АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 27 сентября 2010 года Дело N А33-8229/2010

г. Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2010 года. В полном объеме решение изготовлено 27 сентября 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Раздобреевой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Лесосибирскстрой»

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе

об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 25.05.2010 N 19-10-053/пн

при участии:

представителя заявителя: Регир Ю.В. на основании доверенности от 21.05.2010;

представителей ответчика: Багаевой О.В. на основании доверенности от 10.02.2010, Эмрих И.Н. на основании доверенности N 34 от 22.09.2020,

при ведении протокола судебного заседания судьей Раздобреевой И.А.,

установил:

открытое акционерное общество «Лесосибирскстрой» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 25.05.2010 N 19-10-053/пн.

Заявление принято к производству суда. Определением от 01.07.2010 возбуждено производство по делу.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представители административного органа в судебном заседании заявленные требования не признали, сослались на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

Открытое акционерное общество «Лесосибирскстрой» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022401504905.

Сотрудниками отдела организации и проведения надзорных и контрольных мероприятий на финансовых рынках РО ФСФР России в ЦСР и общего отдела РО ФСФР России в ЦСР было установлено, что открытое акционерное общество «Лесосибирскстрой» (далее - общество) допустило ненадлежащее выполнение требований владельцев ценных бумаг Лебедевой Людмилы Константиновны и Чижова Петра Ивановича от 01.02.2010 о предоставлении выписок из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг по лицевому счету.

Заявления Лебедевой Людмилы Константиновны и Чижова Петра Ивановича о выдаче выписок из Реестра владельцев ценных бумаг по лицевому счету поступили в общество 01.02.2010.

07.02.2010 (исх. N 14 и 12) общество направило Лебедевой Л.К. и Чижову П.И. ответы на заявления от 01.02.2010, содержащие отказы в выдаче выписок, которые также содержали информацию о том, что лицо, ответственное за ведение реестра акционеров, находится на больничном листе.

Согласно представленной обществом копии описи вложения в ценное письмо выписки из Реестра были направлены Лебедевой Л.К. и Чижову П.И. только 11.03.2010.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт ненадлежащего выполнения обществом требований владельца ценных бумаг о предоставлении выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг по лицевому счету зафиксирован актом от 23.03.2010.

Дело N 19-10-090/ап об административном правонарушении в отношении ОАО «Лесосибирскстрой» возбуждено протоколом об административном правонарушении N 19-10-080/пр-ап от 21.04.2010, составленным начальником отдела организации и проведения надзорных и контрольных мероприятий на финансовых рынках Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе Колчановым Александром Валентиновичем.

25.05.2010 руководителем Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе Городиловым В.М. в отношении открытого акционерного общества «Лесосибирскстрой» вынесено постановление N 19-10-053/пн о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700 000 руб.

Заявитель, не согласившись с постановлением о назначении административного наказания от 25.05.2010 N 19-10-053/пн, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Настоящее заявление рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ (статьи 207-211).

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела в соответствии с главой 23 данного Кодекса в пределах компетенции соответствующего органа.

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.11.2004 N 04-936/пз-н утвержден Перечень должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии с которым от имени указанных органов протоколы об административных правонарушениях вправе составлять:

- руководители территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, их заместители,

- начальники отделов территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, их заместители,

- иные должностные лица территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, специально уполномоченные их приказами осуществлять контроль за соблюдением законодательства в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

В соответствии со статьей 23.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг вправе в том числе, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, их заместители.

Протокол об административном правонарушении N 19-10-080/пр-ап от 21.04.2010 составлен начальником отдела организации и проведения надзорных и контрольных мероприятий на финансовых рынках Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе А.В. Колчановым. Протокол составлен в присутствии представителя ОАО «Лесосибирскстрой» по доверенности Букина Дениса Юрьевича, при наличии сведений о надлежащем уведомлении законного представителя общества о времени и месте составления протокола (уведомление о вручении почтового отправления N 66001713199858 от 12.04.2010).

Постановление N 19-10-053/пн от 25.05.2010 о назначении административного наказания вынесено должностным лицом административного органа - руководителем Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе В.М. Городиловым, в присутствии представителя ОАО «Лесосибирскстрой» по доверенности Букина Дениса Юрьевича, при наличии сведений о надлежащем уведомлении законного представителя общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (уведомление о вручении почтового отправления N66001713329453 от 07.05.2010).

При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении N 19-10-080/пр-ап от 21.04.2010 составлен и постановление N 19-10-053/пн от 25.05.2010 о назначении административного наказания вынесено компетентными должностными лицами административного органа в рамках предоставленных им полномочий.

Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истекли.

Согласно статье 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 15.22 КоАП РФ незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, либо внесение таких записей без оснований, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, либо внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, требований владельца ценных бумаг или уполномоченного им лица, а также номинального держателя ценных бумаг о предоставлении выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг по лицевому счету - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах), в реестре акционеров общества указываются сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации. Общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества.

Согласно статье 46 Закона об акционерных обществах, держатель реестра акционеров общества по требованию акционера или номинального держателя акций обязан подтвердить его права на акции путем выдачи выписки из реестра акционеров общества, которая не является ценной бумагой.

Пунктом 3 статьи 8, пунктом 5 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и пунктами 7.9.4, 10.3 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением ФКЦБ N 27 от 02.10.1997 предусмотрено, что держатель реестра обязан по требованию владельца или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг в течение пяти рабочих дней предоставить выписку из системы ведения реестра по его лицевому счету с указанием владельца лицевого счета, количества ценных бумаг каждого выпуска, числящихся на этом счете в момент выдачи выписки, фактов их обременения обязательствами, а также иной информации, относящейся к этим бумагам.

Как следует из материалов дела, заявления Лебедевой Людмилы Константиновны и Чижова Петра Ивановича о выдаче выписок из реестра владельцев ценных бумаг по лицевому счету поступили в общество 01.02.2010. Следовательно, общество обязано было предоставить Лебедевой Л.К. и Чижову П.И. выписки из реестра не позднее 05.02.2010.

07.02.2010 (исх. N 14 и 12) общество направило Лебедевой Л.К. и Чижову П.И. ответы на заявления от 01.02.2010, содержащие отказы в выдаче выписок, которые также содержали информацию о том, что лицо, ответственное за ведение реестра акционеров, находится на больничном листе. Согласно представленной обществом копии описи вложения в ценное письмо выписки из реестра были направлены Лебедевой Л.К. и Чижову П.И. только 11.03.2010.

Таким образом, общество, осуществляющее ведение реестра владельцев ценных бумаг ненадлежащим образом выполнило требование владельцев ценных бумаг о представлении выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Факт ненадлежащего выполнения обществом требований владельца ценных бумаг о предоставлении выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг подтверждается материалами дела (актом от 23.03.2010, протоколом об административном правонарушении N 19-10-080/пр-ап от 21.04.2010, постановлением N 19-10-053/пн от 25.05.2010 о назначении административного наказания).

При таких обстоятельствах, действия общества, выраженные в ненадлежащем выполнении требований владельцев ценных бумаг о представлении выписок из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг, содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По мнению общества, основанием для отмены постановления РО ФСФР России в ЦСР является то обстоятельство, что Лебедева Л.К. и Чижов П.И. не являются акционерами ОАО «Лесосибирскстрой» и не имеют право на получение выписок из реестра.

Вместе с тем, данный довод ОАО «Лесосибирскстрой» несостоятелен в связи со следующим.

Обществом в материалы дела представлены договоры купли-продажи акций, заключенные между Лебедевой Л.К., Чижовым П.И. с Прудниковым А.И., а так же передаточные распоряжения, датированные 2008 годом.

Однако, реестр владельцев именных ценных бумаг ОАО «Лесосибирскстрой» содержит сведения о том, что по состоянию на 02.07.2009 Чижову П.И. принадлежат 32 акции общества, Лебедевой Л.К. - 28 акций.

Доказательств того, что Лебедева Л.К., Чижов П.И. совершали действия, направленные на отчуждение своих акций после указанной даты, обществом в материалы дела не представлено.

Учитывая, что записи в реестре акционеров имеют приоритетное значение перед другими доказательствами, суд приходит к выводу, что Лебедева Л.К. и Чижов П.И. на момент обращения к обществу 01.02.2010 с заявлениями о выдаче выписок из Реестра владельцев ценных бумаг по лицевому счету являлись акционерами ОАО «Лесосибирскстрой» и имели право на получение соответствующих выписок.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Суд полагает, что материалами дела не подтвержден факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает доказанным наличие в действиях общества вины в совершении вменяемого административного правонарушения.

При рассмотрении настоящего дела судом не установлено наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершенное административное правонарушение.

Проанализировав представленные документы, суд пришел к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении N 19-10-053/пн от 25.05.2010 является законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 211 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

Р Е Ш И Л:

Отказать открытому акционерному обществу «Лесосибирскстрой» в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе от 25.05.2010 N 19-10-053/пн по делу о назначении административного наказания N 19-10-090/ап, которым открытое акционерное общество «Лесосибирскстрой» привлечено в административной ответственности по части 1 статьи 15.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

     Судья

Раздобреева И.А.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка