ПРЕЗИДИУМ КАЛУЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июля 2019 года Дело N 44У-15/2019

Президиум Калужского областного суда в составе:

председательствующего Жиляева С.В.,

членов президиума Алиэскерова М.А., Гришина Д.М., Голубковой М.П., Матвеевой Н.Н.

при секретаре Черничук С.А.

рассмотрел материалы дела по заключению заместителя прокурора Калужской области о возобновлении производства ввиду новых обстоятельств по представлению Федеральной службы исполнения наказаний России о передаче осужденного

Набиева А. С., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>,

для дальнейшего отбывания наказания в Республику <адрес>

Постановлением Дзержинского районного суда Калужской области от 23 марта 2015 года удовлетворено представление ФСИН России и осужденный Набиев А.С. передан для дальнейшего отбывания наказания в Республику <адрес>.

В апелляционном порядке постановление Дзержинского районного суда Калужской области от 23 марта 2015 года обжаловано не было.

В заключении заместитель прокурора Калужской области просит возобновить производство по делу ввиду иных новых обстоятельств, отменить постановление суда и прекратить производство по представлению ФСИН России.

Заслушав доклад судьи Калужского областного суда Голубковой М.П., доложившего материалы дела, существо судебного решения, мотивы заключения, мнение прокурора Орлова В.Н., поддержавшего доводы заключения, президиум

УСТАНОВИЛ:

приговором Преображенского районного суда г. Москвы от 23 июля 2012 года Набиев А.С. признан виновным в убийстве, то есть умышленном причинении смерти Мусоеву Д.Д., и осужден по ч.1 ст.105 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Приговор вступил в законную силу 14 ноября 2012 года.

09 февраля 2015 года первый заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний России на основании ч.2 ст.396, ст.469 УПК РФ обратился в суд в представлением о передаче осужденного Набиева А.С. для отбывания наказания в Республику <адрес>.

Постановлением Дзержинского районного суда Калужской области от 23 марта 2015 года удовлетворено представление ФСИН России и осужденный Набиев А.С. передан для дальнейшего отбывания наказания в Республику <адрес>.

В заключении о возобновлении производства по делу ввиду новых обстоятельств заместитель прокурора Калужской области просит отменить постановление суда первой инстанции и прекратить производство по представлению ФСИН России. В обоснование заключения указано, что письмом от 15 сентября 2017 года N 18/27-2017сод Генеральная прокуратура Республики <адрес> уведомила об отказе в передаче из России в Республику <адрес> осужденного Набиева А.С. для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы. При таких обстоятельствах постановление Дзержинского районного суда Калужской области от 23 марта 2015 года исполнено быть не может. Длительное неисполнение судебного решения нарушает права осужденного Набиева А.С., выразившего согласие на передачу государству, гражданином которого он является, а также затрудняет исполнение постановленного в отношении него приговора на территории Российской Федерации. Фактическая неисполнимость судебного решения, порождающая неопределенность в вопросе места дальнейшего отбывания осужденным наказания, относится к числу иных новых обстоятельств, предусмотренных п.3 ч.4 ст.413 УПК РФ. Устранение возникшей правовой неопределенности иным способом не представляется возможным.

Изучив материалы дела, проверив доводы, приведенные в заключении прокурора, суд кассационной инстанции находит данное заключение подлежащим удовлетворению, а постановление суда - отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 413 УПК РФ, вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда могут быть отменены, а производство по делу возобновлено ввиду новых обстоятельств.

Согласно ст. 2 Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 года, подписанной и ратифицированной Российской Федерацией и Республикой <адрес>, граждане каждой из Договаривающихся Сторон, осужденные к лишению свободы в другой Договаривающейся Стороне, могут в соответствии с положениями этой Конвенции передаваться для отбывания наказания Договаривающейся Стороне, гражданами которой они являются.

Конвенция вступила в силу для России 30 ноября 2009 года.

В соответствии со ст. 5 вышеуказанной Конвенции обязательным условием передачи осужденного является согласие Договаривающейся Стороны, которой передается для отбывания наказания лицо, осужденное к лишению свободы, о приеме этого лица.

В силу ст. 469 УПК РФ основанием передачи лица, осужденного судом Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, является решение суда по результатам рассмотрения представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, либо обращения осужденного или его представителя, а равно компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации либо письменным соглашением компетентных органов Российской Федерации с компетентными органами иностранного государства на основе принципа взаимности.

Из материалов дела усматривается, что на момент рассмотрения судом представления ФСИН России в отношении Набиева А.С. все предусмотренные уголовно-процессуальным законом и международным договором Российской Федерации условия для передачи осужденного были соблюдены, каких-либо из предусмотренных ст. 471 УПК РФ оснований для отказа в передаче не имелось.

Генеральная Прокуратура Республики <адрес> в письме от 10 ноября 2014 года N 32/279ш-12 выражала согласие в приеме гражданина Республики <адрес> Набиева А.С., осужденного судом Российской Федерации, для дальнейшего отбывания наказания в Республике <адрес> и принимала на себя обязательство обеспечить продолжение отбывания наказания Набиевым А.С., а также порядок и условия отбывания наказания, определенные Российской Федерацией, в полном объеме и без пересмотра, в исправительной колонии строгого режима, что нашло отражение в постановлении суда первой инстанции и явилось одним из оснований для удовлетворения представления ФСИН России.

Вместе с тем из приложенной к заключению прокурора заверенной копии письма Генеральной Прокуратуры Республики <адрес> от 15 сентября 2017 года N 18/27-2017сод следует, что компетентные органы Республики <адрес> отказываются принимать осужденного Набиева А.С. для отбывания наказания в Республике <адрес>

Данное обстоятельство в силу п. 4 ст. 471 УПК РФ исключает возможность исполнения судебного решения о передаче осужденного Набиева А.С. для отбывания наказания в Республику <адрес>

Таким образом, постановление Дзержинского районного суда Калужской области от 23 марта 2015 года в отношении Набиева А.С. в настоящее время исполнено быть не может.

Вместе с тем по смыслу ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, исполнимость судебного решения является неотъемлемым элементом судебной защиты. Длительное неисполнение судебного решения нарушает права осужденного Набиева А.С., выразившего согласие на передачу государству, гражданином которого он является, а также затрудняет исполнение постановленного в отношении него приговора на территории России.

Положения ч.4 ст.413 УПК РФ содержит открытый перечень новых обстоятельств, установление которых позволяет возобновить производство по уголовному делу.

Принимая во внимание, что устранение возникшей правовой неопределенности каким-либо иным способом не представляется возможным, вышеприведенные обстоятельства следует отнести к указанным в п.3 ч.4 ст.413 УПК РФ иным новым обстоятельствам, являющимся основанием для возобновления производства по уголовному делу и отмены вступившего в законную силу постановления суда.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что постановление Дзержинского районного суда Калужской области от 23 марта 2015 года подлежит отмене с прекращением производства по представлению ФСИН России.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 417, 418 УПК РФ, президиум

ПОСТАНОВИЛ:

заключение заместителя прокурора Калужской области о возобновлении производства ввиду новых обстоятельств по представлению Федеральной службы исполнения наказаний России о передаче осужденного Набиева А. С. для отбывания наказания в Республику <адрес> удовлетворить.

Постановление Дзержинского районного суда Калужской области от 23 марта 2015 года в отношении Набиева А. С. отменить, производство по представлению ФСИН России в отношении Набиева А.С. - прекратить.

Председательствующий С.В. Жиляев


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка