ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2019 года Дело N 44У-228/2019

Президиум Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Суворова С.А.,

членов президиума Абдулхалимова М.М., Ермаковой О.А., Загирова Н.В., Колуба А.А., Устаевой Н.Х.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Магомедовой Х.М.,

рассмотрел уголовное дело в отношении С.А.С., М.К.З. и С.М.С. по кассационной жалобе осужденного С.А.С. на приговор Хасавюртовского городского суда от 12 мая 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 8 июля 2015 г.

Заслушав доклад члена президиума Абдулхалимова М.М., объяснения защитников осужденных С.А.С., М.К.З. и С.М.С. - адвокатов М.Х.М., М.Р.А. и А.М.А., поддержавших кассационную жалобу, мнение заместителя прокурора Республики Дагестан С.М.А., полагавшего жалобу подлежащей частичному удовлетворению, президиум

установил:

по приговору Хасавюртовского городского суда от 12 мая 2015 г.

С.А.С., <дата> года рождения, несудимый,

осужден к лишению свободы: по ч. 3 ст. 30, пп. "а, б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ сроком на 8 лет, по ч. 1 ст. 228 УК РФ сроком на 1 год. В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний С.А.С. назначено окончательное наказание в виде 8 (восемь) лет 6 (шесть) месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима;

М.К.З., <дата> года рождения, ранее судимый: по приговору Казбековского районного суда от 28 ноября 2011 г. по ч. 1 ст. 222 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы в колонии строгого режима, освобожден по отбытии срока; по приговору Казбековского районного суда от 26 декабря 2012 г. по п. "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году лишения свободы в колонии строгого режима, освобожден по отбытии срока,

осужден к лишению свободы: по ч. 3 ст. 30, пп. "а, б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ сроком на 9 лет, по ч. 2 ст. 228 УК РФ сроком на 3 года. В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний М.К.З. назначено окончательное наказание в виде 10 (десять) лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима;

С.М.С., <дата> года рождения, несудимый,

осужден по ч. 1 ст. 228 УК РФ к лишению свободы сроком на 10 (десять) месяцев 25 (двадцать пять) дней. В связи с фактическим отбытием на день постановления приговора назначенного наказания, С.М.С.. освобожден из-под стражи в зале суда немедленно.

Этим же приговором С.М.С. оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, пп. "а, б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, в связи с отсутствием в его деяниях состава преступления, с признанием за ним права на реабилитацию.

Срок отбывания наказания С.А.С. и М.К.З. постановлено исчислять с 17 июня 2014 г.

Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 8 июля 2015 г. приговор Хасавюртовского городского суда от 12 мая 2015 г. в отношении С.А.С. и М.К.З. оставлен без изменения, апелляционные жалобы защитника осужденных С.М.А. и осужденного М.К.З. - без удовлетворения.

В кассационной жалобе осужденный С.А.С. просит смягчить назначенное ему наказание, учесть наличие у него на иждивении родителей, в том числе больной матери, а также указывает на допущенное судом нарушение уголовного закона, выразившееся в назначении ему окончательного наказания с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ, тогда как учитывая факт его осуждения за покушение на особо тяжкое преступление и за преступление небольшой тяжести, окончательное наказание ему подлежит назначению по правилам ч. 2 ст. 69 УК РФ.

Постановлением судьи Верховного Суда Республики Дагестан Умариева М.М. от 23 февраля 2019 г. кассационная жалоба с уголовным делом передана на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Дагестан.

Президиум находит кассационную жалобу подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения судебного решения при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения норм уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.

Такие нарушения по настоящему делу допущены.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 УК РФ если все преступления, совершенные по совокупности, являются преступлениями небольшой или средней тяжести, либо приготовлением к тяжкому или особо тяжкому преступлению, либо покушением на тяжкое или особо тяжкое преступление, окончательное наказание назначается путем поглощения менее строгого наказания более строгим либо путем частичного или полного сложения назначенных наказаний.

В нарушение указанного требования закона, несмотря на то, что С.А.С. признан виновным и осужден за совершение покушения на особо тяжкое преступление и за преступление небольшой тяжести, при назначении окончательного наказания суд применил положения не ч. 2 ст. 69 УК РФ, а ч. 3 ст. 69 УК РФ, предусматривающей назначение окончательного наказания только путем частичного или полного сложения наказаний.

В соответствии с ч. 1 ст. 401.16 УПК РФ суд кассационной инстанции не связан доводами кассационных жалобы или представления и вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме.

Приговор в отношении М.К.З. и С.М.С. подлежит проверке в соответствии с ч. 2 ст. 401.16 УПК РФ.

В соответствии со ст. 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым. Приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями приведенной нормы закона и основан на правильном применении уголовного закона.

Приговор суда указанным требованиям соответствует не полной мере.

Как следует из описательно-мотивировочной части приговора, помимо прочего суд признал С.А.С. и С.М.С. виновными в незаконных приобретении и хранении без цели сбыта наркотического средства в значительном размере (0,92 грамма героина и 1,12 грамма героина соответственно), а М.К.З. - в незаконных приобретении и хранении без цели сбыта наркотического средства в крупном размере (115,11 грамм героина). Указанные наркотические средства были обнаружены 16 июня 2014 г. сотрудниками ОС УФСКН России по Республике Дагестан в ходе личных досмотров С.А.С., С.М.С. и М.К.З., а также в ходе обследования домовладения последнего.

Указанные действия С.А.С. и С.М.С. судом квалифицированы по ч. 1 ст. 228 УК РФ, а М.К.З. - по ч. 2 ст. 228 УК РФ.

Согласно ст. 307 УПК РФ описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать описание преступного деяния, признанного доказанным, с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий преступления, а также доказательства, на которых основаны выводы суда в отношении подсудимого.

Установление времени, места совершения преступления имеет существенное значение, поскольку связано со сроками давности привлечения к уголовной ответственности, предусмотренными ст. 78 УК РФ.

Однако из приговора видно, что место, время и иные обстоятельства приобретения С.А.С., М.К.З. и С.М.С. обнаруженных у них наркотических средств не установлены и в приговоре не приведены, что делает невозможной реализацию права обвиняемых защищаться от предъявленного обвинения и возможность проверки исчисления сроков давности привлечения их к уголовной ответственности.

В связи с этим, осуждение С.А.С. и С.М.С. за незаконное приобретение без цели сбыта наркотического средства в значительном размере, а М.К.З. - за незаконное приобретение без цели сбыта наркотического средства в крупном размере нельзя признать обоснованным.

В соответствии с ч. 3 ст. 60 УК РФ при назначении наказания учитываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

В соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 61 УК РФ наличие малолетних детей у виновного признается обстоятельством, смягчающим наказание.

Как усматривается из материалов уголовного дела и указано в приговоре, у осужденного С.А.С. имеется один малолетний ребенок, а у М.К.З. и С.М.С. - по двое малолетних детей (т. 2, л.д. 211, 215, 220).

При этом суд, в нарушение требований закона, со ссылкой на п. "г" ч. 1 ст. 61 УК РФ наличие на иждивении у С.А.С., М.К.З. и С.М.С. малолетних детей в качестве обстоятельства, смягчающего их наказание, не признал, указав, что учитывает при назначении наказания наличие на иждивении у подсудимых несовершеннолетних детей.

Допущенные судом нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, оставшиеся без внимания суда апелляционной инстанции, являются существенными, повлиявшим на исход дела и размер назначенного С.А.С., М.К.З. и С.М.С. наказания, связи с чем приговор подлежит изменению со смягчением назначенного осужденным наказания.

При этом наказания, назначенные С.А.С. по ч. 3 ст. 30, пп. "а, б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ и М.К.З. по ч. 2 ст. 228 УК РФ, смягчению не подлежат, поскольку судом за совершение данных преступлений назначено минимально возможное наказание, предусмотренное санкциями ч. 3 ст. 228.1 УК РФ и ч. 2 ст. 228 УК РФ, а также в связи с отсутствием по делу оснований для применения положений ст. 64 УК РФ.

Довод кассационной жалобы о необходимости учета при назначении наказания факта нахождения на иждивении С.А.С. родителей, в том числе, больной матери, президиум находит необоснованным, поскольку материалами уголовного дела данное обстоятельство не подтверждается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

постановил:

кассационную жалобу осужденного С.А.С. удовлетворить частично.

Приговор Хасавюртовского городского суда от 12 мая 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 8 июля 2015 г. в отношении С.А.С., М.К.З. и С.М.С. изменить.

Исключить из приговора и апелляционного определения указание на осуждение С.А.С. и С.М.С. по ч. 1 ст. 228 УК РФ за незаконное приобретение без цели сбыта наркотического средства в значительном размере, и из осуждения М.К.З. по ч. 2 ст. 228 УК РФ - за незаконное приобретение без цели сбыта наркотического средства в крупном размере.

В соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 61 УК РФ признать наличие малолетних детей обстоятельством, смягчающим наказание С.А.С., М.К.З. и С.М.С.

Смягчить назначенное С.А.С. по ч. 1 ст. 228 УК РФ наказание в виде лишения свободы до 9 (девять) месяцев.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначить С.А.С. окончательное наказание в виде 8 (восемь) лет 3 (три) месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Смягчить назначенное М.К.З. наказание в виде лишения свободы по ч. 3 ст. 30, пп. "а, б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ - до 8 (восемь) лет 9 (девять) месяцев, а назначенное по ч. 3 ст. 69 УК РФ окончательное наказание - до 9 (девять) лет 6 (шесть) месяцев.

Смягчить назначенное С.М.С. по ч. 1 ст. 228 УК РФ наказание в виде лишения свободы до 8 (восемь) месяцев.

В остальной части приговор и апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий С.А. Суворов


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка