СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 апреля 2012 года Дело N 33-1096

19 апреля 2012 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,

судей Селищева В.В., Быковой Н.В.,

при секретаре Гусевой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Смирнова В.Н. на решение Центрального районного суда г. Тулы от 01 марта 2012 года по делу по иску Смирнова В.Н. к Правительству Тульской области, Министерству здравоохранения и социального развития Тульской области, Министерству финансов Тульской области о взыскании суммы компенсации оплаты труда по ранее занимаемой должности.

Заслушав доклад судьи Селищева В.В., судебная коллегия

установила:

Смирнов В.Н. обратился в суд с иском к администрации Тульской области об обязании осуществить ему выплату компенсации оплаты труда по ранее занимаемой должности, предусмотренную ст. 51 Устава (Основного закона) Тульской области.

В обоснование заявленных требований Смирнов В.Н. указал, что он в период с 03 февраля 2006 года по 09 августа 2011 года замещал должности государственной гражданской службы Тульской области.

9 августа 2011 года распоряжением губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГ. № с ним был расторгнут срочный служебный контракт, в связи с чем, он был уволен с государственной гражданской службы Тульской области в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта.

По мнению истца, он имеет право на получение компенсации оплаты труда по ранее занимаемой должности, предусмотренной п.3 ст. 51 Устава Тульской области.

09 августа 2011 года он обратился с заявлением на имя и.о. губернатора Тульской области В.С. Груздева о назначении ему выплаты компенсации оплаты труда по ранее занимаемой должности, предусмотренной ст. 51 Устава Тульской области.

29 августа 2011 года администрация Тульской области уведомила его, что распоряжением губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГ. ему назначена выплата компенсации оплаты труда по ранее замещаемой должности  ...  с 10 августа 2011 года по 09 августа 2012 года.

Однако, вышеназванная компенсация оплаты труда по ранее занимаемой должности, предусмотренная ст.51 Устава Тульской области, ему до настоящего времени не выплачена.

С учетом уточнения заявленных исковых требований от ДД.ММ.ГГ. Смирнов В.Н. просил: обязать Правительство Тульской области, Министерство финансов Тульской области, Министерство здравоохранения и социального развития Тульской области выплачивать ему ежемесячно компенсацию в размере <...> рублей, начиная с августа 2011 года по август 2012 года, в соответствии со ст. 51 Устава Тульской области;

взыскать в его пользу сумму расходов по оплате услуг представителя в размере <...> рублей.

В судебное заседание истец Смирнов В.Н. не явился, в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители истца Смирнова В.Н. по ордерам адвокаты Сенюшина Н.В., Мещеряков С.И. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков: Правительства Тульской области по доверенности Ивченко Л.И., Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области по доверенности Хохлова Е.Г. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска.

Представитель ответчика Министерства финансов Тульской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против удовлетворения заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Суд постановил решение, которым:

Отказал в удовлетворении исковых требований, заявленных Смирновым В.Н.

В апелляционной жалобе Смирнов В.Н. просит отменить решение Центрального районного суда г. Тулы от 01 марта 2012 года как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, а также ввиду неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Смирнов В.Н. указал на то, что вопрос о признании не соответствующими положений Уставов субъектов Российской Федерации действующему законодательству отнесен к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Ни Правительство Тульской области, ни Центральный районный суд г. Тулы такими полномочиями не обладали и не могут обладать в силу закона. Доказательств того, что Правительство Тульской области обращалось в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу соответствия пунктов 3 и 4 статьи 51 Устава Тульской области действующему федеральному законодательству, ответчиками представлено не было. Поскольку на момент рассмотрения настоящего спора по существу отсутствовал судебный акт, подтверждающий несоответствие пунктов 3 и 4 статьи 51 Устава Тульской области действующему федеральному законодательству, суд первой инстанции не имел полномочий на признание отдельных положений Устава Тульской области не соответствующими действующему федеральному законодательству.

Истец Смирнов В.Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть его апелляционную жалобу на решение Центрального районного суда г. Тулы от 01.03.2012 года без его участия.

Представитель Смирнова В.Н. по доверенности Старков О.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал апелляционную жалобу, ссылаясь на доводы, изложенные в ней.

Представители ответчиков: Правительства Тульской области, Министерства здравоохранения и социального развития Тульской области по доверенностям Ивченко Л.И. и Хохлова Е.Г. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы Смирнова В.Н., ссылаясь на законность и обоснованность постановленного судом решения.

Представитель ответчика Министерства финансов Тульской области в судебное заседание не явился, в адресованном суду апелляционной инстанции письменном обращении, просил о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителя, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Смирнова В.Н., находя решение суда законным и обоснованным.

Выслушав объяснения сторон, проверив и изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением губернатора Тульской области № от ДД.ММ.ГГ. Смирнов В.Н. был назначен на должность государственной гражданской службы Тульской области  ...  на срок полномочий губернатора Тульской области Дудки В.Д. с должностным окладом в размере <...> рублей, ежемесячной надбавкой к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере  ...  должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере  ...  должностных окладов.

30 апреля 2010 года между губернатором Тульской области Дудкой В.Д. и Смирновым В.Н. был заключен служебный контракт № «О прохождении государственной гражданской службы Тульской области и замещении должности государственной гражданской службы Тульской области».

Распоряжением губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГ. № со Смирновым В.Н. был расторгнут срочный служебный контракт, в связи с чем, он был уволен с государственной гражданской службы Тульской области 9 августа 2011 года в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта в соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Указом губернатора Тульской области от 15 сентября 2011 года №1 «О правительстве Тульской области и органах исполнительной власти Тульской области» функции органов исполнительной власти Тульской области переданы Правительству Тульской области.

В соответствии со ст. 18 Закона Тульской области от 1 сентября 2011 года № 1637-ЗТО «О системе органов исполнительной власти Тульской области» Правительство Тульской области является правопреемником администрации Тульской области.

09 августа 2011 года Смирнов В.Н. обратился с заявлением на имя и.о. губернатора Тульской области В.С. Груздева о назначении ему выплаты ежемесячной компенсации оплаты труда по ранее занимаемой должности в связи с увольнением в соответствии с п. 3 ст. 51 Устава Тульской области.

Распоряжением губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГ. № Смирнову В.Н., замещавшему должность государственной гражданской службы Тульской области -  ... , назначена выплата компенсации, предусмотренная ст. 51 Устава Тульской области, с 10 августа 2011 года по 9 августа 2012 года.

Распоряжением губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГ. № вышеназванное распоряжение губернатора Тульской области от ДД.ММ.ГГ. № было отменено.

До настоящего времени вышеуказанная компенсация, предусмотренная ст. 51 Устава Тульской области, Смирнову В.Н. не выплачена.

Разрешая заявленные исковые требования, суд установил, что постановлением Тульской областной Думы от 01.11.2001 года №18/382 был принят Устав (Основной Закон) Тульской области от 12.11.2001 года №265-ЗТО.

Пунктом 3 статьи 51 Устава Тульской области от 12.11.2001 г. №265-ЗТО (в ред. от 10.11.2010 года) предусматривалось, что лицам, замещавшим государственные должности области и должности государственной гражданской службы области, замещаемые как на определенный срок полномочий, так и ограниченный сроком полномочий лиц, замещающих государственные должности области, после увольнения ежемесячно производится выплата компенсации в размере 50 процентов среднемесячной суммы оплаты труда по ранее занимаемой должности за последний рабочий год (с учетом изменения оплаты труда на период трудоустройства), но не более одного года со дня увольнения, по следующим основаниям:

1) неназначение на должность после окончания срока полномочий;

2) прекращение полномочий губернатора области в соответствии с пунктом 3 статьи 29 настоящего Устава;

3) прекращение полномочий депутата областной Думы в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Устава;

4) истечение срока полномочий членов избирательной комиссии области, указанных в пункте 2 статьи 9 настоящего Устава, в связи с прекращением полномочий избирательной комиссии области, в состав которой они входили;

5) упразднение должностей в связи с изменением административно-территориального деления, структуры органов государственной власти области, аппарата областной Думы и аппарата администрации области;

6) удовлетворение заявления о добровольной отставке указанных лиц, если они проработали в этой должности не менее одного года;

7) досрочное прекращение полномочий областной Думы;

8) в случае принятия губернатором области решения об отставке администрации области.

Согласно п.4 вышеназванной статьи Устава Тульской области (в той же редакции), в случаях если на новом месте работы (в другой организации) указанные лица получают заработную плату, денежное вознаграждение или денежное содержание ниже размера компенсации, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи, то им производится выплата разницы между получаемой заработной платой, денежным вознаграждением или денежным содержанием и указанной компенсацией, но не более одного календарного года со дня увольнения. Оплата производится из бюджета области (с учетом изменения оплаты труда).

Законом Тульской области от 01.09.2011 №1635-ЗТО были внесены поправки в ст. 51 Устава Тульской области, согласно которым пункт 3 был изложен в следующей редакции: «Лицам, замещавшим государственные должности области и должности государственной гражданской службы области, замещаемые как на определенный срок полномочий, так и ограниченный сроком полномочий лиц, замещающих государственные должности области, после увольнения ежемесячно производится выплата компенсации в размере 50 процентов среднемесячной суммы оплаты труда по ранее занимаемой должности за последний рабочий год (с учетом изменения оплаты труда на период трудоустройства), но не более одного года со дня увольнения, по следующим основаниям:

1) неназначение на должность после окончания срока полномочий (для членов правительства области и лиц, замещавших должности государственной гражданской службы области в аппарате правительства области и органах исполнительной власти области, если они проработали в этой должности не менее трех лет);

2) прекращение полномочий депутата областной Думы в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Устава;

3) истечение срока полномочий членов избирательной комиссии области, указанных в пункте 2 статьи 9 настоящего Устава, в связи с прекращением полномочий избирательной комиссии области, в состав которой они входили;

4) упразднение должностей в связи с изменением административно-территориального деления, структуры органов государственной власти области, аппарата областной Думы и аппарата правительства области;

5) удовлетворение заявления о добровольной отставке указанных лиц, если они проработали в этой должности не менее одного года, за исключением членов правительства области и государственных гражданских служащих области, замещающих должности государственной гражданской службы области в органах исполнительной власти области и аппарате правительства области;

6) досрочное прекращение полномочий областной Думы».

12 октября 2011 года прокурором Тульской области в Тульскую областную Думу внесен протест № с предложением о признании утратившими силу пунктов 3 и 4 статьи 51 Устава Тульской области.

Рассмотрев протест прокурора Тульской области на пункты 3 и 4 статьи 51 Устава Тульской области, Тульская областная Дума 5-го созыва вынесла постановление от ДД.ММ.ГГ. №, которым протест прокурора Тульской области на пункты 3 и 4 статьи 51 Устава Тульской области был удовлетворен.

Законом Тульской области от ДД.ММ.ГГ. № были внесены поправки в статью 51 Устава Тульской области, согласно которым п.п. 3,4,4-1 данной статьи были признаны утратившими силу (статья 1).

Вышеназванный Закон Тульской области от ДД.ММ.ГГ. № был опубликован в газете «Тульские известия» № от ДД.ММ.ГГ. и вступил в силу 02 января 2012 года.

Судом также установлено, что выплата компенсации оплаты труда по ранее замещаемой должности в связи с увольнением, лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и должности государственной гражданской службы Тульской области осуществлялась на основании Закона Тульской области от 26 сентября 2009 года №1327-ЗТО «О порядке реализации отдельных социальных гарантий, предусмотренных статьей 51 Устава Тульской области», который был признан утратившим силу в соответствии с Законом Тульской области от ДД.ММ.ГГ. №.

Разрешая спорные правоотношения, суд установил, что правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Предметом регулирования вышеназванного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется, в том числе, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 8 части 1 статьи 5, статья 2 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Особенности организации и правового регулирования государственной гражданской службы Тульской области определены Законом Тульской области от 31 октября 2005 года №623-ЗТО «О государственной гражданской службе Тульской области», в статье 10 которого указаны государственные гарантии гражданских служащих области, соответствующие положениям ст. 52 Федерального закона №79-ФЗ.

Исходя из правового анализа вышеприведенного законодательства, регулирующего, в том числе и вопросы установления основных и дополнительных гарантий гражданским служащим, суд пришел к правильному выводу о том, что государственные гарантии предоставляются только в период прохождения службы гражданскими служащими.

Между тем, судом установлено, что положениями, закрепленными в пунктах 3 и 4 ст. 51 Устава Тульской области от 12.11.2001 года №265-ЗТО, были установлены социальные гарантии в виде выплаты компенсации оплаты труда лицам, ранее замещавшим должности государственной гражданской службы, то есть уволенным со службы.

В соответствии с положениями статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.