ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июля 2012 года  Дело N А34-6959/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2012 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2012 г.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Василенко С.Н.,

судей  Ященок Т.П., Татариновой И.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную  жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (ИНН: 4501093148, ОГРН: 1024500522463; далее - управление, фонд) на решение Арбитражного суда Курганской области от 11.03.2012 по делу  № А60-50871/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от  23.05.2012 по  тому же  делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области.

В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, организованной совместно с Арбитражным судом Курганской области, приняли участие представители управления - Андрюшкин П.С. (доверенность от 30.01.2012  № 32), Котин Д.В. (доверенность от 10.02.2011 № 64).

Государственное бюджетное учреждение «Курганский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (ИНН: 4501112263, ОГРН: 1054500000862; далее - учреждение, плательщик) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения управления о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 03.11.2011 № 146.

Решением суда  от 11.03.2012 (судья Шестакова Л.П.) заявление удовлетворено частично. Оспариваемое решение управления признано незаконным в части наложения штрафа в размере 28 975 руб. 36 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 23.05.2012 (судьи Иванова Н.А., Кузнецов Ю.А., Малышев М.Б.) решение  суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных учреждением требований в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, учреждение правомерно привлечено к ответственности за нарушение законодательства о персонифицированном учете, поскольку размер подлежащих уплате штрафных санкций исчислен от суммы страховых взносов, подлежащих уплате (начисленных) страховых взносов в отношении 43 застрахованных лиц, сведения о которых были представлены недостоверно.

Как следует из материалов дела, управлением в отношении учреждения проведена плановая выездная проверка достоверности индивидуальных сведений о страховом стаже застрахованных лиц, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов, о чем составлен акт от 29.09.2011 № 146.

В ходе проверки управлением выявлены факты представления учреждением в фонд недостоверных сведений на 43 застрахованных лица, согласно которым излишне начислены страховые взносы на пособия по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в сумме 25 192 руб. 68 коп., а также на выплаты работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставлением в связи с этим дней отдыха в сумме 1 309 руб.

По результатам рассмотрения материалов проверки управлением вынесено решение от 03.11.2011 № 146 о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной  абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ  «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) в виде взыскания штрафа в размере 29 492 руб. 06 коп.

Полагая, что вынесенное решение является незаконным и нарушает его права и интересы, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что сумма штрафа подлежит исчислению не от всей суммы причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд, а только от суммы платежей, в отношении которых представлены неполные и (или) недостоверные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Выводы судов являются правильными.

Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, действия (бездействия) государственных органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта либо действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 1 Закона  № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Дополнительно к указанным сведениям страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

В соответствии со ст. 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п. 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 № 987н (далее - Инструкция № 987н) в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда.

Пунктом 41 Инструкции № 987н также предусмотрено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.

В силу ст. 16 Закона № 27-ФЗ фонду предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

Судами установлено и из материалов дела следует, что учреждению вменяется представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 и 2 полугодие 2010 г.

Исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суды установили следующее.

В ходе выездной проверки Пенсионным фондом произведен правильный расчет начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по 43 застрахованным лицам, в отношении которых страхователем представлены недостоверные сведения за 1 и 2 полугодие 2010 г. Согласно произведенному расчету общая сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по спорным лицам составила 294 920,55 рублей. При этом, санкция в виде штрафа, предусмотренного абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, по мнению фонда, составляет 10 процентов от 294 920 руб. 55 коп., то есть 29 492 руб. 06 коп., которая и предъявлена учреждению к уплате.

Однако, как правильно указали суды Пенсионным фондом не учтен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам от 07.12.2011.

Согласно акту выездной проверки от 29.09.2011 № 146 учреждению рекомендовано предоставить корректирующие формы за 1 и 2 полугодие 2010 г. на 43 застрахованных лица.

С учетом данного предложения фонда учреждением представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам от 07.12.2011, в соответствии с которым сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за спорные периоды составила 1 236 363 руб. (на страховую часть пенсии - 1 040 060 руб., на накопительную часть пенсии - 196 303 руб.).

Ранее страхователем представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам от 26.01.2011 (т. 2, л. д. 83-84), в соответствии с которым сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за спорные периоды составила 1 241 530 руб. (на страховую часть пенсии - 1 044 434 руб., на накопительную часть пенсии - 197 095 руб.).

Следовательно, разница между первоначально представленными и уточненными расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам за спорные периоды составила 5167 рублей. Исчисление штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 и 2 полугодия 2010 года, в отношении 43 застрахованных лица, должно производиться исходя из рассчитанной разницы между первоначально представленными и уточненными расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам, а именно, 5 167 руб.

При таких обстоятельствах, суды с учетом п. 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» пришли к обоснованному выводу, что сумма штрафа подлежит исчислению не от всей суммы причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд, а только от суммы платежей, в отношении которых представлены неполные и (или) недостоверные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Следовательно, сумма штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного абз. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, составит 10 процентов от 5167 руб., то есть 516 руб. 70 коп.

В связи с этим суды правомерно, с учетом положений ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признали недействительным оспариваемое решение управления в части наложения на учреждение штрафа в размере 28 975 руб. 36 коп. (разница между 29 492 руб. 06 коп. и 516 руб. 70 коп.).

Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно  ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного суда Курганской области  от  11.03.2012 по делу   № А60-50871/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от  23.05.2012  по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области - без удовлетворения.

     Председательствующий
      С.Н. Василенко

     Судьи
      Т.П. Ященок

     И.А. Татаринова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка