Дело № 2-260/2014 года
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

именем Российской Федерации
 

    03 июня 2014 года п. Архара
 

    Архаринский районный суд Амурской области в составе:
 

    председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,
 

    секретаря судебного заседания Золотаревой К.В.,
 

    с участием помощника прокурора Архаринского района Ёшина Л.И.,
 

    истицы Саюшкиной Р.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Архаринского района в интересах Саюшкиной Раисы Александровны к Правительству Амурской области, министерству финансов Амурской области о выплате единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    <адрес> обратился в суд в интересах ФИО1 к <адрес>, министерству финансов <адрес> о выплате единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда <адрес>.
 

    В исковом заявлении прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> от ФИО1 поступила жалоба на бездействие уполномоченных органов власти, выразившееся в затягивании сроков оказания единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда правительств <адрес>.
 

    По доводам, изложенным в жалобе, прокуратурой района проведена проверка. По результатам проведенной проверки установлено, что ФИО1 проживает по адресу: <адрес>. В июле-августе 2013 года на территории <адрес> произошло крупномасштабное наводнение, в связи с чем распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации с 08 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на имя главы <адрес> подано заявление об оказании ей единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда <адрес>, а также заявление на имя губернатора <адрес> об оказании ей единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства российской Федерации. Актом обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате подтопления территории рабочего поселка <адрес> в связи с чрезвычайной ситуацией от ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован факт повреждения принадлежащего ФИО1 имущества.
 

    <адрес> ФИО1 включена в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и имеющих право на получение единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда <адрес>; в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, и имеющих право на получение единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
 

    В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ, граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
 

    В силу ч. 2 ст. 18 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>».
 

    В соответствии с п. 6 Порядка, по результатам рассмотрения обосновывающих документов управление гражданской защиты и пожарной безопасности области вносит губернатору области предложения по решению поставленного вопроса.
 

    При положительном решении в предложениях указывается объем ассигнований, предлагаемый для выделения из резервного фонда, при этом в части расходов на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются следующие размеры при оказании гражданам единовременной материальной помощи - 10 тысяч рублей на человека (но не более 50 тысяч рублей на семью).
 

    ДД.ММ.ГГГГ <адрес> принято постановление № «О внесении изменений в постановление <адрес> № 214».
 

    Согласно постановления <адрес> № 431, внесены изменения в п. 6 постановления <адрес> № 214, а именно указанный пункт дополнен абзацем следующее содержания: « в случае покрытия расходов на мероприятия, предусмотренные абзацем восьмым настоящего пункта, за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, выплаты пострадавшим гражданам на указанные цели за счет ассигнований резервного фонда не производятся».
 

    В соответствии с абз. 8 п. 6 «Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>» утв. Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения обосновывающих документов управление гражданской защиты пожарной безопасности области вносит губернатору области предложения по решению поставленного вопроса при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на семью, :за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на семью.
 

    В связи с тем, что Указом Президента РФ № 693, предусмотрено финансирование за счет средств бюджета РФ расходов связанных с оказанием финансовой помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в связи с полной либо частичной утратой имущества, в размере 100 000 рублей, в силу требований постановления <адрес> № 431, выплата денежных средств из резервного фонда <адрес> на указанные цели не производится.
 

    В части выплаты гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека (но не более 50 тысяч рублей на семью), изменения в указанный нормативно-правой акт, не вносились.
 

    Из чего следует, что граждане, проживающие на территории <адрес>, в том числе, на территории <адрес>, признанные пострадавшими от чрезвычайной ситуации в силу требований действующего законодательства имеют право на получение единовременной материальной помощи за счет средств бюджета <адрес> в размере 10 тысяч рублей на человека (но не более 50 тысяч рублей на семью).
 

    Таким образом, ФИО1 как лицо, признанное в установленном порядке пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения, имеет право на оказание ей единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда правительства <адрес> и резервного фонда правительства Российской Федерации.
 

    Из информации предоставленной ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» следует, что на основании платёжного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 оказана единовременная материальная помощь за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
 

    В нарушение требований федерального законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов до настоящего времени ФИО1 единовременная материальная помощь за счёт средств резервного фонда <адрес> не оказана, чем нарушены права ФИО1 на возмещение ущерба причинённого в результате чрезвычайной ситуации.
 

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к прокурору <адрес> с заявлением об обращении в суд в защиту её прав на получение единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда правительства <адрес>. Из материалов проверки следует, что ФИО1 является пенсионером, и в силу возраста не в состоянии сама защищать свои права в суде.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
 

    На основании изложенного, просит обязать <адрес>, Министерство финансов <адрес> выплатить ФИО1 единовременную материальную помощь за счет средств резервного фонда <адрес>.
 

    В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования.
 

    В судебном заседании истица ФИО1 поддержала заявленные требования, суду пояснила, что единовременную материальную помощь из федерального бюджета она получила, единовременную материальную помощь за счет средств резервного фонда <адрес> она не получала. У нее в доме в подполье стояла вода. Обычно в прежние годы вода заходила в подполье, но стояла не так высоко как в 2013 году. Ее жилое помещение не было повреждено в результате чрезвычайной ситуации и поэтому она не писала заявление с тем, чтобы межведомственная комиссия обследовала ее жилое помещение. Ущерб, причиненный ей, заключается в том, что вода затопила огород и погиб урожай.
 

    Представитель ответчика – <адрес> в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменном отзыве на исковое заявление, представленном в суд, указал, что <адрес> с заявленными требованиями не согласно по следующим основаниям. Заявленные требования основываются на положениях Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 214. Порядок принят в рамках статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации и регулирует правоотношения участников бюджетных правоотношений, а не определяет механизм реализации права граждан на получение компенсации. Порядком предусмотрены направления расходования средств резервного фонда <адрес>, включая мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, в том числе на оказание гражданам единовременной материальной помощи. Решения о выделении средств из резервного фонда на те или иные цели принимаются на основании обращения заинтересованного исполнительного органа государственной власти области, органа местного самоуправления, юридического или физического лица, направленного не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации, с просьбой об оказании финансовой помощи с приложением документов, обосновывающих размер испрашиваемых средств (пункт 5 Порядка). Помимо этого содержащиеся в Порядке положения, определяющие размеры выплат гражданам на оказание единовременной материальной помощи, сами по себе не устанавливают право гражданина на их получение. Из буквального содержания названной нормы следует, что размеры выплат предусматриваются в предложениях, вносимых министерством пожарной безопасности и гражданской защиты области губернатору области или первому заместителю председателя <адрес> для принятия решения. Перечисленные в Порядке направления расходования средств не являются публичными нормативными обязательствами <адрес> (обязанностью предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства из бюджета), поскольку установление обязательных к исполнению за счет средств бюджета публичных обязательств осуществляется в ином порядке, а именно в соответствии со статьями 65, 741, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
 

    Согласно статье 74&apos; Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.
 

    В <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», самостоятельные расходы по оказанию гражданам единовременной материальной помощи не предусмотрены.
 

    Соответствующие выводы подтверждены решениями судов по аналогичным делам, связанным с возложением обязанности произвести выплату единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда <адрес> (решения Белогорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2-510/2014, от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2-477/2014).
 

    Следует также принять во внимание, что возможность расходования средств резервного фонда на оказание единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека предусмотрена не только пунктом 6 Порядка, но и подпунктом «г» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (до их вступления в силу – подпунктом «г» пункта 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 750), что обусловлено различными уровнями реагирования на чрезвычайную ситуацию в зависимости от ее характера (в том числе региональный и федеральный уровни) и требованиями по принятию неотложных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от соответствующего уровня реагирования.
 

    Вместе с тем данные направления расходования средств резервного фонда не могут рассматриваться в качестве публичного обязательства (обязанности предоставить средства из бюджета) также потому, что это противоречило бы принципу самостоятельности бюджетов, закрепленному в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где прямо указано на недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
 

    Кроме того, выплаты гражданам единовременной материальной помощи в условиях сложившейся чрезвычайной ситуации осуществлялись за счет средств местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являлись средства областного бюджета, предоставлявшиеся в виде субсидий, выделяемых из резервного фонда <адрес> в пределах общего размера резервного фонда согласно пункту 3 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом решения о выделении средств из резервного фонда принимались <адрес> в рамках его компетенции самостоятельно. Обязательность принятия соответствующих решений при наличии тех или иных обстоятельств законодательством не установлена.
 

    Самостоятельность в решении вопросов, связанных с использованием средств резервных фондов исполнительных органов государственной власти, основана на соответствующем принципе бюджетной системы Российской Федерации, установленном статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где закреплено право органов государственной власти самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов. Данные выводы подтверждаются правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГда № 56-Г08-19.
 

    Также самостоятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации в решении вопросов использования резервного фонда основана на нормах статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», закрепляющих соответствующие полномочия за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и положениях подпункта «ж» пункта 1 статьи 1, подпункта 4 пункта 2 статьи 263&apos;, статьи 2622 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
 

    Вмешательство в компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам, разрешаемым ими самостоятельно, законодательством не допускается.
 

    Законодательством, в том числе Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», не установлено, что ущерб, причиненный гражданину вследствие чрезвычайной ситуации, компенсируется в полном объеме. Более того, компенсация не должна превышать размер самого ущерба, поскольку иное означало бы не только возмещение понесенных убытков, но и получение гражданином неосновательного обогащения.
 

    Из материалов дела следует, что истице перечислены денежные средства (единовременная материальная помощь) за счет федерального бюджета.
 

    Между тем законодательством не предусмотрено право граждан на получение дважды одной и той же выплаты (выплаты, имеющей одно целевое назначение) по одному и тому же основанию.
 

    Учитывая изложенное, просит суд в удовлетворении заявленных прокурором <адрес> требований в интересах ФИО1 отказать в полном объеме.
 

    Представитель ответчика – министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменном отзыве на исковое заявление, представленном в суд, указал, что Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета» принято в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
 

    Согласно пунктов 2, 9 Порядка бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
 

    Срок обращения в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации составляет один месяц с даты возникновения чрезвычайной ситуации.
 

    Таким образом, граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес>, имеют право на выплату единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тысяч рублей на семью) и оказание финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека) за счет средств резервного фонда Правительства РФ только в случае неполучения аналогичных мер поддержки из резервного фонда <адрес>. При этом должен быть соблюден предусмотренный порядок произведения выплат.
 

    Из анализа вышеприведенных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что выплата единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ осуществляется гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в случае недостаточности бюджетных средств, предусмотренных в бюджете <адрес> для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Т.е. гражданин, пострадавший в результате ЧС и имеющий право на единовременную материальную выплату имеет право получить соответствующую выплату только из одного бюджета соответствующего уровня, но не из двух (бюджета субъекта РФ и федерального бюджета) бюджетов одновременно.
 

    Статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-Ф3 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
 

    В целях реализации указанных норм и в соответствии с пунктом 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>.
 

    Расходование средств резервного фонда <адрес> осуществляется в соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса РФ на основании решения <адрес>, принятого в установленном им порядке. При принятии данного решения <адрес> самостоятельно определяет целесообразность производимых расходов и объемы средств выделяемых из резервного фонда на финансирование непредвиденных расходов.
 

    При этом предусмотренные в Порядке положения, определяющие размеры выплат гражданам на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество сами по себе не устанавливают публичных нормативных обязательств <адрес> перед физическими лицами.
 

    Установление обязательных к исполнению за счет средств областного бюджета публичных обязательств перед физическими лицами осуществляется в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ (в частности ст.ст. 65, 74.1, 85 БК РФ).
 

    Согласно статье 74.1 БК РФ бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.
 

    В Законе об областном бюджете самостоятельные расходы по предоставлению гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи не предусмотрены. Нормативный правовой акт области, устанавливающий соответствующие права граждан, а также механизм их реализации не принят. И именно по этой причине финансирование данных расходов осуществляется, как непредвиденных за счет средств резервного фонда <адрес>.
 

    В данной ситуации принятие нормативного акта, определяющего права граждан на получение выплат и порядок их реализации автоматически приведет к возникновению новых расходных обязательств для областного бюджета в текущем финансовом году.
 

    Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статья 83 БК РФ, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
 

    Источники дополнительных поступлений в областной бюджет отсутствуют, при этом существует потребность в реализации иных мероприятий, не связанных с чрезвычайной ситуацией, потребность в финансировании которых превышает размеры бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете.
 

    Кроме этого, в соответствии Порядком средства резервного фонда <адрес> расходуются не только на выплату гражданам единовременной материальной и финансовой помощи, но и на иные непредвиденные расходы, включая расходы на ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций.
 

    Согласно пункту 3 Порядка, основанием для выделения средств из резервного фонда <адрес> является распоряжение <адрес>.
 

    Тем самым принятие решение о выделение любых ассигнований из резервного фонда <адрес> является исключительным полномочием <адрес>, которое принимает решение не только о целесообразности производимых расходов, но и их размере.
 

    Кроме этого, размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти устанавливается законами о бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами общего объема расходов (часть 3 статьи 81 БК РФ). В текущем году размер резервного фонда <адрес> достиг данного предельного соотношения с общим объемом расходов областного бюджета, при этом предусмотренное бюджетные ассигнования резервного фонда исчерпаны практически в полном объеме;
 

    Исходя из положений БК РФ во взаимосвязи с Порядком, обязательная двойная выплата гражданам из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ действующим законодательством не предусмотрена.
 

    Согласно материалов дела и искового заявления, истица получила единовременную материальную помощь за счет средств резервного фонда Правительства РФ, данный факт истицей не оспаривается.
 

    На основании изложенного, просит суд в удовлетворении заявленных требований в полном объеме отказать.
 

    Представитель третьего лица – министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности <адрес> в судебное заседание не явился о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в представленном письменном отзыве на исковое заявление указал, что в силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
 

    Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 18 вышеуказанного Закона в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ).
 

    Во исполнение требований части 2 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон) постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес> (действовал до 15.04.2014) (далее -Порядок).
 

    Пунктом 6 Порядка была предусмотрена только возможность оказания за счет резервного фонда <адрес> гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации единовременной материальной помощи - 10 тыс. рублей на человека (но не более 50 тыс. рублей на семью).Установленная    пунктом 6 Порядка возможность оказания пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации гражданам единовременной материальной помощи не являлась и не является публичным обязательствам <адрес>, министерства финансов области.
 

    В исковом заявлении прокурором <адрес> не приведены нормы права, устанавливающие безусловную, вытекающую из положений Федерального закона, Порядка обязанность <адрес>, министерства финансов области произвести выплату единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда <адрес> истице.
 

    Истице была оказана единовременная материальная помощь за счет средств федерального бюджета. Министерству неясно, на основании какой нормы права и представленных суду доказательств прокурор <адрес> полагает, что истица имеет право на оказание единовременной материальной помощи в большем размере, чем она была оказана. В статье ст. 18 Федерального закона предусмотрено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, но не возмещение ущерба в большем размере, чем он был нанесен. При этом следует учитывать, что сам факт оказание пострадавшим гражданам единовременной материальной помощи за счет средств федерального бюджета подтверждает то обстоятельство, что у <адрес>, министерства финансов области отсутствовали средства для оказания гражданам единовременной материальной помощи за счет средств областного бюджета, что послужило основанием для обращения <адрес> соответствии со ст. 11 Федерального закона в Правительство Российской Федерации для выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Постановлением губернатора области от ДД.ММ.ГГГГ № «О структуре исполнительных органов государственной власти области», предусмотрено упразднение министерства пожарной безопасности и гражданской защиты области и передача его полномочий министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности области.
 

    Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
 

    Судом принято решение о рассмотрении дела в соответствии со ст.167 ГПК РФ при данной явке лиц.
 

    Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
 

    В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
 

    В материалах дела имеется заявление ФИО1 на имя исполняющего обязанности прокурора <адрес> об обращении в суд в защиту их интересов от ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, на имя главы муниципального образования «<адрес>» подано заявление об оказании ей единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
 

    Также ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на имя губернатора <адрес> подано заявление об оказании ей единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда <адрес>.
 

    Согласно акту обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате подтопления территории рабочего поселка (пгт) Архара в связи с чрезвычайной ситуацией – очень сильным дождем, произошедшим ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ: «жилое помещение имеет следующие повреждения: в подполе вода, деформирована печь в доме».
 

    В соответствии со сведениями заместителя главы администрации рабочего поселка (пгт) Архара, предоставленными прокурору <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ принято заявление о выплате единовременной материальной помощи за счет средств областного и федерального бюджета от ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>. Данная гражданка включена в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> и имеющих право на получение единовременной материальной помощи за счет средств областного и федерального бюджетов. Списки представлены на утверждение главе <адрес> и в Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес>.
 

    В соответствии со сведениями главы <адрес>, предоставленными прокурору <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 включена в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками и наводнением на территории <адрес>, имеющих право на получение единовременной материальной помощи за счет средств федерального и областного бюджетов. ЕМП за счет средств областного бюджета не производилось.
 

    Из списка граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками на территории пгт <адрес>, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1592-р, из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и последствий стихийных бедствий, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, утвержденного <адрес>, следует, что ФИО1, проживающая в <адрес>, включена в указанный список.
 

    Из сообщения начальника ГКУ АО – Управление социальной защиты населения по <адрес> следует, что ФИО1, проживающая по адресу: <адрес>, включена в списки пострадавших в результате ЧС, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей в июле-августе 2013 года, получила единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей, согласно постановлению правительству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и получила единовременную материальную помощь как неработающий пенсионер в соответствии с постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 5 000 рублей.
 

    Из сообщения и.о. главы <адрес> следует, что ФИО1 с заявлением об обследовании жилого дома по адресу <адрес> администрацию <адрес> не обращалась, обследование указанного жилого дома межведомственной комиссией не проводилось.
 

    В силу ч.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
 

    Распоряжением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 23-р на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
 

    Распоряжением и.о. главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> в связи с прохождением юго-западного циклона, сопровождающегося большими ливнями, грозами, сохранением неустойчивой погоды на протяжении длительного времени, угрозой, резкими подъемами воды в реках Бурея и Архара, что может привести к подтоплению отдельных населенных пунктов района, введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
 

    Распоряжением главы поселка Архара № 84-п от ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования рабочий поселок (п.г.т.) Архара в связи с прохождением юго-западного циклона, сопровождающегося большими ливнями, грозами, сохранением неустойчивой погоды на протяжении длительного времени, на территории муниципального образования рабочий поселок (п.г.т.) Архара объявлен режим чрезвычайной ситуации с ДД.ММ.ГГГГ и до особого распоряжения.
 

    Пунктом 1 Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № – р, в целях оказания помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате прошедших в летний период 2013 г. на территориях Республики Башкортостан, Республики Саха (Якутия),<адрес> и <адрес> ливневых дождей, сопровождавшихся паводками (далее - чрезвычайная ситуация), определено оказать единовременную материальную помощь гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, и финансовую помощь гражданам, утратившим в результате чрезвычайной ситуации имущество, в размерах, установленных Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 750.
 

    Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", действовавшем на момент спорных правоотношений, утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда.
 

    Согласно п. 2 указанных Правил, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
 

    При таком обращении должны быть указаны данные о количестве людей, получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба (п. 4).
 

    Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов Российской Федерации (абзац 2 п. 6 Правил).
 

    В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается (абзац 2 п. 7 Правил).
 

    В соответствии с п. п. "г", "д" п. 9 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
 

    Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийны бедствий за N 2-4-60-12-22.
 

    В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций в списки граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи включаются все граждане (включая детей) постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении, поврежденном на момент чрезвычайной ситуации. В соответствии с Методическими рекомендациями списки граждан готовятся органом местного самоуправления.
 

    Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>», утвержден Порядок использования указанных бюджетных ассигнований.
 

    Во исполнение п. 6 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № « « О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и<адрес>в, Амурской и Магаданской областей, <адрес>», <адрес> принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета», действовавшее на момент спорных правоотношений.
 

    Пунктом 1 указанного Постановления предусмотрено оказание гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле – августе 2013 года и постоянно проживающими в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей и финансовую помощь в размере 100 000 рублей в связи с полной или частичной утратой имущества.
 

    Пунктом 2 названного Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок выплаты гражданам пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой, являются средства федерального бюджета.
 

    В соответствии с п. 1 указанного Порядка, в целях настоящего Порядка под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживавшие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле - августе 2013 года.
 

    В соответствии с п. 2 указанного Порядка, выплата помощи производится государственными казенными учреждениями <адрес> - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области (далее - ГКУ-УСЗН) гражданам, включенным в:
 

    а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
 

    б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории <адрес>, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
 

    в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
 

    г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории <адрес>, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
 

    Указанные списки формируются и утверждаются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N 2-4-60-12-22.
 

    Согласно п. 9.1 Методических рекомендаций, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за N 2-4-60-12-22, единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. Конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования частного жилого помещения комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления. На основании проведенного обследования составляются акты обследования частных жилых помещений (приложение № 6а), которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи, подписываются членами комиссии и пострадавшими гражданами (собственниками жилья), согласовываются руководителем (его заместителем) управления (отдела) по делам ГОЧС муниципального образования, утверждаются руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется печатью.
 

    Указанный пункт содержит требования к заполнению актов, из них в числе прочего, указывается площадь обследуемого жилья, указываются все повреждения жилого помещения, полученные в результате чрезвычайной ситуации.
 

    По смыслу норм действующего законодательства для признания гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан на получение единовременной материальной помощи, необходимы следующие условия: постоянное проживание в жилом помещении на период чрезвычайной ситуации, кроме того, указанное жилое помещение должно пострадать в результате чрезвычайной ситуации.
 

    Из акта обследования частного жилого помещения (приложение 6а), расположенного по адресу <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с чрезвычайной ситуацией – очень сильным дождем, произошедшим ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ: «жилое помещение имеет следующие повреждения: в подполе вода, деформирована печь в доме».
 

    Как пояснила в судебном заседании истица, вода в подполье ее жилого дома появлялась и в прежние годы. Ущерб ее жилому дому в результате чрезвычайной ситуации не причинен, а ущерб заключается в том, что в результате чрезвычайной ситуации погиб урожай.
 

    Кроме того, суд учитывает, что в материалы дела не представлено доказательств того, что деформация печи в жилом <адрес> явилась следствием именно чрезвычайной ситуации.
 

    В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
 

    Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что прокурором не представлено доказательств того, что жилое помещение истицы пострадало в результате чрезвычайной ситуации и не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Отказать прокурору <адрес> в удовлетворении исковых требований к <адрес>, министерству финансов <адрес> о возложении обязанности выплатить ФИО1 единовременную материальную помощь за счет средств резервного фонда <адрес> в размере 10 000 рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Председательствующий:           З.Ю. Каралаш
 

    Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.