ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 августа 2007 года Дело N А56-11821/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2007 года Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2007 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гафиатуллиной Т.С. судей Зотеевой Л.В., Шестаковой М.А. при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП- 8077/2007) ОАО "Лесной терминал "Фактор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2007 по делу N А56-11821/2007 (судья Гранова Е.А.), по заявлению Управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ленинградской области к ОАО "Лесной терминал "Фактор" о привлечении к административной ответственности при участии: от истца (заявителя):Куранова М.С.; доверенность от 10.07.2007 N 32. от ответчика (должника):Ерохин Н.А.; доверенность от 24.05.2007.

установил:

Управление Государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по Ленинградской области (далее - УГПН, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества «Лесной терминал «Фактор» (далее - общество, ОАО «Лесной терминал «Фактор») к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

Решением суда от 29 мая 2007 года требование УПГН удовлетворено. ОАО «Лесной терминал «Фактор» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 400 минимальных размеров оплаты труда - 40000 тысяч рублей.

Не согласившись с судебным актом суда первой инстанции, общество подало апелляционную жалобу, в которой просило решение отменить. По мнению подателя жалобы выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом применена норма права, не подлежащая применению.

В судебном заседании стороны поддержали соответственно доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.

Как следует из материалов дела, 30 марта 2007 года, в ходе проведенной УГПН проверки соблюдения требований пожарной безопасности, установлен факт осуществления ОАО «Лесной терминал «Фактор» предпринимательской деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, без специального разрешения (лицензии). Той же датой был составлен акт N 78, в котором перечислены обнаруженные на территории предприятия нарушения противопожарных правил.

22 марта 2007 года государственным инспектором УГПН в отношении общества составлен протокол N 102 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно определению о передаче материалов административного дела на рассмотрение по подведомственности от 16 апреля 2007 года материалы дела в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ направлены на рассмотрение в арбитражный суд.

Вынося оспариваемое решение, суд сослался на то обстоятельство, что УГПН доказало и материалами дела подтверждено хранение обществом пожаровзрывчатых веществ. На основании изложенного суд сделал вывод о наличии факта правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ и оснований для привлечения общества к административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относится деятельность, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 29 пункта 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595 утверждено Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов (далее - Положение).

Согласно пункту 1 Положения под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудно-горючие жидкости, твердые горючие и трудно-горючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одним из основных документов в области обеспечения пожарной безопасности является СНиП (строительные нормы и правила) 21-01097 "Пожарная безопасность зданий и сооружений". Он устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей помещений.

Так, в соответствии с п. 5.21 СНиП 21-01-97 здания и части зданий подразделяются по функциональной пожарной опасности на классы в зависимости от способа их использования и от того, в какой мере безопасность людей в них в случае пожара находится под угрозой (Ф1, Ф2, ФЗ, Ф4, Ф5).

Согласно данной классификации к классу Ф5 относятся производственные и складские здания, сооружения и помещения.

Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 314 утверждены нормы пожарной безопасности "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности" (НПБ 05-03).

Настоящие нормы устанавливают методику определения категорий помещений и зданий (или частей зданий между противопожарными стенами - пожарных отсеков) производственного и складского назначения по взрывопожарной и пожарной опасности в зависимости от количества и пожаровзрывоопасных свойств находящихся (обращающихся) в них веществ и материалов с учетом особенностей технологических процессов размещенных в них производств.

В таблице 1 НПБ 105-03 приведены характеристики веществ и материалов, находящихся (обращающихся) в помещении и относящие эти помещения к категории взрывопожарных и пожароопасных помещений.

Таким образом, можно сделать вывод, что пожароопасный производственный объект характеризуется рядом признаков. Это должно быть здание, сооружение или помещение производственного либо складского назначения, о чем говорят слова: "производятся, хранятся, перерабатываются", приведенные в определении понятия пожароопасного производственного объекта. Используемые на данных объектах жидкости, вещества и материалы должны являться пожароопасными, легко воспламеняться, являться горючими, способными гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.

Следовательно, понятие пожароопасного производственного объекта, данное в подпункте "а" пункта 1 Положения, соответствует требованиям Федерального закона "О пожарной безопасности" и Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

УГПН не представлено, в материалах дела не имеется достаточных доказательств принадлежности объекта общества (территория, на которой осуществляется перевалка древесины) к пожароопасному производственному объекту. Вывод суда первой инстанции о том, что территория, на которой происходит хранение и перегрузка обществом древесины, подпадает под понятие «наружная установка» не основан на материалах дела, не подтвержден имеющимися в деле доказательствами. В акте по результатам проведения мероприятия по контролю N 78 от 30 марта 2007 года, в протоколе об административном правонарушении N 102 от 16 апреля 2007 года сотрудниками УГПН зафиксировано складировании древесины на территории предприятия - открытой площадке.

Кроме того, по мнению апелляционного суда, административным органом не представлено достаточных доказательств осуществления обществом хранения в понимании определения, данного гражданским законодательством. Из пояснений представителя общества в судебном заседании, имеющихся в деле материалов следует, что ОАО «Лесной терминал «Фактор» имеет лицензию на погрузо-разгрузочные работы в морских портах, древесина складируется им на открытом участке территории для формирования судовых партий и погрузки леса на судно. Таким образом, общество оказывает стивидорные услуги, что не может быть расценено судом как хранение. Договоров хранения продукции с какими-либо организациями общество не заключало. Переработкой древесины не занималось.

При указанных обстоятельствах апелляционный суд не находит правовых оснований для привлечения ОАО «Лесной терминал «Фактор» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 мая 2007года по делу N А56-11821/2007 отменить.

В удовлетворении заявления Управления Государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ленинградской области о привлечении к административной ответственности Открытого акционерного общества «Лесной терминал «Фактор» отказать.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме

     Председательствующий
Т.С. Гафиатуллина

Судьи
 Л.В. Зотеева
 М.А. Шестакова

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка