АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 02 октября 2011 года Дело N А33-7190/2011

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26 сентября 2011 года.

В полном объёме решение изготовлено 02 октября 2011года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Шишкиной И.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Этап» ОГРН 1042401802541, (г. Красноярск)

к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска ОГРН 1082468060476, (г. Красноярск),

к Управлению архитектуры администрации г. Красноярска ИНН 2466046460, г. Красноярск,

о признании незаконным отказа в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора:

- Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края (г.Красноярск),

- администрация г. Красноярска (г.Красноярск),

- Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска (г.Красноярск),

- Министерство культуры Красноярского края (г.Красноярск),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Кошкина Д.В. на основании доверенности от 28.03.2011,

от ответчика Департамента градостроительства администрации г. Красноярска: Гончаровой А.А. - представителя по доверенности от 22.07.2011,

от ответчика Управления архитектуры администрации г. Красноярска: Гончаровой А.А. - представитель по 05.02.2011,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Топоевой Т.В.

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Этап» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Департаменту градостроительства администрации г.Красноярска о признании незаконным отказа в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения входной группы по адресу: г. Красноярск, просп. Мира, 57, выраженный в письме Департамента градостроительства администрации г.Красноярска от 24.01.2011 N 10/177-дг.

Определением от 31.05.2011 исковое заявление принято к производству арбитражного суда, на 21.06.2011 назначено предварительное судебное заседание.

Определением от 21.06.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление архитектуры администрации г. Красноярска, Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, администрация г. Красноярска, дело назначено к судебному разбирательству на 21.07.2011.

Определением от 28.07.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, Министерство культуры Красноярского края, судебное разбирательство отложено на 25.08.2011.

Определением от 25.08.2011 судебное разбирательство отложено на 12.09.2011.

Истец заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в деле в качестве соответчика Управление архитектуры администрации г. Красноярска в связи с тем, что в настоящее время компетенция по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объектов передана Управлению архитектуры администрации г. Красноярска согласно Постановления администрации г. Красноярска от 29.03.2011 N 83, а полномочия по принятию решения об отказе в выдаче такого разрешения осталось у Департамента градостроительства администрации г. Красноярска.

Ходатайство удовлетворено на основании статьи 46 АПК Российской Федерации, определением от 12.09.2011 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Управление архитектуры администрации г. Красноярска, судебное разбирательство отложено на 26.09.2011.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Ответчики Управление архитектуры администрации г. Красноярска и Департамент градостроительства администрации г. Красноярска представили отзывы на иск, в котором требования на признали по следующим основаниям:

- при рассмотрении заявления и приложенной к нему схемы было выявлено наложение испрашиваемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 24:50:00000000:1279, фактически занимаемый автодорогой по проспекту Мира, которая находится в муниципальной собственности;

право муниципальной собственности на земельный участок под автодорогой зарегистрировано в ЕГРП в установленном порядке на основании пункта 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» ;

- муниципальным образованием г. Красноярск также зарегистрировано в ЕГРП право муниципальной собственности на сооружение дорожного хозяйства - автодорогу по проспекту Мира в г. Красноярске;

- выделение земельного участка приведет к нарушению права муниципального образования на данные объекты, а также к нарушению права неопределенного круга лиц, поскольку испрашиваемый участок относится к пешеходному тротуару;

- в связи с наложениями участком испрашиваемый участок не может быть поставлен на кадастровый учет;

- размещение объекта капитального строительства не соответствует градостроительному регламенту, установленному для зоны в особыми условиями использования территорий;

- пунктом 61 приложения N 1 к Закону Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2555 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия памятников истории и культуры) регионального значения города Красноярска» утверждена граница охранной зоны памятника регионального значения «Дом Франкфурта»по пр. Мира, 57; Приложением N 2 к указанному Закону утвержден режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранных зон объектов культурного наследия, согласно которому запрещено строительство в данных зонах, за исключением мер направленных на восстановление и сохранение памятников;

- испрашиваемый участок находится в охранной зоне памятника, где запрещено строительство, в том числе и устройство входа в подвал через лестницу, построенную на тротуаре вглубь;

- испрашиваемый участок находится на землях общего пользования (тротуар вдоль дороги), которой пользуется неопределенный круг лиц.

Администрацией г. Красноярска представлен отзыв на заявление, в котором третье лицо поддерживает доводы ответчиков.

Министерством культуры Красноярского края представлен отзыв на заявление, в котором третье лицо сообщает следующее: здание по пр. Мира, 57 принято на государственную охрану как памятник истории и культуры местного значения «Дом Франкфурта» , являющийся приложением к Решению исполкома крайсовета от 24.12.86 N 345 «О неотложных мерах по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры»; в силу части 2 статьи 35 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных работ на территории памятника запрещается, за исключением работ по сохранению памятника, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостность памятника и не создающей угрозы их повреждения, разрушения, уничтожения; статьями 40,44 данного Федерального закона определено, что отнесено к мероприятиям по сохранению объекта культурного наследия, отельный вход в здание может быть выполнен путем осуществления работ по приспособлению Памятника для современного использования на основании соответствующего разрешения, выданного Министерством культуры края только при условии сохранения предмета охраны Памятника; согласно статье 30 данного Закона сохранение предмета охраны Памятника при осуществлении работ по приспособлению его для современного использования должно быть подтверждено историко-культурной экспертизой; в настоящее время правовые основания для устройства отдельного входа в памятник у ООО «Этап» отсутствуют».

Ответчики представили акт обследования земельного участка по пр-ту Мира, 57 от 20.09.2011, согласно которому на участке ширина пешеходного тротуара от стены здания N 57 до проезжей части составляет около 6,9 метров; пешеходный тротуар входит в указанных параметрах в состав размещаемых в пределах поперечного профиля элементов автодороги по пр-ту Мира и в границы земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:1279. К акту прилагается выкопировка из топографического плана части г. Красноярска в районе пр-та Мира, 57 с нанесенными на план границами участка муниципальной собственности. краевой собственности поз зданием.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Между Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края (арендодатель), управлением архитектуры администрации Красноярского края (госогран охраны памятников) и ООО «Этап» (арендатор) был заключен договор аренды N 7938 от 08.04.2005 (далее - договор), по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду комнаты N 5-9 общей площадью 132,5 кв.м. в нежилом подвальном помещении N 1 в здании-памятнике истории и культуры «Дом Франкфурта с магазином» (регистрационный N В240999902046) краевой собственности, расположенном по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, д. 57, для организации розничной торговли (пункт 1.1 договора).

Управлением архитектуры администрации г. Красноярска ООО «Этап» выдано архитектурно-планировочное задание на устройство входа в нежилое подвальное помещение по пр. Мира, 57 в г. Красноярске.

Письмом N 571 от 10.04.2006 Служба по архитектуре и охране объектов культурного наследия администрации Красноярского края сообщила ООО «Этап», что не возражает против организации входа в подвал со стороны пр. Мира в объект культурного наследия «Дом Франкфурта» расположенный по адресу г. Красноярск, пр-т Мира, 57.

В материалы дела представлены заключения по проекту устройства отдельного входа в подвальное помещение (Службы пожарно-технической экспертизы некоммерческого партнерства «СП ФПБ -Красноярск» N 27 от 14.07.2006; Местной организации инвалидов от 08.09.2006, Службы по архитектуре и охране объектов культурного наследия администрации Красноярского края N 1583 от 28.08,2006, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» от 12.09.2006 3 8307, Ростехнадзора от 29.11.2006 N 851, Управления Главгосэкспертизы России по Красноярскому краю от 13.02.2007).

Согласно заключению Управления архитектуры администрации г. Красноярска от 08.11.2006 N 22427, рабочий проект по объекту «Устройство входа в нежилое подвальное помещение N 1, шифр 11А-06 соответствует архитектурно-планировочному заданию и может быть рекомендован к последующему оформлению в установленном законом порядке.

Службой по архитектуре и охране объектов культурного наследия администрации Красноярского края ООО «Этап» согласован проект организации входа в подвал со стороны пр.Мира в объект культурного наследия «Дом Франкфурта» расположенный по адресу г. Красноярск, пр. Мира, 57.

Распоряжением администрации г. Красноярска от 21.08.2007 N 2351-арх ООО «Этап» разрешена реконструкция по согласованной и утвержденной проектно-сметной документации комнат N 5-9 нежилого подвального помещения N 1 в доме по адресу г. Красноярск, Центральный район, пр-т Мира, 57 в магазин промышленных товаров с устройством отдельного входа. Департаменту градостроительства предписано выдать разрешение на строительство.

Администрацией г. Красноярска ООО «Этап» выдано разрешение на строительство N 14-11181 от 13.11.2007, согласно которому обществу разрешено выполнять работы по реконструкции комнат N 5-9 нежилого подвального помещения N 1 в жилом доме в магазин промышленных товаров с устройством дополнительного входа в доме по пр-ту Мира, 57. Срок действия разрешения - до 30.12.2007., срок действия разрешения продлен до 31.12.2008.

По договору купли-продажи недвижимого имущества от 03.09.2009 N 02030902-Н ООО «Этап» приобрело в порядке приватизации у Красноярского края в лице Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края нежилое помещение общей площадью 140,6 кв.м. по адресу г. Красноярск, пр-т Мира, 57, пом. 1. Право собственности общества на помещение зарегистрировано в ЕГРП 15.09.2009 согласно свидетельству о регистрации права.

Согласно выписке из ЕГРОКС помещение N 1 находится в подвале, площадь помещения составляет 140,6 кв.м.

Министерством культуры Красноярского края ООО «Этап» выдано разрешение N 35-п от 22.06.2010 на продолжение работ по устройству отдельного входа в нежилое подвальное помещение N 1 сроком по 31.10.2010.

На обращение ООО «Этап» по вопросу продления разрешения на производство работ в здании-памятнике Министерство культуры администрации Красноярского края сообщило в письме N 17-09/5589 от ноября 2010 года ООО «Этап», что данный вопрос рассмотрен на рабочем совещании 17.11.2010 с участием представителей Управления архитектуры администрации г. Красноярска и Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, в результате чего было принято решение, что при выдаче Министерством культуры задания на работы по приспособлению объекта культурного наследия под современное использование (устройство от дельных входов) обязуется требовать от заявителя наличие правоустанавливающих документов на земельный участок, оформленных в установленном порядке органами местного самоуправления. В письме сообщается, что продление разрешения на производство работ на объекте культурного наследия с имеющимися документами на сегодняшний день не представляется возможным.

27.12.2010 ООО «Этап» обратилось в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о выборе и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором просило выбрать земельный участок по адресу г. Красноярск, пр-т Мира, 57 площадью 20 кв.м. и предварительно согласовать место размещения отдельного входа в комнаты 5-9 нежилого подвального помещения N 1 согласно прилагаемой схемы.

Письмом от 24.01.2011 N 110/277-дг Департамент градостроительства отказал ООО «Этап» в выборе и предварительном согласовании земельного участка для строительства по следующим основаниям:

- предполагаемое размещение объекта не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны, в котором предполагается его размещение;

- исходя из анализа представленного ситуационного плана, размещение входной группы (отдельного входа) предполагается на территории общего пользования, которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц:

- испрашиваемый земельный участок имеет наложение с земельным участком с кадастровым номером 24:50:0000000:1270, занимаемый автодорогой по пр-ту Мира;

Ссылаясь на то, что данный отказ противоречит закону и нарушает права и законные интересы общества, ООО «Этап» просит в заявлении признать недействительным отказ Департамента градостроительства и администрации г. Красноярска в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения входной группы по адресу: г. Красноярск, просп. Мира, 57, выраженный в письме Департамента градостроительства администрации г.Красноярска от 24.01.2011 N 10/177-дг и обязать Управление архитектуры администрации г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Ответчиком в отношении требований об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя общество указывает также Управление архитектуры администрации г. Красноярска, поскольку в настоящее время (после принятия оспариваемого отказа) пунктом 2.1 распоряжения администрации к. Красноярска от 22.03.2011 N 218-ж «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта» установлено, что органом, предоставляющим муниципальную услугу по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, является Управление архитектуры администрации города Красноярска.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания оспариваемого акта недействительным арбитражный суд должен обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:

1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.

В статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.