ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 21 октября 2009 года Дело N 3-154/2009

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,

с участием прокурора Марченко А.В.,

при секретаре Б.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующим пункта 14 Паспорта особо охраняемой природной территории "геологические обнажения девонских и ордовикских пород на р.Сабе", утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.1996г.,

установил:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункта 13 в части слов "разрешается проведение всех видов рубок, разрешенных на данной особо охраняемой природной территории, в зимнее время по снегу" и пункта 14 Паспорта особо охраняемой природной территории (ООПТ) "геологические обнажения девонских и ордовикских пород на р.Сабе", утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.1996 г.

В заявлении от 21 октября 2000 года прокурор уточнил предъявленные требования и просит признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 14 Паспорта ООПТ "геологические обнажения девонских и ордовикских пород на р.Сабе", утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.12.1996г. N 494.

В обоснование указано, что в нарушение пункта 1 статьи 35 Федерального закона N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" обязанность по охране названного регионального (а не местного) памятника природы возложена на администрацию Лужского района.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Марченко А.В. просит удовлетворить уточненное заявление прокурора и просит признать недействующим пункт 14 Паспорта ООПТ "геологические обнажения девонских и ордовикских пород на р.Сабе", утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.1996 по основаниям, изложенным в заявлениях; считает, что пункт 14 Паспорта названной особо охраняемой природной территории противоречит требованиям федерального законодательства.

В письменном отзыве представителя Правительства Ленинградской области отражено, что в настоящее время проводится работа по приведению оспариваемой нормы в соответствие с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель Правительства Ленинградской области Б.А. признал требования прокурора, пояснив, что разрабатывается долгосрочная целевая программа поддержки развития особо охраняемых природных территорий Ленинградской области, Паспорт особо охраняемой природной территории "геологические обнажения девонских и ордовикских пород на р.Сабе" будет пересматриваться в полном объеме.

Изучив материалы дела, заслушав участвующего в деле прокурора Марченко А.В., представителя Правительства Ленинградской области Б.А., исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

26 декабря 1996 года Правительством Ленинградской области принято Постановление N 494 "О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством РФ существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области", постановлениями от 15.10.2001г. N 98, от 27.11.2002г. N 213, от 30.07.2003г. N 166, от 03.12.2003г. N 239, от 26.01.2005г. N 8, от 07.12.2005г. N 311, от 14.08.2006г. N 244, от 07.02.2000 N 43-пг, от 15.10.2001г. N 97, от 16.08.2004г. N 157, от 16.08.2004г. N 158 в названный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения и дополнения. Перечисленные нормативные правовые акты Ленинградской области опубликованы в официальном издании Ленинградской области и вступили в силу.

Постановлением Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.1996г. (в действующей редакции) "О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством РФ существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области" утвержден перечень особо охраняемых природных территорий Ленинградской области (20 заказников и 13 памятников областного значения), перечисленных в приложении N 1; утверждены положения, паспорта и границы особо охраняемых природных территорий согласно перечню, приведенному в приложении 2.

В Приложении 1 к названному Постановлению Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.1996г. указана ООПТ Ленинградской области регионального значения - памятник природы "геологические обнажения девонских и ордовикских пород на реке Саба (Лужский район)" /раздел 2 номер 7/.

В Приложении 2 к данному Постановлению Правительства Ленинградской области приведен Паспорт ООПТ Ленинградской области "геологические обнажения девонских и ордовикских пород на р.Сабе".

Согласно пунктам 2 и 6 названного Паспорта, ООПТ "геологические обнажения девонских и ордовикских пород на р.Сабе" является региональным памятником природы, находящимся в управлении Правительства Ленинградской области; государственный контроль в сфере Правительства Ленинградской области; государственный контроль в сфере функционирования данной территории осуществляют в пределах их компетенции Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и специально уполномоченные на то государственные органы РФ в сфере охраны окружающей природной среды; государственный контроль за соблюдением режима территории вправе осуществлять специально уполномоченные государственные учреждения РФ и Ленинградской области в пределах их компетенции. В пункте 14 Паспорта ООПТ "геологические обнажения девонских и ордовикских пород на р.Сабе" отмечено: состав охраны: охрану объекта осуществляет администрация Лужского района.

Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся природопользование; особо охраняемые природные территории.

В силу ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые, согласно части 5 данной нормы, не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона 184-ФЗ от 6.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" предусмотрено, что деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Статьей 1 Федерального закона 33-ФЗ от 14.03.1995г. "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что законодательство РФ об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Статьей 2 названного Федерального закона установлены категории и виды особо охраняемых природных территорий; к ним, в том числе, относятся памятники природы. Этой же нормой предусмотрено, что особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ; особо охраняемые природные территории регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Пунктами 2 и 3 статьи 25 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов РФ; органы государственной власти субъектов РФ утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Пунктом 1 статьи 35 Федерального закона N 33-ФЗ от 14.03.1995г. определено, что охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ. Из положений пункта 3 данной федеральной нормы следует, что органы исполнительной власти субъектов РФ могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.

В пункте 8 Примерного Положения о памятниках природы регионального значения в Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области N 336 от 26.12.2005г. отражено, что природные комплексы и объекты объявляются памятниками природы регионального значения, а территории занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения, Правительством Ленинградской области; паспорт памятника природы регионального значения утверждается Постановлением Правительства Ленинградской области (пункт 10 приведенного Примерного Положения). Содержание паспорта памятника природы регионального значения должно соответствовать пункту 18 указанного Примерного положения.

Таким образом, из пункта 1 Постановления Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.1996г., из раздела 2 Приложения 1 к Постановлению Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.1996г., пункта 2 Паспорта ООПТ "геологические обнажения девонских и ордовикских пород на р.Сабе" (Приложение 2 к Постановлению Правительства Ленинградской области N 494 от 26.12.1996 г.) следует, что памятник "геологические обнажения девонских и ордовикских пород на р.Сабе" является памятником природы регионального значения, а именно памятником областного значения. Поэтому, указание в пункте 14 Паспорта ООПТ "геологические обнажения девонских и ордовикских пород на р.Сабе" о том, что охрану названного памятника осуществляет администрация Лужского района, а не соответствующий государственный орган Ленинградской области (уполномоченное им подразделение) противоречит пунктам 1 и 3 статьи 35 Федерального закона 33-ФЗ от 14.03.1995г. "Об особо охраняемых природных территориях" и по изложенному основанию оспариваемую норму надлежит признать недействующей.

Руководствуясь статьей 253 ГПК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 48 от 29.11.2007г., учитывая конкретные обстоятельства, тот факт, что оспариваемая норма применялась, суд считает возможным признать ее недействующей с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 14 Паспорта особо охраняемой природной территории "геологические обнажения девонских и ордовикских пород на р.Сабе", утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 26.12.1996г. N 494 "О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством РФ существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области".

Вступившее в законную силу решение суда или сообщение о нем в соответствии со статьей 35 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" подлежит опубликованию в официальном издании Ленинградской области.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы и кассационного представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья В.Е.Морозкова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 октября 2009 года.



Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка