Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2013 года N 675   

Об утверждении государственной программы Самарской области "Региональная программа модернизации здравоохранения Самарской области: проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию Самарского областного перинатального центра" на 2014 - 2016 годы  

(с изменениями на 14 июля 2016 года)


_______________________________________________________________________________________
     Изменение:
                                   Постановление Правительства Самарской области от 20 января 2014 г. № 17;
                                   Постановление Правительства Самарской области от 14 февраля 2014 г. № 69;
                                   Постановление Правительства Самарской области от 26 мая 2014 г. № 296;
                                   Постановление Правительства Самарской области от 01 сентября 2014 г. № 530;
                                   Постановление Правительства Самарской области от 01 декабря 2014 г. № 735;
                                   Постановление Правительства Самарской области от 29 декабря 2014 г. № 851;
                                   Постановление Правительства Самарской области от 09 февраля 2015 г. № 51;
                                   Постановление Правительства Самарской области от 18 февраля 2015 г. № 73;
                                   Постановление Правительства Самарской области от 05.02.2016 N 43;
                                   Постановление Правительства Самарской области от 05.05.2016 N 217;
                                   Постановление Правительства Самарской области от 20.05.2016 N 258;
                                   Постановление Правительства Самарской области от 14.07.2016 N 377

_______________________________________________________________________________________

        В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 №85 «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 - 2013 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2013 №1873-р в целях повышения доступности и качества медицинской помощи матерям и детям путем строительства областного перинатального центра Правительство Самарской области  


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Самарской области «Региональная программа модернизации здравоохранения Самарской области: проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию Самарского областного перинатального центра» на 2014 - 2016 годы (далее - Программа). (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 14 февраля 2014 г. № 69)
2. Установить, что расходные обязательства Самарской области, возникающие на основании настоящего постановления, исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования,
в пределах определенных в установленном порядке соответствующим главным распорядителям средств областного бюджета на соответствующий финансовый год объемов бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Программы.
3. Министерству здравоохранения Самарской области (Гридасову) совместно с соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета провести мониторинг мероприятий Программы и обоснованности объемов их финансирования, представить в срок
до 01.03.2014 результаты его проведения, а также подтверждающие документы и расчеты на рассмотрение вице-губернатору - председателю Правительства Самарской области, в министерство управления финансами Самарской области, министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, службу государственного финансового контроля Самарской области и в случае необходимости подготовить проект постановления Правительства Самарской области о внесении соответствующих изменений в Программу.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство здравоохранения Самарской области (Гридасова) и министерство строительства Самарской области (Гришина).
5. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
6. Настоящее постановления вступает в силу со дня его официального опубликования.

И.о. вице-губернатора - председателя Правительства Самарской области
В.В. Альтергот

Утверждена
постановлением Правительства Самарской области
от 27 ноября 2013 года N 675

Государственная программа Самарской области «Региональная программа модернизации здравоохранения Самарской области: проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию Самарского областного перинатального центра» на 2014 - 2016 годы
(далее - Государственная программа)

(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 20 января 2014 г. № 17)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 14 февраля 2014 г. № 69)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 26 мая 2014 г. № 296)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 01 сентября 2014 г. № 530)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 01 декабря 2014 г. № 735)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 29 декабря 2014 г. № 851)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 09 февраля 2015 г. № 51)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 февраля 2015 г. № 73)

Паспорт Государственной программы

(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 26 мая 2014 г. № 296)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 09 февраля 2015 г. № 51)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 05.02.2016 N 43)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 05.05.2016 N 217)
(в реакции Постановления Правительства Самарской области от 14.07.2016 N 377)


НАИМЕНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

-

государственная программа Самарской области "Региональная программа модернизации здравоохранения Самарской области: проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию Самарского областного перинатального центра" на 2014 - 2016 годы

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

-

министерство здравоохранения Самарской области

СОИСПОЛНИТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

-

отсутствуют

УЧАСТНИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

-

министерство строительства Самарской области;

государственные казенные учреждения Самарской области

ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

-

повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям путем строительства областного перинатального центра

ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

-

улучшение организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи;

улучшение организации и качества оказания медицинской помощи новорожденным с перинатальной патологией, в том числе с экстремально низкой массой тела;

оптимизация использования коечного фонда с учетом реструктуризации сети учреждений родовспоможения;

повышение квалификации медицинских кадров в области акушерства, гинекологии и неонатологии;

внедрение современных медицинских технологий в области акушерства, гинекологии и неонатологии

ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

-

количество акушерских коек;

количество коек реанимации и интенсивной терапии для женщин;

количество коек реанимации и интенсивной терапии для новорожденных;

количество коек патологии новорожденных и недоношенных детей (II этап выхаживания);

число родов в стационаре;

число преждевременных родов (22 - 37 недель);

среднегодовая занятость акушерской койки;

средняя длительность пребывания выписанного больного на койке патологии беременности;

средняя длительность пребывания выписанного больного на койке для беременных и рожениц;

число врачей акушеров-гинекологов;

число врачей-неонатологов;

число врачей анестезиологов-реаниматологов в акушерских стационарах (в отделениях акушерского профиля);

число врачей анестезиологов-реаниматологов (в отделениях неонатологического профиля);

количество акушерских дистанционных консультативных центров в составе перинатальных центров;

количество беременных, рожениц и родильниц, проконсультированных сотрудниками акушерских дистанционных консультативных центров в составе перинатальных центров;

количество выездных анестезиолого-реанимационных акушерских бригад перинатальных центров;

количество женщин, транспортированных выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами перинатальных центров;

материнская смертность;

младенческая смертность;

перинатальная смертность;

мертворождаемость;

ранняя неонатальная смертность;

доля женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, в общем количестве женщин с преждевременными родами;

выживаемость детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, в акушерском стационаре

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

-

2014 - 2016 годы. Государственная программа реализуется в один этап

ОБЪЕМЫ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

-

общий объем финансирования мероприятий Государственной программы за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, составит 2796816,8 тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году - 1519782,2 тыс. рублей, из них 1270133,5 тыс. рублей - средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, 249648,7 тыс. рублей - средства областного бюджета;

в 2015 году - 348871,2 тыс. рублей (средства областного бюджета);

в 2016 году - 928163,4 тыс. рублей (средства областного бюджета)

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

-

снижение материнской смертности;

снижение младенческой смертности;

снижение ранней неонатальной смертности;

увеличение доли женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, в общем количестве женщин с преждевременными родами;

увеличение выживаемости детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, в акушерском стационаре;

увеличение количества акушерских коек;

увеличение количества коек реанимации и интенсивной терапии для женщин;

увеличение количества коек реанимации и интенсивной терапии для новорожденных;

увеличение количества коек патологии новорожденных и недоношенных детей (II этап выхаживания);

увеличение числа врачей акушеров-гинекологов;

увеличение числа врачей-неонатологов;

увеличение числа врачей анестезиологов-реаниматологов в акушерских стационарах (в отделениях акушерского профиля);

увеличение числа врачей анестезиологов-реаниматологов (в отделениях неонатологического профиля)

1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы сферы реализации Государственной программы, анализ рисков реализации Государственной программы           

(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 01 сентября 2014 г. № 530)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 февраля 2015 г. № 73)

В Самарской области 29 родильных отделений являются подразделениями многопрофильных больниц государственных бюджетных учреждений здравоохранения. В 11 муниципальных образованиях Самарской области родильные отделения отсутствуют.

В соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.11.2012  № 572н, в зависимости от коечной мощности, оснащения, кадрового обеспечения родильные отделения разделяются на три группы по возможности оказания медицинской помощи:

первая группа - 16 акушерских стационаров, в которых не обеспечено круглосуточное пребывание врача-акушера-гинеколога (12 % коек от общего количества профильных коек, на которых принимается 8,0 % родов от общего количества принятых родов, по Российской Федерации - 32 % и 21 % соответственно);

вторая группа - 11 акушерских стационаров (родильные дома (отделения), в том числе профилизированные по видам патологии), имеющие в своей структуре палаты интенсивной терапии (отделение анестезиологии-реаниматологии) для женщин и палаты реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, а также межрайонные перинатальные центры, имеющие в своем составе отделение анестезиологии-реаниматологии (палаты интенсивной терапии) для женщин и отделение реанимации и интенсивной терапии для новорожденных (66,9 % коек от общего количества профильных коек, на которых принимается 66,8 % родов от общего количества принятых родов, по Российской Федерации - 50,9 % и 59,2 % соответственно);

третья группа - 2 акушерских стационара, имеющие в своем составе отделение анестезиологии-реаниматологии для женщин, отделение реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, отделение патологии новорожденных и недоношенных детей (II этап выхаживания), акушерский дистанционный консультативный центр с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи (21,1 % коек от общего количества профильных коек, на которых принимается 25,2 % родов от общего количества принятых родов, по Российской Федерации - 17,1 % и  19,8 % соответственно).

В государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Самарской области развернуто 706 коек для беременных и рожениц (показатель обеспеченности койками для беременных и рожениц по Самарской области составляет 8,6 койки на 10 тыс. женщин фертильного возраста, по Российской Федерации - 10,8 койки на 10 тыс. женщин фертильного возраста) и 858 коек патологии беременности (показатель обеспеченности койками патологии беременности по Самарской области составляет 10,4 койки на 10 тыс. женщин фертильного возраста, по Российской Федерации - 10,0 койки на 10 тыс. женщин фертильного возраста).

Анализ использования коечного фонда показал, что занятость койки для беременных и рожениц выше норматива по области и в целом по стране и составляет 304 дня в году (по Российской Федерации - 276 дней), при этом средняя длительности лечения по Самарской области  составляет - 5,9 дня (по Российской Федерации - 6,4 дня).

Работа койки патологии беременности составляет 316 дней в году при длительности лечения 9,4 дня, что практически соответствует значениям показателей по Российской Федерации - 311 дней в году при длительности лечения 9,2 дня.

В целях улучшения качества и доступности медицинской помощи в области реализуется концепция трехуровневой системы перинатальных центров.

Областной перинатальный центр (учреждение третьей группы) мощностью 235 коек, в том числе 140 акушерских коек, открытый в 1989 году, работает на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина». В его состав входят областной консультативный центр, акушерская и неонатологическая выездные бригады и дистанционный консультативный центр.

В 2007 году на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Тольяттинская городская клиническая больница № 5» открыт второй перинатальный центр (учреждение третьей группы) мощностью 432 койки, в том числе  190 акушерских коек, в котором оказывается медицинская помощь населению четырех городов и трех сельских районов с общей численностью женщин фертильного возраста более 280 тыс. человек.

В 2010 году на базе родильного дома государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Чапаевская центральная городская больница» начал работать межмуниципальный перинатальный центр мощностью 33 акушерских койки для обслуживания населения города Чапаевска и пяти прилежащих сельских районов с общей численностью женщин фертильного возраста более 46 тыс. человек.

В результате открытия в 2011 году еще четырех межмуниципальных перинатальных центров завершено создание сети межмуниципальных центров для оказания медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и послеродовом периоде и детям в период новорожденности в соответствии с утвержденными порядками и стандартами оказания медицинской помощи. Все эти учреждения имеют в своем составе консультативный блок, акушерско-гинекологический блок, койки реанимации и патологии новорождённых и недоношенных детей, за исключением выездных реанимационных бригад. В соответствии с нормами, утверждёнными приказами министерства здравоохранения Самарской области, эти центры имеют право родоразрешать беременных женщин среднего риска при сроке гестации 32 недели и более. Поэтому они могут взять на себя функции учреждений третьей группы. Их основная задача на данном этапе - временно разгрузить два учреждения третьей группы в ситуациях, с которыми эти центры могут справиться.

Создание сети межмуниципальных перинатальных центров, охватывающей всю территорию области, позволило закрыть четыре маломощных родильных отделения.

В соответствии с приказом министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 22.12.2011 № 2045 «Об оказании медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и гинекологическим больным» отработана маршрутизация пациенток акушерского профиля. В итоге в областном перинатальном центре концентрируются пациентки и новорожденные высокого риска: 46 % женщин получают медицинскую помощь в условиях отделения интенсивной терапии и реанимации. Уровень преждевременных родов в областном перинатальном центре в 2 раза выше среднего показателя по области, частота рождения детей с экстремальной массой тела выше в 4 раза.

Показатель материнской смертности в Самарской области за последнее десятилетие традиционно ниже показателя материнской смертности по Российской Федерации, в 2012 году он составил 7,8 случая на 100 тыс. родившихся живыми.

В 2012 году показатель перинатальной смертности вырос до  7,8 случая на 1 000  родившихся живыми и мертвыми, показатель младенческой смертности - до 7,0 случая на 1 000 родившихся живыми, что связано с переходом Российской Федерации с апреля 2012 года на регистрацию рождения детей по критериям Всемирной организации здравоохранения. Мертворождаемость в динамике 2011 - 2012 годов увеличилась с 3,5 случая на 1 000 родившихся живыми до 5,22 случая на  1 000 родившихся живыми (в 2011 году по Российской Федерации -  4,62 случая на 1 000 родившихся живыми; в Приволжском федеральном округе - 4,7 случая на 1 000 родившихся живыми; в 2006 году в странах Европейского союза - 4,02 случая на 1 000 родившихся живыми), показатель ранней неонатальной смертности за тот же период возрос с  1,8 случая на 1 000 родившихся живыми до 2,58 случая на  1 000 родившихся живыми (в 2011 году по Российской Федерации - 2,44 случая на 1 000 родившихся живыми; в 2006 году в странах Европейского союза - 1,95 случая на 1 000 родившихся живыми).

На показатели материнской и перинатальной смертности оказывает негативное влияние низкий уровень здоровья женщин, в том числе и беременных. Так, экстрагенитальные или гинекологические заболевания, акушерская патология констатируются у 73,2 % беременных женщин.

Сохраняется превышение указанных показателей среди сельского населения региона. Потери детей до года составляют более половины всех случаев смерти детского населения. Остается высокой частота осложнений во время беременности и родов, что приводит к рождению недоношенных и маловесных детей, которые нуждаются в продолжительном лечении и реабилитации.

Согласно штатному расписанию по состоянию на 01.01.2013 из  1 261,75 выделенных ставок врачей акушеров-гинекологов занято  1 120,25 ставки, при этом количество физических лиц составляет 798 человек. В целом коэффициент совместительства по акушерско-гинекологической службе равен 1,4, а в амбулаторно-поликлинических учреждениях - 1,35. Высшую категорию имеют 22,8 % врачей, первую категорию - 33,8 % врачей , вторую категорию - 10,7 % врачей.

Дефицит врачей-неонатологов более значителен: коэффициент совместительства достигает 2,9.

Коэффициент совместительства среднего медицинского персонала (акушерок) равен 1,3. Высшую категорию имеют 50,5 % акушерок, первую категорию - 15,8 % акушерок, вторую категорию - 8,9 % акушерок.

Внедрение в практику учреждений родовспоможения современных технологий выхаживания недоношенных детей, родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела, возможно при подготовке достаточного количества высококвалифицированных специалистов в области акушерства, гинекологии и неонатологии.

Наиболее остро проблема с койками для беременных и рожениц стоит в городском округе Самара. Всего в Самаре пять акушерских стационаров, три из которых развернуты в приспособленных помещениях (1875 - 1961 годов постройки). Все пять акушерских стационаров не соответствуют требованиям СанПиН.

В 2012 году в рамках региональной программы модернизации здравоохранения Самарской области на 2011 - 2012 годы проведен капитальный ремонт двух крупных городских родильных отделений. Однако принципиально изменить напряженную ситуацию не удалось, поскольку на имеющихся площадях невозможно разместить весь набор помещений, установленный СанПиН, в том числе при условии значительного сокращения коек патологии беременности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»