Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2013 года N 83

О республиканской целевой программе "Развитие здравоохранения Республики Ингушетия до 2020 года"

Правительство Республики Ингушетия постановляет:

Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие здравоохранения Республики Ингушетия до 2020 года"

Председатель Правительства

Республики Ингушетия М. Чилиев

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Ингушетия
от "30" апреля 2013 г. N 83

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ ДО 2020 ГОДА"

Паспорт республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения Республики Ингушетия до 2020 года"


Наименование Программы

-

республиканская целевая программа "Развитие здравоохранения Республики Ингушетия до 2020 года" (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения

-

государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года N 2511-р
   план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Российской Федерации", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012  года  N 2599-р
   план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Республики Ингушетия", утвержденная распоряжением Правительства Республики Ингушетия от 26.02.2013 года N 128-р
   концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 года  N 1662-р

Государственный заказчик Программы

-

Министерство здравоохранения Республики Ингушетия

Основной разработчик
 Программы

-

Министерство здравоохранения Республики Ингушетия

Цель Программы

-

обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки

Задачи Программы

-

обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной  помощи;

 повышение эффективности оказания специализированной,  включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;

 повышение эффективности службы родовспоможения  и детства;

 развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;

 обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;

 обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;

 улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную, специализированную помощь

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

смертность от всех причин;

 материнская смертность;

 младенческая смертность;

 смертность от болезней системы кровообращения;

 смертность от дорожно-транспортных происшествий;

 смертность от новообразований (в том числе от
 злокачественных);

 смертность от туберкулеза;

 распространенность потребления табака среди взрослого населения;

 распространенность потребления табака среди детей и подростков;

 заболеваемость туберкулезом;

 обеспеченность врачами;

 соотношение врачей и среднего медицинского персонала;

 средняя заработная плата врачей и работников
 медицинских организаций, имеющих высшее медицинское  (фармацевтическое) или иное высшее образование,  предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих  предоставление медицинских услуг) от средней  заработной платы в соответствующем регионе;

 средняя заработная плата среднего медицинского
 (фармацевтического) персонала (персонала,
 обеспечивающего условия для предоставления
 медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе;

 средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для  предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе;

 ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Сроки и этапы реализации
 Программы

-

программа реализуется в два этапа:
 первый этап: 2013 - 2015 годы
 второй этап: 2016 - 2020 годы

Перечень подпрограмм
 Программы:

-

подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи";

   подпрограмма "С овершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации";

   подпрограмма "Развитие государственно-частного партнерства";

   подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка";

   подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям";

   подпрограмма "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям";

   подпрограмма "Кадровое обеспечение системы здравоохранения";

   подпрограмма "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях";

   подпрограмма "Развитие информатизации в здравоохранении";

   подпрограмма "Совершенствование системы территориального планирования"

Объемы и источники
 финансирования Программы

-

всего -  40 089 607,1 тыс. руб., из них:
   средства федерального бюджета по предварительной оценке - 15 000 138,7 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.);

   средства консолидированного бюджета Республики Ингушетия по предварительной оценке - 1 982 501,8 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.);

   средства бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия по предварительной оценке - 22 595 355,6 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.);

   средства юридических лиц по предварительной оценке - 0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.);

   средства из иных источников по предварительной оценке - 511 611,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
   Подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи".
 Всего -  6 187 118,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.), в том числе за счет средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия - 4 097 269,5 тыс. рублей.
   Подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную,  медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации".
 Всего - 17 954 140,3 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.), в том числе за счет средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия - 14 273 281,0 тыс. рублей.
   Подпрограмма "Развитие государственно-частного партнерства".
 Всего - 522 052,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
   Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка".
 Всего - 8 217 988,2 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.), в том числе за счет средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия - 3 772 898,0 тыс. рублей.
   Подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям".
 Всего - 2 003 422,1 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.), в том числе за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия - 451 907,1 тыс. рублей.
   Подпрограмма "Ок азание паллиативной помощи, в том числе детям".
 Всего - 586 897,3 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
   Подпрограмма "Кадровое обеспечение системы здравоохранения".
 Всего - 1240000,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
 Подпрограмма "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях".
 Всего - 2 563 825,7  тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
   Подпрограмма "Развитие информатизации в здравоохранении".
 Всего - 814 163, 5 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).
   Подпрограмма "Совершенствование системы территориального планирования".
 Всего - 0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.)

Ожидаемые конечные
 результаты реализации
 Программы

-

снижение смертности от всех причин  до 3,3 на 1000 населения;

 снижение материнской смертности до 12,8 случаев на 100 тыс. родившихся живыми;

 снижение младенческой смертности до 10,5 случаев на 1000 родившихся живыми;

 снижение смертности (на 100 тыс. населения) от болезней системы кровообращения до 133,8;

 снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 4,5 на 100 тыс. населения;

 снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 61,2 на 100 тыс. населения;

 снижение заболеваемости туберкулёзом (на 100 тыс. населения) до 9,0;

 снижение распространённости потребления табака среди взрослого населения до 25%, среди детей и подростков до 15%;

 увеличение обеспеченности врачами (на 10 тыс. населения) до 50,0;

 достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала до 1:3;

 увеличение к 2018 году средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих  предоставление медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе до 200%;

 увеличение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе до 100%;

 увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении (лет) до 79,2  к  2020 году.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. Характеристика проблемы

Система здравоохранения Республики Ингушетия как составная часть системы здравоохранения Российской Федерации предназначена для максимального удовлетворения потребностей населения в профилактической, лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи на территории Республики Ингушетия. Отрасль здравоохранения является динамически развивающейся системой, требующей совершенствования и реформирования. Актуальность реформирования отрасли связана, прежде всего, с необходимостью приведения стратегии ее развития в соответствие с основными направлениями социально-экономических преобразований в обществе. Необходимым условием создания эффективной системы здравоохранения Республики Ингушетия является оптимизация структуры системы здравоохранения и высокая эффективность работы каждой медицинской организации.

В настоящее время в Республике Ингушетия отмечается ряд социальных проблем, которые неблагоприятно сказываются на сфере здравоохранения: слаборазвитая и сверхдотационная экономика; самые высокие в России показатели бедности по данным Росстата; самая высокая в стране безработица, особенно среди молодежи, из-за быстрого роста численности трудоспособного населения при минимальном предложении рабочих мест; отсутствие крупных городов и слаборазвитость всех видов социальной инфраструктуры; социальная нестабильность.

После разделения Чечено-Ингушской АССР в 1992 году большая часть лечебно-профилактических учреждений, включая республиканские специализированные: республиканская больница, психиатрическая, Центр Анти-СПИД, противотуберкулезная больница, сеть республиканских диспансеров (противотуберкулезный, психоневрологический, наркологический, онкологический, кожно-венерологический, эндокринологический, стоматологические поликлиники) остались в Чеченской Республике.

Во вновь образовавшейся республике отсутствовали вышеуказанные специализированные учреждения, вся система здравоохранения состояла из 3-х центральных районных больниц (далее - ЦРБ), двух номерных районных больниц и мелких сельских врачебных амбулаторных учреждений (далее - СВА) и фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП). За период существования республики было построено лишь несколько медицинских учреждения среднего масштаба: родильный дом (он же - Центр охраны материнства и детства), кожно-венерологический диспансер, Центр АнтиСпид и несколько мелких ЛПУ (СВА, ФАПы).

Практически более половины открытых в Республике Ингушетия медицинских учреждений не имеют собственных зданий и находятся в арендуемых, приспособленных помещениях, по этой причине им нередко приходится менять их, что нарушает лечебно-диагностический процесс, причиняет неудобства населению.

В Ингушетии до недавнего времени отсутствовали самостоятельные ЛПУ, службы родовспоможения и детства: детские поликлиники, родильные дома. Ингушетия является единственным регионом в России, не имеющим ни одной детской больницы, отсутствует психиатрическая больница. Лишь 4 года назад построен первый родильный дом.

Единственная детская поликлиника Республики Ингушетия в настоящее время находится в арендуемом помещении. Имеющиеся детские отделения, детские консультации находятся в составе общепрофильных больниц.

Анализ обеспеченности здравоохранения Республики Ингушетия по основным параметрам показывает значительное отставание республики от установленных нормативов и аналогичных показателей, сложившихся в субъектах СКФО и РФ. По обеспеченности стационарными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями здравоохранения республика занимает последнее место не только в СКФО, но и в целом по РФ. Отмечается колоссальный дефицит коечного фонда. Всего в Республике Ингушетия функционируют 2077 коек. Дефицит коечного фонда составляет около 50%, что в абсолютном количестве -1996 коек.

Показатель обеспеченности на 10 тыс.населения:

- койками: 47,8, что в 1,6 раза ниже чем в среднем по СКФО (83 место в РФ);

- амбулаторно-поликлиническими учреждениями: 134,9 посещений в смену, что в 1,2 раза ниже показателя по СКФО (последнее место в СКФО);

- врачами: 33,8 , что в 1,2 раза ниже показателя в среднем по СКФО.

В развитии здравоохранения республики существенный вклад внесла последовательная реализация приоритетных направлений региональной политики в сфере здравоохранения. Реализация федеральных и республиканских целевых программ, национального проекта "Здоровье", программы модернизации здравоохранения позволила наметить положительную тенденцию развития здравоохранения республики.

Несмотря на проведенные мероприятия по реализации региональных и федеральных программ, в республике недостаточно эффективно реализованы мероприятия по построению модели трехуровневой системы оказания медицинской помощи в связи с тем, что в Республике Ингушетия существует острый дефицит рабочих площадей для размещения лечебных учреждений стационарного и амбулаторного профиля и коечного фонда как для взрослого, так и детского населения.

Демографическая ситуация

Население Республики Ингушетия на 1 января 2013 года составляет 442 255 чел., из них детское население (от 0-18 лет) составляет 150 271 чел. (34%), в том числе организованное - 61 412 чел.(40,9%), женское население составляет 270 528 чел. (62%). Доля женщин фертильного возраста составляет - 31,3% (158 823 чел.), из них жительницы села - 58,3 % (90 379чел.). Удельный вес городского населения составляет 41,5 %, сельского - 58,5 %.

По плотности населения Республика Ингушетия относится к группе территорий с высокой плотностью. Плотность населения на 01.01.2012 г. составляет 119,2 чел. на 1 кв. км.

Демографическая ситуация характеризуется высокой рождаемостью, низкой общей смертностью, но высокой младенческой и детской смертностью и относительно высокой продолжительностью жизни.

Демографическая ситуация в республике характеризуется следующими показателями рождаемости и естественного прироста:

N
 п/п

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

1.

Рождаемость на 1000 населения

18,3

20,8

25,4

21,6

2.

Общая смертность на 1000 населения

3,7

3,6

4,0

3,7

3.

Естественный прирост на 1000 человек

14,6

17,2

21,3

17,9

4.

Младенческая смертность на 1000 живорожденных детей

15,2

11,2

13,4

13,2

6.

Материнская смертность

10,7

0

28,5

0

Для республики характерна высокая рождаемость и низкая общая смертность с относительно высокой продолжительностью жизни.

Показатель рождаемости в Республике Ингушетия остается одним из самых высоких в России, за 2011 год родилось 10 524 младенца или 25.4 на 1000 человек населения, 2010 год - 10 761 младенца или 20,8 на 1000 чел. населения (2009 год – 9 326 младенца или 18,3 на 1000 населения), за 2012 год родилось 9 305 чел, или 21,6 на 1000 населения, по РФ –12,1.

Число мертворожденных составляет за 2012 год 111 чел. или 11,8 на 1000 родившихся живыми и мертвыми (РФ - 5,094 или 8.8 на 1000 родившихся живыми и мертвыми); 2010 год - 68 или 6,3 на 1000 родившихся живыми и мертвыми (2009 год - 93 чел.).

В 2011 году материнская смертность составляла 28,5 (3 женщины), в 2010 году не было материнской смертности, в 2009 году - 10,7 (1 женщина), в 2012 году - материнской смертности не было.

Наиболее важным демографическим показателем является младенческая смертность.

Показатель младенческой смертности за 2011 год составил 13.4 (при родившихся живыми 10 524, умер 141); за 2010 год составил 11,2 (при родившихся живыми 10 761, умер 121); за 2009 год составил 15,2 (при родившихся живыми 9 326, умерло 142); за 2012 год - 123 чел, составил 13,2, по РФ - 8,5.

Для Республики Ингушетия является традиционным активное репродуктивное поведение населения, чем и обусловлены наиболее высокие в РФ естественные воспроизводственные характеристики, включая рождаемость и естественный прирост населения. Коэффициент рождаемости в Республике Ингушетия превышает среднероссийский показатель более 1,7 раза.

Однако оценка эффективности репродуктивного процесса только по числу рожденных детей без учета качества родившихся детей и репродуктивных потерь создает иллюзию благополучия рождаемости. Вышеназванные причины, бедность и немодернизированность образа жизни значительной части населения в сочетании с низкой доступностью медицинских услуг остаются основными причинами высокой младенческой и детской смертности - в 2-2,7 раза превышающих среднероссийский уровень.

Способствуют этому "постарение рождаемости" (отличительная черта менталитета Ингушетии), низкий уровень образования, многодетность, несоблюдение оптимального интергенетического периода. Анализ состояния здоровья беременных, рожениц и родильниц, новорожденных в республике показывает, что по многим показателям оно хуже, чем в среднем по России.

На сегодня самой актуальной проблемой в сфере здравоохранения Республики Ингушетия является высокая младенческая и детская смертность. Для их снижения в Республике Ингушетия организованы и проводятся мероприятия в учреждениях 1 и 2 уровня. Медицинских учреждений третьего уровня в республике нет.

Обеспеченность акушерскими койками на 10000 женщин фертильного возраста - 16,7 (по РФ - 21,1), в том числе для беременных и рожениц – 12,0 и патологии беременности – 4,7 на 10000 женщин фертильного возраста (в РФ, соответственно 11,0 и 10,1). Как видно из цифр, уровень обеспеченности койками патологии беременности в Республике Ингушетия вдвое ниже, чем в среднем по России.

Доля коек патологии беременности составляет 28,2%, что в 1,7 раза меньше, чем по РФ (РФ - 47,8%).

Обеспеченность гинекологическими койками 3,4 на 10000 женского населения, что в 2,3 раза меньше, чем по РФ (РФ- 7,7).

В настоящее время потребность в педиатрических койках различных профилей составляет - 635 коек, фактически имеется - 343, т.е. 54% от потребности (150 - общесоматических, 75 – специализированных, 9 - детских реанимационных коек, 12 – реанимационных для новорожденных, 32 – койки патологии новорожденных и 65 – детских инфекционных). Показатель обеспеченности койками на 10 тыс. детского населения – 36,0, что в 2 раза меньше среднероссийского показателя (по РФ - 66,7).

Инфекционных детских коек в Республике Ингушетия - 65, обеспеченность на 10 тыс. детского населения – 1,5 (по РФ – 12,4), что в 10 раз меньше среднефедерального показателя.

Специализированных детских коек - 75, обеспеченность на 10 тыс. детского населения составляет 1,7 (по РФ - 28,4), что в 16 раз меньше среднероссийского показателя.

Наиболее тяжелой проблемой для детского здравоохранения является острый дефицит или отсутствие специализированных коек для детей.

Коек патологии новорожденных и недоношенных детей в РИ - 32 при потребности не менее 60 коек (минимально – 50), что составляет 53% от потребности. Обеспеченность койками патологии новорожденных и недоношенных детей составляет 36,1 на 10000 детей 1-го года жизни (по РФ - 67,3), что в 2 раза ниже, чем в среднем по России. Острый дефицит коек данного профиля при высокой рождаемости, а также заболеваемости новорожденных, существенно превышающей показатели заболеваемости новорожденных по РФ по ряду нозологических форм, не позволяет оказывать медицинскую помощь всем нуждающимся в долечивании и выхаживании в отделениях II этапа выхаживания.

Отсутствие детской больницы со специализированными койками и со своей параклинической службой также не позволяет на должном уровне оказывать высококвалифицированную, специализированную помощь детям и приводит к ежегодному возрастанию потока больных детей на иногороднее лечение.

В некоторых районах и городах республики отсутствуют женские консультации: г. Карабулак (население - 34222 чел., из них женского -18894) и г. Магас (население - 3367 чел., из них женского - 1858), а в наиболее крупном районе республики - Назрановском (население – 189357, из них женского – 105236) - находится в арендуемом помещении и испытывает острый дефицит площадей. Данная проблема также является препятствием для оказания качественной амбулаторно-поликлинической помощи беременным.

Стационарное родовспоможение представлено 3-мя ЛПУ: родильными отделениями Сунженской и Малгобекской ЦРБ (40 и 35 родильных и по 20 коек патологии беременности соответственно) и родильным домом в г. Назрани (Центр охраны материнства и детства на 110 акушерских коек, из них 85 - родильных и 25 – патологии беременности). В акушерских корпусах Сунженской и Малгобекской ЦРБ располагаются также гинекологические отделения. В каждом из них не соблюдаются нормы СанПиН, отмечается скученность в связи с наличием приставных коек, фактически в ЦОМД развернуто до 136 коек (с приставными койками) из-за большого потока поступающих.

Аналогичная ситуация и с гинекологическими койками в Сунженском районе - их 50, в Малгобекском - 40 и Ингушской республиканской клинической больнице (далее – ИРКБ) – 55; отделения перегружены, такая же скученность, что и в акушерских отделениях.

В связи с дефицитом акушерских коек среднегодовая занятость койки в году (работа) превышает показатель по России из года в год. Так, по итогам 2011 года койка для беременных и рожениц была занята все 385 дней в году (расчетный показатель), что превышает среднефедеральный уровень в 1,4 раза (РФ - 268 дней). Койка патологии беременности была занята 378 дней в году, что в 1,2 раза больше показателя по РФ (РФ - 316 дней).

Показатель младенческой смертности в республике остается выше, чем по РФ. За последнее десятилетие увеличилась патология репродуктивной системы, ухудшилось здоровье беременных женщин. В настоящее время практически в 50% случаях беременность сопровождают различные виды заболеваний: анемии, заболевания почек, токсикоз второй половины беременности. На этом фоне имеет место рост осложнений беременности, рождение недоношенных детей, удельный вес которых довольно высок (6,8% от общего числа родившихся). Их здоровье зависит от оказания медицинской помощи в первые дни и месяцы жизни.

С учетом региональных характеристик воспроизводства, высоких показателей заболеваемости беременных и родильниц, младенческой заболеваемости и неонатальной смертности (особенно ранней смертности новорожденных) и младенцев необходимо строительство Перинатального центра, имеющего весь набор служб для оказания специализированной помощи беременным и новорожденным из групп высокого риска.

Данный тип ЛПУ крайне необходим Республике Ингушетии с учетом необходимости соблюдения принципа 3-уровневого оказания медицинской помощи и создания хотя бы одного учреждения в республике третьего уровня.

ЦОМД не является типовым учреждением и не соответствует учреждению III уровня в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации N 572 от 12.11.12 г. "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" в нем отсутствуют: - консультативно-диагностическое отделение (поликлиника), -кабинет невынашивания беременности; - кабинет медико-генетического консультирования, - кабинет планирования семьи; - консультативные кабинеты для супружеских пар с нарушением репродуктивной функции; - амбулаторное отделение (кабинет) для детей раннего возраста, нуждающихся в динамическом наблюдении и реабилитации и др.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»