Решение в окончательной форме изготовлено 08.06.2013
 

дело № 2-2276/2013
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

    г. Екатеринбург 03 июня 2013 года
 

    Чкаловский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Тарасюк Ю.В.,
 

    при секретаре Брылуновой А.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терновской Т.М. к Золотареву М.Ф., Никонорову Я.И., Воронову А.Н. о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
 

установил:
 

    Терновская Т.М. обратилась в суд с иском к Золотареву М.Ф., Никонову Я.И., Воронову А.Н. о признании утратившими право пользования жилым помещением - домом <адрес>
 

    В обоснование требований указала, что с 1984 года по настоящее время является собственником жилого дома по вышеуказанному адресу. Помимо нее в жилом доме зарегистрированы ответчики Золотарев М.Ф., Никонов Я.И. и Воронов А.Н. Более десяти лет назад ответчики выехали из дома и забрали все свои вещи, с тех пор в доме не проживают, в содержании жилья участие не принимают, их местонахождение ей (Терновской) неизвестно. Сохранение регистрации ответчиков в жилом доме нарушает права истца как собственника, в связи с чем она просит признать ответчиков утратившими право пользования жилым домом.
 

    Определением суда от 03 июня 2013 года по ходатайству истца в лице его представителя произведена замена ненадлежащего ответчика Никонова Яна Ивановича на Никонорова Яна Ивановича.
 

    В судебном заседании истец и его представитель Вырлан Е.Ю. настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в иске. Дополнительно указали, что истец прописала ответчиков по своему месту жительства по просьбе последних, при обращении в паспортный стол истец указала на наличие родства между ней и ответчиками по требованию паспортного стола, хотя в действительности они родственниками не являются. После регистрации ответчики на протяжении нескольких месяцев проживали в доме истца, затем выехали с вещами в неизвестном направлении. Ответчики являются дальними родственниками знакомых истца, однако через них она (Терновская) ответчиков не разыскивала. В настоящее время истец намеревается усыновить ребенка, однако регистрация ответчиков в квартире создает этому препятствия.
 

    Ответчики Золотарев М.Ф., Никоноров Я.И., Воронов А.Н., будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовали.
 

    Приглашенный судом в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представитель ответчиков - адвокат Рябцева Н.Б. возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку факт утраты ответчиками права пользования жилым домом истцом не доказан.
 

    С учетом мнения участников процесса и положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке.
 

    Заслушав пояснения участников процесса, допросив свидетелей, исследовав и оценив письменные доказательства по делу в совокупности, суд приходит к следующему.
 

    В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
 

    Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением (статья 288 Гражданского кодекса Российской Федерации).
 

    В силу статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
 

    Согласно части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
 

    В соответствии с частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
 

    Судом установлено, что с 13 июня 1984 года истец Терновская Т.М. является единоличным собственником жилого дома по адресу: <адрес> (л.д. 09).
 

    Справкой с места жительства подтверждается, что в жилом доме по вышеуказанному адресу зарегистрировано шесть человек истец Терновская Т.М., ее дочь Терновская О.И., внучка Терновская Р.Р., а также ответчики Золотарев М.Ф., Никоноров Я.И. и Воронов А.Н., которые указаны в качестве родственников истца (л.д. 08).
 

    Допрошенная в суде свидетель Терновская О.И. пояснила, что истец - ее мать. С самого рождения она (Терновская О.И.) зарегистрирована и проживает в жилом доме по <адрес>. Период регистрации и проживания ответчиков в доме матери она не помнит из-за давности событий. Ответчики являются дальними родственниками истца, после регистрации в течение нескольких месяцев, может и ночевали в доме, однако факта постоянного проживания не было.
 

    Суд не принимает во внимание показания свидетеля Терновской О.И. в качестве доказательств проживания и выезда ответчиков, поскольку данный свидетель юридически значимые обстоятельства не помнит за давностью событий, ее пояснения о проживании ответчиков в жилом доме носят предположительный характер.
 

    Свидетель Добрых Н.Н. пояснила суду, что она является знакомой истца и проживает в жилом доме на соседней с истцом улице. В период с 1994 года по 2003 года она (Добрых) приходила в гости к истцу на <адрес>, достаточно часто, видела в доме истца посторонних лиц - ответчиков. Во время ее (Добрых) визитов она видела Золотарева, Никонорова и еще одного мужчину, все они находились в доме истца одновременно. Терновская Т.М. поясняла ей, что ответчики ее родственниками не являются, она зарегистрировала их в доме и впустила жить на непродолжительное время. Через два месяца после вселения ответчики внезапно собрались и уехали вместе со своими вещами.
 

    К показаниям свидетеля Добрых Н.Н. суд относится критически и признает их недостоверными. Показания свидетеля об одновременном проживании ответчиков Золотарева и Никонорова в доме истца и выезде опровергаются справкой с места жительства и пояснениями самого истца, согласно которым временной промежуток между регистрацией данных ответчиков составил восемь лет, проживание каждого из них в доме истца было непродолжительным и длилось несколько месяцев, следовательно, являться очевидцем проживания ответчиков Золотарева М.Ф. и Никонорова Я.И. в один и тот же период свидетель Добрых Н.Н. являться не могла.
 

    Вместе с тем, непринятие судом показаний свидетелей Терновской О.И. и Добрых Н.Н. в качестве доказательств вселения, проживания и последующего выезда ответчиков Золотарева М.Ф., Никонорова Я.И. и Воронова А.Н. с места своего постоянного жительства, не свидетельствуют о необоснованности заявленных исковых требований, поскольку данные обстоятельства подтверждаются показаниями самого истца Терновской Т.М.
 

    Из пояснений истца Терновской Т.М. следует, что ответчики ее родственниками не являются, при регистрации они были указаны в качестве таковых по требованию сотрудников паспортно-визовой службы, после вселения в жилой дом некоторое время ответчики проживали по месту регистрации, однако впоследствии выехали вместе с личными вещами в неизвестном направлении, до настоящего времени их фактическое местонахождение неизвестно. Соглашение между ней и ответчиками о порядке пользования жилым помещением не заключалось.
 

    Оснований не доверять объяснениям истца Терновской Т.М. у суда не имеется, данные пояснения в соответствии с частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются доказательствами и никем не опорочены.
 

    Ссылаясь на недоказанность факта утраты ответчиками права пользования спорным жилым помещением, представитель ответчика в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду ни одного доказательства в обоснование своих возражений.
 

    Из пояснений истца следует, что ответчики Золотарев М.Ф., Никоноров Я.И. и Воронов А.Н. ее родственниками не являются, само по себе указание их в качестве таковых при регистрации в жилом доме не свидетельствует о наличии между сторонами родства и сохранении в настоящее время семейных отношений.
 

    При таких обстоятельствах суд находит установленным, что в настоящее время ответчики Золотарев М.Ф., Никоноров Я.И. и Воронов А.Н. утратили право пользования спорным жилым помещением в соответствии с частью 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и оснований для сохранения за ними данного права не имеется.
 

    Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
 

    Истец указывает на то, что сохранение ответчиками регистрации в жилом помещении нарушает права собственника, и суд соглашается с данными доводами истца.
 

    Золотарев М.Ф., Никоноров Я.И. и Воронов А.Н. на основании данного решения суда о признании их утратившими право пользования спорным жилым помещением подлежат снятию с регистрационного учета в соответствии с подпунктом «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713.
 

    В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
 

    В связи с чем, с ответчиков Золотарева М.Ф., Никонорова Я.И. и Воронова А.Н. в пользу истца Терновской Т.М. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей, уплаченная истцом при подаче иска в суд, с каждого ответчика по <данные изъяты>.
 

    Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
 

решил:
 

    исковые требования Терновской Т.М. к Золотареву М.Ф., Никонорову Я.И., Воронову А.Н. о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета, - удовлетворить.
 

    Признать Золотарева М.Ф., Никонорова Я.И., Воронова А.Н. утратившими право пользования жилым помещением - жилым домом <адрес>.
 

    Настоящее решение является основанием для снятия Золотарева М.Ф., Никонорова Я.И., Воронова А.Н. с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.
 

    Взыскать с Золотарева М.Ф., Никонорова Я.И., Воронова А.Н. в пользу Терновской Т.М. расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>, с каждого ответчика по <данные изъяты>.
 

    Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.
 

    Решение в окончательной форме будет изготовлено не позднее 08 июня 2013 года.
 

    Решение изготовлено в совещательной комнате в печатном виде.
 

    Председательствующий Ю.В. Тарасюк