для технического обслуживания. Поезд ограничивается двумя кабинами водителей, при изменении направления движения поезда водитель всегда переходит в головную кабину по направлению движения. за исключением  во время маневрирования. Все компоненты поезда, из которых эксплуатационник формирует поезд, должны отвечать требованиям по эксплуатации DZ 1500 2+2 в отношении конструкции и техники безопасности.

По сведениям Большого энциклопедического словаря политехнического - дизелевоз - рудничный локомотив с дизельным двигателем, предназначенным для перемещения вагонеток по подземным горным выработкам; локомотив - тяговая машина, предназначенная  для передвижения  поездов или вагонов по рельсам.

В соответствии с пояснениями  к товарной позиции 8602 ТН ВЭД, в нее включаются также дизель-гидравлические локомотивы, в которых дизельных двигатель приводит в движение колеса через гидравлическую передачу. Из технической документации на спорный товар следует, что дизель-гидравлический агрегат типа DZ 1500, DZ 1800 при помощи дизельного двигателя  приводит в движение фрикционные колеса  дизельных тележек  типа DZ 1500, DZ 1800 через гидравлический привод.

Основной функцией дизельных тележек типа  DZ 1500, DZ 1800 является транспортирование - перевозка грузов и людей по монорельсовой дороге.

С  учетом вышесказанного,  технических и функциональных характеристик дизельных тележек типа DZ 1500, DZ 1800, как тяговой машины модульной конструкции, таможенным органом  правомерно сделан вывод о том, что их функциональное предназначение : железнодорожный локомотив.

Таким образом, суд находит, что  Кемеровской таможней  обоснованно классифицировал товар - дизель-гидравлический агрегат в сборе с двумя несущими тележками, кабина оператора системы, приводной блок - в товарной субпозиции 8602900000.

Суд также признал обоснованным  классификацию таможенным органом товара - гидравлической грузовой балки Vario по коду ТН ВЭД - 86069900000 как  вагоны железнодорожные, грузовые несамоходные, прочие.

Как усматривается из материалов дела, технической документации -гидравлическая грузовая балка  ( грузоподъемный механизм)  предназначена  для  решения транспортных задач ( транспортировки груза, оборудования)  в составе транспортной системы ( для подъема груза с целью его фиксации, обеспечивающей  необходимую безопасность при передвижении транспортной системы, а также опускания груза после остановки). В соответствии с  Руководством по эксплуатации  подвесного устройства большой грузоподъемности  использовать грузовую балку разрешается только в сочетании с приводной и тормозной единицей при помощи  пальцевой сцепки и соединительной штанги (том 1 л.д. 135).