Решение по административному делу

    Дело № 5-311/2014                                                                                  
 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 

о назначении административного наказания
 

 

    г. Арзамас 25 июня 2014 года
 

 

    Мировой судья судебного участка № 3 г. Арзамаса Нижегородской области Гущина И.А. с участием защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Б.А.О.1, Д.Н.Н.2, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», расположенного по адресу: <АДРЕС>,
 

 

УСТАНОВИЛ:
 

 

             <ДАТА2> в 11 час. 00 мин. на территории станции <АДРЕС> Горьковской железной дороги Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», расположенной по адресу: <АДРЕС>, в ходе проведения внеплановой выездной проверки Государственным инспектором г. <АДРЕС> и <АДРЕС> района <АДРЕС> области по пожарному надзору выявлено, что ОАО «Российские железные дороги» не выполнило в срок предписание об устранении нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций <НОМЕР> от <ДАТА3>, предусматривающее создание локальной системы оповещения на ст. <АДРЕС>, срок исполнения которого истек <ДАТА4>
 

             В судебном заседании защитникам ОАО «РЖД» - Б.А.О.1, Д.Н.Н.2 разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, отводов не поступило.
 

             От защитника ОАО «РЖД» - Б.А.О.1 в судебном заседании поступило ходатайство о приобщении к материалам дела письменных возражений.
 

             Данное ходатайство было удовлетворено судьей.
 

             Защитник ОАО «РЖД» - Б.А.О.1 в судебном заседании пояснил, что не согласен с протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, составленным в отношении защищаемого им юридического лица. Предписание от ноября 2013 года о создании на ст. <АДРЕС> локальной системы оповещения ОАО «РЖД» получало и не обжаловало его. На момент выдачи указанного предписания нормативные правовые акты, на которых оно было основано, действовали в старой редакции, а на момент истечения срока выполнения предписания данные нормативные правовые акты были изменены и сейчас действуют в новой редакции. В настоящее время ст. <АДРЕС> не отвечает требованиям, предъявляемым к организациям, обязанным создавать локальные системы оповещения. Поэтому ОАО «РЖД» вообще не приступало к выполнению названного предписания органа пожарного надзора. Полагает, что выполнение предписания привело бы к нарушению действующего законодательства.
 

             В судебном заседании защитник ОАО «РЖД» - Д.Н.Н.2 поддержала доводы защитника Б.А.О.1 и пояснила, что обязанность по созданию локальной системы оповещения возложена на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты. Ст. <АДРЕС> не включена в реестр данных организаций. Предписание органа пожарного надзора от <ДАТА5> основано на нормах права, не действующих в настоящее время. Указанное предписание было получено ОАО «РЖД» и не обжаловано, в том числе и после внесения <ДАТА6> изменений в законодательные акты, на которых оно основано.
 

    Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, судья находит, что вина ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения нашла свое полное и достаточное подтверждение.
 

    Ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 года № 125-ФЗ) предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
 

    На момент совершения ОАО «РЖД» действовала ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 года № 116-ФЗ), которая устанавливала административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
 

    В силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
 

    Согласно ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
 

    планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
 

    проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
 

    осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;
 

    создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (п. 1).
 

    Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения (п. 3).
 

      В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.
 

             Как следует из ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации обязаны:
 

    а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
 

    б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
 

    в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
 

    г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
 

    д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
 

    е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
 

    ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
 

    з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
 

    и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
 

             Вина ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения подтверждается:
 

    - протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> от <ДАТА2>, согласно которому <ДАТА2> в 11 час. 00 мин. на территории Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Горьковской железной дороги железнодорожной станции <АДРЕС>, расположенной по адресу: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 3, выявлено невыполнение в срок предписания по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от ЧС <НОМЕР> от <ДАТА5>, предусматривающего создание локальной системы оповещения, срок исполнения которого истек <ДАТА11> Данный протокол был составлен с участием защитника ОАО «РЖД» Б.А.О.1, который был с ним ознакомлен и получил его копию, о чем в протоколе имеется подпись последнего (л.д. 3-4);
 

    - предписанием <НОМЕР> от <ДАТА3>, из которого следует, что ОАО «РЖД» необходимо создать на ст. <АДРЕС> локальную систему оповещения (ЛСО), соответствующую требованиям законодательства РФ, срок исполнения <ДАТА11> Данное предписание получено ОАО «РЖД» <ДАТА12>, о чем свидетельствует почтовое уведомление (л.д. 17-18, 19-20);
 

    - распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица <НОМЕР> от <ДАТА13> (л.д. 7-9);
 

    - актом проверки юридического лица <НОМЕР> от <ДАТА2>, в соответствии с которым выявлено невыполнение ОАО «РЖД» предписания от <ДАТА3> <НОМЕР>, срок выполнения которого истек <ДАТА11> Данный акт составлен в присутствии защитника ОАО «РЖД» Б.А.О.1, который был с ним ознакомлен и получил его копию, о чем в акте имеется подпись последнего (л.д. 13-16).
 

    В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
 

             При указанных обстоятельствах судья полагает, что в данном случае в действиях ОАО «РЖД» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку оно не предпринимало никаких мер для выполнения предписания Государственного инспектора <АДРЕС> и <АДРЕС> района <АДРЕС> области по пожарному надзору <НОМЕР> от <ДАТА5>, хотя имело возможность для его выполнения.
 

    Поскольку названное предписание не обжаловалось, не отменялось и вступило в законную силу, то оснований для его неисполнения ОАО «РЖД» и освобождения данного юридического лица от ответственности за его неисполнение не имеется. В этой связи судья не может согласиться с доводами защитников ОАО «РЖД» Б.А.О.1 и Д.Н.Н.2 о том, что предписание основано на недействующих на момент истечения срока его выполнения и в настоящее время нормах права, поскольку внесенные в правовые акты изменения не отменяют обязанность организаций по созданию локальных систем оповещения.
 

             Действия Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» судья квалифицирует по  ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 года № 116-ФЗ) - невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
 

    При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность.
 

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 29.7-29.11 КоАП РФ, судья
 

ПОСТАНОВИЛ:
 

    Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 года № 116-ФЗ), и назначить ему административное наказание по этой статье в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
 

    Сумма штрафа подлежит перечислению в срок не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса по следующим реквизитам:
 

    <ОБЕЗЛИЧЕНО>Документ, подтверждающий уплату штрафа, подлежит сдаче судье, вынесшему настоящее постановление.
 

    Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
 

    Постановление может быть обжаловано в Арзамасский городской суд Нижегородской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
 

 

             Мировой судья                                                    И.А. Гущина