Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ

ПРИКАЗ

от 7 августа 1997 года N 71


Об обеспечении целевого и рационального
использования средств системы обязательного
медицинского страхования

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФОМС России от 9 декабря 1999 года N 105.
____________________________________________________________________

С целью усиления контроля за целевым и рациональным использованием средств обязательного медицинского страхования, во исполнение послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" от 8 апреля 1997 года N 305, рекомендациями Счетной палаты Российской Федерации, замечаниями и предложениями, высказанными в ходе проверки Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации деятельности Федерального и территориальных фондов ОМС:

1. Утверждаю:

1.1. Указания по обеспечению целевого и рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования (приложение 1).

1.2. Положение о порядке предоставления Федеральным фондом ОМС субвенций территориальным фондам ОМС субъектов Российской Федерации (приложение 2).

1.3. Форму заявки на согласование планов размещения временно свободных средств территориального фонда ОМС в банковских депозитах и государственных ценных бумагах (приложение 3).

2. Приказываю:

2.1. Исполнительным директорам территориальных фондов обязательного медицинского страхования:

2.1.1. Принять к руководству указания по обеспечению целевого и рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования, Положение о порядке предоставления Федеральным фондом ОМС субвенций территориальным фондам ОМС.

2.1.2. Принять действенные меры по усилению контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования.

2.1.3. Разработать мероприятия по недопущению нецелевого и нерационального использования средств системы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации.

2.1.4. Взять под особый контроль соблюдение целевого использования средств субвенции Федерального фонда ОМС.

2.1.5. Осуществлять возврат Федеральному фонду средств, полученных в виде субвенции и использованных не по целевому назначению.

2.1.6. Представлять заявки на получение субвенции; на согласование планов размещения временно свободных средств в банковских депозитах и государственных ценных бумагах по формам, утвержденным настоящим приказом.

2.2. Экономическому управлению Федерального фонда ОМС (Горячев С.М.) учитывать соблюдение целевого и рационального использования средств территориальными фондами ОМС при подготовке материалов к заседаниям Комиссии по выравниванию условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.

2.3. Управлению бухгалтерского учета и отчетности Федерального фонда ОМС (Быкова Г.И.) при анализе периодической бухгалтерской отчетности территориальных фондов обратить особое внимание на показатели, характеризующие соблюдение целевого и рационального использования средств в системе обязательного медицинского страхования.

2.4. Контрольно-ревизионному управлению Федерального фонда ОМС (Захаров В.М.) при проведении проверок использования средств в системе обязательного медицинского страхования руководствоваться указаниями по обеспечению целевого и рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования, утвержденными настоящим приказом. В Типовую программу проведения комплексной проверки по организации обязательного медицинского страхования в территориальных фондах включить перечень вопросов, характеризующих целевое и рациональное использование средств субвенций Федерального фонда ОМС.

2.5. Внести изменения в "Методические рекомендации по установлению территориальными фондами обязательного медицинского страхования нормативов финансовых резервов и расходов на ведение дела для страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование", утвержденные Федеральным фондом ОМС 13.01.95 N 1-42.

2.5.1. Абзац 5 раздела III "Средства на ведение дела" изложить в следующей редакции:

"На основании анализа работы страховых медицинских организаций рекомендуется устанавливать норматив расходов на ведение дела для страховых медицинских организаций не более 4 процентов от средств, поступивших в страховые медицинские организации от территориального фонда. При этом следует исходить из того, что до 40 процентов средств от расходов на ведение дела составляют отчисления на оплату труда. Нижняя граница этого норматива не устанавливается, так как уменьшение объема средств на ведение дела существенно влияет на конкурентоспособность страховой медицинской организации на страховом рынке.".

3. Считать утратившим силу приказ Федерального фонда ОМС от 02.08.96 N 61 "Об обеспечении целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования" с момента утверждения настоящего приказа.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Исполнительный директор
 Федерального фонда
 обязательного медицинского страхования
                                               В.В.Гришин


Приложение 1

УКАЗАНИЯ
по обеспечению целевого и рационального
использования средств системы обязательного
медицинского страхования

1. Общие положения

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования возложено на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Указания по обеспечению целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования, именуемые в дальнейшем "Указания", разработаны в соответствии с положениями о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года N 4543-1, Положением об исполнительной дирекции Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.93 N 930, Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденным постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018, Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан и другими законодательно-нормативными актами Российской Федерации, в том числе нормативными актами, утвержденными Федеральным фондом ОМС.

В фондах обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организациях и медицинских учреждениях персональную ответственность за целевое и рациональное использование средств обязательного медицинского страхования несут их руководители.

В случае принятия органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации или Правлением территориального фонда ОМС решений, противоречащих действующему законодательству Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию, исполнительный директор обязан незамедлительно информировать Федеральный фонд ОМС.

2. Использование средств Федерального фонда
обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд осуществляет финансово-кредитную деятельность для реализации поставленных перед ним задач.

В соответствии с Положением о Федеральном фонде ОМС и во исполнение Федерального закона о бюджете Федерального фонда на соответствующий год, Федеральный фонд:

1. Направляет субвенции территориальным фондам ОМС на обеспечение финансирования обязательного медицинского страхования.

Субвенции выделяются территориальным фондам ОМС при экономически обоснованной недостаточности собственных средств для финансирования программ обязательного медицинского страхования в соответствии с Положением о порядке предоставления Федеральным фондом ОМС субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации, утвержденным Федеральным фондом ОМС.

2. Осуществляет финансирование целевых программ (мероприятий) в рамках обязательного медицинского страхования, в том числе, по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, участвует в укреплении материально-технической базы и лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения.

Денежные средства на финансирование целевых программ (мероприятий) выделяются при экономически обоснованной их недостаточности на реализацию программ (мероприятий) у ее участников, наличии заявки на оказание финансовой поддержки за счет средств Федерального фонда ОМС и соответствующего экспертного заключения Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Денежные средства субвенции и средства на финансирование целевых программ (мероприятий) перечисляются Федеральным фондом на счета территориальных фондов целевым платежом или направляются на централизованную оплату медицинского оборудования, лекарственных средств, в том числе по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Денежные средства, поступившие из Федерального фонда, носят строго целевой характер, используются в соответствии с назначением платежа и не могут быть направлены на содержание территориального фонда, размещение банковских депозитов и приобретение высоколиквидных государственных ценных бумаг, формирование или пополнение нормированного страхового запаса территориального фонда и т.д.

3. Осуществляет финансирование компьютеризации системы обязательного медицинского страхования.

4. Финансирует мероприятия по подготовке и переподготовке специалистов для системы обязательного медицинского страхования.

5. Осуществляет финансирование научных исследований в области обязательного медицинского страхования.

6. Финансирует проведение региональных совещаний и конференций.

7. Направляет денежные средства на содержание исполнительной дирекции Федерального фонда.

При осуществлении финансирования целевых программ (мероприятий) в рамках обязательного медицинского страхования, а также при проведении работ по заключению договоров (контрактов) на поставку продукции для обеспечения функционирования системы обязательного медицинского страхования и исполнительной дирекции Федерального фонда ОМС следует строго соблюдать требования положений Указа Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" от 8 апреля 1997 года N 305, приказ Федерального фонда ОМС N 60 от 30.06.97 "О мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305".

3. Использование средств территориальных фондов
обязательного медицинского страхования

Территориальный фонд осуществляет финансово-кредитную деятельность для выполнения возложенных на него задач.

В число функций территориального фонда входят аккумулирование средств на обязательное медицинское страхование, учет страховых взносов (платежей), контроль за их полным и своевременным перечислением плательщиками, а также финансирование программ обязательного медицинского страхования, осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы обязательного медицинского страхования, контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование. Финансовые средства территориальных фондов используются для:

- осуществления финансирования обязательного медицинского страхования;

- осуществления дотирования филиалов с недостаточным объемом финансовых средств до достижения установленного на территории среднедушевого норматива;

- формирования нормированного страхового запаса;

- осуществления управленческих функций территориального фонда по нормативу, устанавливаемому исполнительным директором по согласованию с правлением территориального фонда в процентах к размеру всех собранных средств;

- финансирование отдельных мероприятий по здравоохранению в объемах, взаимно согласованных органами управления здравоохранением и территориальными фондами ОМС.

Иные направления использования средств обязательного медицинского страхования определяются как нецелевые расходы территориального фонда ОМС.

Рациональным и эффективным использованием средств территориального фонда ОМС является такое их использование, при котором обеспечивается направление:

1. На финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования - не менее 89,0% доходов фонда по основной деятельности.

Финансирование страховых медицинских организаций (филиалов территориального фонда, выполняющих функции страховщика) осуществляется территориальными фондами ОМС по дифференцированным среднедушевым нормативам, рассчитываемым в соответствии с Порядком определения среднедушевых нормативов финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования, а финансирование медицинских учреждений - путем оплаты медицинских услуг по тарифам (включающим статьи: оплата труда, начисления на заработную плату, продукты питания, медикаменты и перевязочные средства), или по финансовым нормативам.

При этом нерациональным использованием средств является такое их использование, при котором:

- на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования направляется менее 89,0% доходов фонда по основной деятельности;

- осуществление прямого финансирования территориальным фондом ОМС медицинских учреждений при наличии страховых медицинских организаций, имеющих лицензию на право заниматься обязательным медицинским страхованием;

- включение в тариф на медицинские услуги дополнительных статей расходов, сверх вышеупомянутых;

- оплата медицинских услуг без учета выполненных объемов и качества медицинской помощи, анализа использования имеющихся мощностей медицинских учреждений;

- и т.п.

2. На осуществление управленческих функций территориальных фондов, не выполняющих функцию страховщика - до 3,0% доходов фонда по основной деятельности; выполняющих функцию страховщика - до 5,0%.

3. На формирование нормированного страхового запаса - до 8,0% доходов фонда по основной деятельности, но не более одномесячного запаса средств на оплату медицинской помощи в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Направление финансовых средств территориальных фондов ОМС на осуществление его управленческих функций, формирование нормированного страхового запаса сверх рекомендованных нормативов является нерациональным.

Средства, остающиеся в распоряжении территориального фонда ОМС после осуществления вышеперечисленных направлений деятельности, являются временно свободными, образуемыми, в том числе, и за счет части средств нормированного страхового запаса, предназначенного для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

Нормированный страховой запас формируется в порядке, определенном Положением о территориальном фонде и Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан. Предельный объем средств, направляемых на формирование нормированного страхового запаса, устанавливается Федеральным фондом ОМС.

В соответствии с Положениями о Федеральном и о территориальном фондах обязательного медицинского страхования временно свободные финансовые средства фондов в целях их защиты от инфляции используются для размещения в банковских депозитах и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

Доходы, полученные от размещения временно свободных финансовых средств, отражаются в составе доходов территориального фонда по основной деятельности и могут быть направлены на:

- пополнение фондов территориального фонда;

- выравнивание условий деятельности медицинских учреждений, осуществляющих программу обязательного медицинского страхования;

- экономическое стимулирование эффективно и качественно работающих медицинских учреждений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»