АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 01 февраля 2012 года  Дело N А53-21760/2011

Резолютивная часть решения объявлена «25» января 2012 года

Полный текст решения изготовлен «01» февраля 2012 года

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Паутовой Л.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «НАИЛ», ИНН 6150047464, ОГРН 1066150009716

о признании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области № 1491/03 от 03.10.2011 незаконным

заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области

третьи лица: ГКОУ РО специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида «Областной Центр образования не слышащих учащихся», ООО «Сигнал-Строй», ЗАО «СМУ-Дондорстрой», ООО «Ростовская механизированная колонна - 91», ЗАО «СМУ-Донаэродорстрой»

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель не явился

от заинтересованного лица: ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа Доценко А.А. (доверенность №22 от 24.01.2012)

от 3-х лиц: Областной Центр образования неслышащих учащихся - представитель Коровина Н.О. (доверенность №1 от 27.06.2011)

ООО «Сигнал-Строй» - представитель не явился

ЗАО «СМУ-Дондорстрой»- представитель не явился

ООО «Ростовская механизированная колонна - 91» - представитель не явился

ЗАО «СМУ-Донаэродорстрой» - представитель Гавриленко Е.Н. (доверенность №18 от  16.12.2011)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «НАИЛ» (далее - ООО «НАИЛ») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области № 1491/03 от 03.10.2011, которым:

1. жалоба ООО «НАИЛ» признана необоснованной, жалоба ООО «РМК-91» - обоснованной;

2. аукционная комиссия заказчика признана нарушившей ч.5 ст. 41.9 Закона;

3. аукционной комиссии заказчика выдано предписание:

- об отмене: протокола проведения открытого аукциона в электронной форме от 28.09.2011 № 0358200021411000013; протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 23.09.2011 № 13-ЭА/03;

- о проведении процедуры: рассмотрения первых частей заявок в соответствии со ст. 41.9 Закона с учетом настоящего решения; проведения торгов с цены, предложенной участником размещения заказа № 23-59 743 014,93 руб.

4. Электронной торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» обеспечить аукционной комиссии заказчика возможность исполнения данного решения;

5. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц заказчика к административной ответственности.

ООО «НАИЛ» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

В предварительном судебном заседании представитель ООО «НАИЛ» уточнил предмет заявления, просил признать незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области № 1491/03 от 03.10.2011 в части признания жалобы ООО «НАИЛ» необоснованной.

Третьи лица, кроме заказчика - Областного Центра образования неслышащих учащихся и участника аукциона -  ЗАО «СМУ-Донаэродорстрой», надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явки представителей не обеспечили, пояснений не представили.

Представитель УФАС России по Ростовской области в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представители Областного Центра образования неслышащих учащихся и ЗАО «СМУ-Донаэродорстрой» считают заявление ООО «НАИЛ» не по длежащим удовлетворению.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, суд установил следующее.

21.04.2011 заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru  и электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об открытом аукционе в электронной форме №03582000214111000013 на выполнение работ по капитальному ремонту государственного образовательного учреждения Ростовской области специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида «Областной Центр образования неслышащих учащихся».

05.09.2011 (в редакции №10) заказчиком были размещены последние изменения в извещение и документации об открытом аукционе в электронной форме.

ООО «НАИЛ» была подана заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме №0358200021411000013, которой был присвоен порядковый номер №25.

Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 23.09.2011 №13-ЭА/03 в допуске к участию в аукционе отказано, в том числе: ООО «НАИЛ» (заявка №25) с обоснованием: «участником размещения заказа не предоставлены конкретные показатели величин используемых материалов: в п.10 не указан конкретный показатель - минимальный радиус изгиба, м: не более 1,4; в п.17 не указан конкретный показатель - максимальная рабочая температура, С: не более 120; в п.п. 19, 20, 27 - не указан конкретный товар: «или эквивалент»; также не указаны конкретные показатели величин в п.п. 25, 26, 29».

Не согласившись с решением, принятым  аукционной комиссией, ООО «НАИЛ» обратилось с жалобой на действия заказчика в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области.

26.09.2011 в Ростовское УФАС России по Ростовской области поступила жалоба ООО «НАИЛ» (вх. №16170) на действия аукционной комиссии заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме №03582000214111000013 «Капитальный ремонт здания заказчика» (далее - электронный аукцион).

В ходе рассмотрения жалобы ООО «НАИЛ» Ростовское УФАС России пришло к выводу, что участником размещения заказа (ООО «НАИЛ») по п.10, п.19, п.20, п.25-27 фактически не указаны сведения о товарах, предлагаемых к использованию при выполнении работ; первая часть заявки на участие в аукционе ООО «НАИЛ» не содержит конкретного предложения относительно товаров, предлагаемых к использованию.

Таким образом, в составе заявки участника размещения заказа отсутствуют сведения, обязательные к представлению в силу ч.4 ст. 41.8 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственным и муниципальных нужд».

03.10.2011 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по результатам рассмотрения указанной жалобы вынесено решение №1491/03 о признании жалобы ООО «НАИЛ» необоснованной.

Не согласившись с вынесенным Решением, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью «НАИЛ» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:

- нарушение оспариваемым решением Управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

- несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту.

При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон).

В соответствии со статьей 1 Закон устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов №94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1-3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов №94-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов №94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Согласно части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов №94-ФЗ документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки, которые должны сопровождаться словами «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

То есть, в зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить требования к качеству к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, в том числе требованиям к материалам, которые применяются при выполнении работ или оказании услуг.

Согласно части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов №94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

Порядок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме регулируется положениями статьи 41.8 Закона о размещении заказов N 94-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 41.8 Закона о размещении заказов №94-ФЗ для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме. При этом законодатель запрещает требовать от участника размещения заказа документы и сведения, не предусмотренные частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов №94-ФЗ.

В соответствии с частью 4 статьи 41.8 названного Закона (в редакции Закона от 27.07.2010 N 240-ФЗ) первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать определенные сведения в зависимости от вида электронного аукциона: согласие участника размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе; сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, о размере, об упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме. Указание таких сведений не требуется в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого, содержится в документации об открытом аукционе, или для использования этого товара при выполнении работ, оказании услуг.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 41.8 Закона при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе:

а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;

б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.

Требования заказчика, изложенные в требованиях к содержанию и составу заявки, фактически дублируют положения вышеприведенной нормы Закона N 94-ФЗ и не выходят за ее рамки.

Согласно статье 44 Федерального закона №94-ФЗ котировочная заявка должна содержать следующие сведения:

1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;

2) идентификационный номер налогоплательщика;

3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ. При этом в случае, если иное не предусмотрено извещением о проведении запроса котировок, поставляемые товары должны быть новыми товарами;

4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;

5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).