ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 02 ноября 2017 года Дело N 3-236/2017

Именем Российской Федерации

02 ноября 2017 года г.Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина МИ. при секретаре Волошиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Сервис» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

установил:

ООО «Эко-Сервис» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка с кадастровым номером 74:34:0919001:3 площадью 97 000 кв.м, расположенного по адресу: Челябинская область, г.Миасс, на административной территории Миасского городского округа, равной его рыночной стоимости в размере 5 468 860 руб. по состоянию на 01 января 2014 года.

В обоснование указано, что установленная в результате государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость этого земельного участка в размере 13 124 100 рублей, превышает его рыночную стоимость, что нарушает права истца, как плательщика арендной платы.

Впоследствии ООО «Эко-Сервис» требования уточнило, просив установить кадастровую стоимость этого земельного участка равной рыночной по состоянию на ту же дату в размере 5 071 000 руб., определенном заключением судебной экспертизы.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Эко-Сервис» Маленьких А.В. уточненные требования поддержала.

Представители административных ответчиков Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области, Управления Росреестра по Челябинской области, заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили.

Представитель заинтересованного лица Администрации Миасского городского округа Челябинской области, также будучи надлежаще извещенным, направил ходатайство о вызове в судебной заседание эксперта Х.Н.Г. и об отложении судебного заседания в связи с невозможностью своей явки (судебное заседание в Миасском городском суде).

Разрешая данное ходатайство, суд учитывает, что о поступившем в суд заключении судебного эксперта и о назначавшемся на 24.10.2017 года судебном заседании представитель Администрации Миасского городского округа был заблаговременно извещен 16.10.2017 года. В судебном заседании 24.10.2017 года ходатайство представителя Администрации Миасского городского округа об отложении судебного заседания с целью предоставления ему времени для подробного изучения заключения судебного эксперта и выработки правовой позиции было удовлетворено.

Рассматриваемое ходатайство поступило в Челябинский

областной суд в день судебного заседания 02.11.2017 года, что заведомо затрудняет вызов эксперта к 11 часам 30 минутам этого дня. Доказательств уважительности причины своей неявки, предпочтительности участия в заседании Миасского городского суда, нежели в заседании Челябинского областного суда, время которого было согласовано с представителем Администрации Миасского городского округа без каких-либо замечаний, представитель этого заинтересованного лица не представил. Вышеизложенные обстоятельства дают суду основания сделать вывод о злоупотреблении правом со стороны представителя Администрации Миасского городского округа, умышленном затягивании им рассмотрения дела. Основания для удовлетворения ходатайства об отложении судебного заседания отсутствуют. Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд находит уточненные административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года Н221-Ф3 «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) установлено, что в государственный кадастр недвижимости, являющийся федеральным государственным информационным ресурсом, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статьей 245 КАС РФ, статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено право юридических лиц и граждан обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка отличной от его кадастровой стоимости не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной

кадастровой оценки.

Как следует из материалов дела, ООО «Эко-Сервис» сроком до 01.02.2055 г. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 74:34:0919001:3 площадью 97 000 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: для размещения полигона твердых отходов «Васильевская свалка», расположенного по адресу: Челябинская область, г.Миасс, на административной территории Миасского городского округа (договор аренды №5193 от 09.03.2006 г., заключенный с Администрацией Миасского городского округа Челябинской области). Расчет платы за аренду земельного участка осуществляется исходя из его кадастровой стоимости.

Таким образом, определением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:34:0919001:3 затрагиваются права и обязанности административного истца ООО «Эко-Сервис».

Предусмотренный статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности досудебный порядок урегулирования спора истцом соблюден. По результатам рассмотрения соответствующего обращения ООО «Эко-Сервис» от 19.05.2017 г. Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Челябинской области вынесено решение за № 907 от 06.06.2017 года об отклонении заявления.

Приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области № 279-П от 18 ноября 2014 года утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Челябинской области по состоянию на 1 января 2014 года.

Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка, ответу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области на запрос суда, земельный участок с кадастровым номером 74:34:0919001:3 поставлен на государственный кадастровый учет 27.02.2006 г., включен в перечень, утвержденный приказом № 279-П, и его кадастровая стоимость определена по состоянию на 01 января 2014'года в размере 13 124 100 руб., сведения о ней внесены в ГКН 26.11.2014 г.

Таким образом, рассматриваемые требования ООО «Эко-Сервис» могут быть удовлетворены по состоянию на 01 октября 2014 года на период с 01 января 2017 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Закона об

оценочной деятельности).

Частью 1 статьи 11 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

Для целей применения Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, ООО «Эко-Сервис» представило отчет об оценке № 03-01/17 от 16 февраля 2017 г., составленный оценщиком ООО «Развитие консалт» - Г.И.А., который является членом Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки» (ответственность Г.И.А. застрахована страховым полисом №**** от 16.09.2016 года, выданным ОАО «АльфаСтрахование», ответственность ООО «Развитие Консалт» - полисом №**** от 22.08.2016 года того же страховщика).

Согласно указанному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:34:0919001:3 по состоянию на 01 октября 2014 года составила 5 468 860 рублей.

Определением суда от 08 сентября 2017 года было удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица Администрации Миасского городского округа Челябинской области о назначении судебной экспертизы для разрешения вопроса о размере рыночной стоимости указанного земельного участка.

Согласно заключению судебной экспертизы № 026-05-01209 от 09.10.2017 г., выполненной экспертом Южно-Уральской торгово-промышленной палаты - Х.Н.Г. , предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо

ложного заключения, по состоянию на 01 января 2014 года рыночная стоимость спорного земельного участка составила 5 071 ООО рублей.

Высказанные Администрацией Миасского городского округа в ходатайстве о вызове эксперта Х.Н.Г. доводы о том, что для аналогичного земельного участка с кадастровым номером 74:34:2407001:16 площадью 6 135, 2 кв.м из земель промышленности Комиссией по отчету Х.Н.Г. была установлена кадастровая стоимость, соответствующая удельному показателю 172 руб. за 1 кв.м, тогда как определенная судебным экспертом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:34:0919001:3 соответствует удельному показателю 52 руб. за 1 кв.м, не могут свидетельствовать о недостоверности заключения судебного эксперта.

Так, площадь земельного участка с кадастровым номером 74:34:2407001:16 составляет 6 135, 2 кв.м, в то время как площадь оцениваемого участка с кадастровым номером 74:34:0919001:3 - 97 000 кв.м, что влечет необходимость применения для последнего понижающей корректировки.

Кроме того, в направленных с ходатайством заинтересованного лица документах отсутствуют сведения о влияющем на стоимость виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 74:34:2407001:16, что не позволяет расценивать этот участок как аналогичный оцениваемому земельному участку.

Какие-либо вопросы, требующие непосредственного разрешения экспертом Х.Н.Г., в ходатайстве заинтересованного лица отсутствуют, в связи с чем это ходатайство удовлетворению не подлежит.

Администрацией Миасского городского округа не приведено объективных доказательств, свидетельствующих о противоречивости выводов судебного эксперта. Сомнения в его заключении у суда отсутствуют. О проведении дополнительной либо повторной экспертизы в порядке статьи 83 КАС РФ никто из лиц, участвующих в деле, не ходатайствовал.

Оценивая в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ добытые доказательства рыночной стоимости земельного участка, суд находит их достоверными, отвечающими требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, а также принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Судом существенных нарушений требований к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности, определяемых стандартами оценочной деятельности, в том числе федеральными стандартами оценки (ФСО №1 - «Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки», утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 г. N 297; ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости», утв. приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 298; ФСО № 3 «Требования к отчету об оценке», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 г. N 299; ФСО № 4 «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. № 508; ФСО № 5 «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и

порядку его утверждения», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 4 июля 2011 г. №328; ФСО № 6 «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 7 ноября 2011 г. №628; ФСО № 7 - «Оценка недвижимости», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 г. №611, а также стандартами и правилами оценочной деятельности (статья 20 Закона об оценочной деятельности) не установлено.

Кадастровая стоимость земельного участка существенно (в 2, 5 раза) превышает его рыночную стоимость на ту же дату, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.

Положениями статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, при подаче административного искового заявления ООО «Эко-сервис» оплатило государственную пошлину в размере 2000 рублей (платежное поручение № 630 от 29.06.2017 года).

Услуги по проведению экспертизы, первоначально возлагавшиеся судом на Администрацию Миасского городского округа, экспертом Х.Н.Г., состоящим в трудовых отношениях с Южно-уральской торгово-промышленной палатой, были оказаны. Стоимость этих услуг согласно счету на оплату № 1209/5 от ' 02.10.2017 года составила 29 500 рублей. Доказательств оплаты экспертизы суду не представлено.

Суд считает, что вышеуказанные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области, в которое п. 4 ст. 4 постановления Губернатора Челябинской области № 157 от 27.10.2014 г. было переименовано Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области, поскольку оно является государственным органом, утвердившим приказом № 279-П от 18 ноября 2014 года результаты определения кадастровой стоимости земельных участков земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Челябинской области, которые были успешно оспорены административным истцом.

Таким образом, с Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области в пользу ООО «Эко-сервис» подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме 2000 рублей, в пользу Южно-Уральской торгово-промышленной палаты - расходы по оплате услуг эксперта Х.Н.Г. в размере 29 500 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Требования Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Сервис» удовлетворить.

Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:34:0919001:3 площадью 97 000 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения полигона твердых отходов «Васильевская свалка», расположенного по адресу: Челябинская область, г.Миасс, на административной территории Миасского городского округа, установив её равной рыночной стоимости в размере 5 071 000 (пять миллионов семьдесят одна тысяча) рублей по состоянию на 01 января 2014 года на период с 01 января 2017 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления считать 19 мая 2017 года.

Взыскать с Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Сервис» понесенные расходы по оплате госпошлины в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Взыскать с Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области в пользу Южно-Уральской торгово-промышленной палаты расходы по оплате услуг эксперта Хейфец Натальи Григорьевны в размере 29 500 (двадцать девять тысяч пятьсот) рублей, которые подлежат перечислению по следующим реквизитам: получатель - Южно-уральская торгово-промышленная палата, ИНН 7451016239, КПП 745301001, счет №> 40703 810600120000119, Банк получателя: ПАО «Челябинвестбанк» г. Челябинск, счет№ 30101810400000000779, БИК 047501779.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:

 


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка