Дело № 2-239/2014 года
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

именем Российской Федерации
 

    16 мая 2014 года п. Архара
 

    Архаринский районный суд Амурской области в составе:
 

    председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,
 

    секретаря судебного заседания Золотаревой К.В.,
 

    с участием истца Юдина А.П., представителя ответчика администрации Архаринского района по доверенности Данько В.С.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юдина Алексея Петровича к администрации Архаринского района, администрации Иннокентьевского сельсовета о признании его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить его в список граждан на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилья,
 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Юдин А.П. обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам о признании его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить его в список граждан на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилья.
 

    В исковом заявлении истец указал, что в августе-сентябре 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (наводнения) на территории <адрес> в <адрес> был подтоплен его дом и дом нуждается в капитальном ремонте. Данное обстоятельство подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ. Им был собран пакет документов на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта дома, однако администрацией <адрес> ему было отказано без объяснения причин. Просит признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возложить на администрацию <адрес> обязанность включить его в список граждан на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт дома.
 

    В судебном заседании истец ФИО1 на исковых требованиях настаивал, суду пояснил, что в своем доме по адресу <адрес> он проживает примерно 2 или 3 года. Дом ранее принадлежал колхозу «Приамурский пограничник». Право собственности на дом он не оформлял. В администрацию <адрес> он не обращался с заявлением о предоставлении ему социальной выплаты на капитальный ремонт дома. Он обращался в администрацию Иннокентьевского сельсовета с заявлением о проведении обследования его дома. Кроме того, он писал заявление на предоставление ему финансовой помощи в связи с утратой имущества. Других заявлений он не писал.
 

    Представитель ответчика – администрации Иннокентьевского сельсовета глава администрации ФИО5 в судбеное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в ее отсутствии.
 

    Представитель ответчика – администрации <адрес> по доверенности ФИО4 заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, что правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>, в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений урегулированы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер поддержки на цели капитального ремонта» указанная социальная выплата предоставляется только собственникам пострадавших от ЧС жилых помещений.
 

    Статьей 3 Закона № определены условия предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт. Право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
 

    В соответствии со ст. 5 Закона № граждане, имеющие право на социальную выплату на капитальный ремонт, включаются в список граждан, жилые помещения которых повреждены.
 

    Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется пострадавшим гражданам на основании их заявления.
 

    К заявлению прилагаются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии):
 

    1)    документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи,
проживавших в поврежденном жилом помещении;
 

    2)    правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
 

    3)    решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении);
 

    4)    документы, подтверждающие родство заявителя с собственником
поврежденного жилья.
 

    Таким образом, для разрешения судом вопроса о включении в список граждан, имеющих право на социальную выплату на капитальный ремонт, жилые помещения, которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, не представлены соответствующие документы:
 

    -    документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи (супруга), проживавших в поврежденном жилом помещении;
 

    -    документы, подтверждающие отсутствие другого жилья, пригодного для проживания (на всех членов семьи).
 

    Обращение граждан о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения носит заявительный характер.
 

    ФИО1 в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении социальный выплаты на капитальный ремонт жилого помещения не обращался.
 

    Порядок включения в списки на капитальный ремонт муниципального жилого помещения определен Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта бюджетам муниципальных районов и городских округов на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений и на строительство и (или) приобретение жилья взамен утраченного жилья, находящегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений за счет доходов от возврата остатков субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет, не использованных на ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Иной межбюджетный трансферт направляется для последующего его предоставления бюджетам поселений на проведение капитального ремонта жилых помещений, находящихся в собственности поселений, а также бесхозяйных жилых помещений.
 

    Таким образом, нанимателям жилых помещений социальная выплата на капитальный ремонт не предоставляется.
 

    На основании изложенного, просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
 

    Представитель заинтересованного лица – министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен своевременно надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в отзыве на исковое заявление указал, что в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер поддержки на цели капитального ремонта» меры социальной поддержки предоставляются гражданам, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории <адрес>, в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений.
 

    Закон наделяет органы местного самоуправления государственными полномочиями <адрес> по предоставлению гражданам социальной выплаты на капитальный ремонт на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
 

    Члены семьи, совместно проживавшие с собственником поврежденного жилого помещения, определяются в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
 

    В случае, если собственник жилого помещения не проживал на день объявления режима чрезвычайной ситуации в поврежденном жилом помещении, то члены его семьи, проживавшие в Сказанном жилом помещении, определяются в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации.
 

    Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется однократно и в отношении одного жилого помещения.
 

    Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется пострадавшим гражданам на основании их заявления.
 

    К заявлению прилагаются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии):
 

    1)    документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи,
проживавших в поврежденном жилом помещении;
 

    2)    правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
 

    3)    решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении);
 

    4)    документы, подтверждающие родство заявителя с собственником
поврежденного жилья.
 

    Граждане, имеющие право на социальную выплату на капитальный ремонт в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона, включаются в список граждан, жилые помещения которых повреждены.
 

    Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется гражданам, включенным в список граждан, указанный в части 3 статьи 5 Закона
 

    Государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>.
 

    Органам местного самоуправления передаются следующие государственные полномочия: прием и рассмотрение заявлений и документов от граждан на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт, формирование и утверждение списокв граждан, жилые помещениям которых повреждены, выплата пострадавшим гражданам денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
 

    Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется в форме субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам.
 

    Объем средств, выделяемых органам местного самоуправления на осуществление государственных полномочий, определяется в соответствии с методикой согласно приложению к Закону.
 

    Порядок расходования субвенций устанавливается <адрес>.
 

    Средства на реализацию государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
 

    В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер поддержки на цели капитального ремонта» постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок расходования субвенции областного бюджета, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на осуществления государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.
 

    В соответствии с названным Порядком главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению субвенции является Министерство строительства и архитектуры <адрес>.
 

    Субвенция предоставляется за счет средств федерального бюджета, предоставленных бюджету <адрес> в виде иного межбюджетного трансферта для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 923.
 

    Субвенция предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год, и доведенных лимитов бюджетных обязательств.
 

    Средства субвенции направляются муниципальным образованиям на основании заключенного соглашения о взаимодействии муниципального образования и главного распорядителя.
 

    Финансовые органы муниципальных образований в 4-дневный срок после получения от органа Федерального казначейства информации о поступившей субвенции перечисляют средства на лицевые счета уполномоченных органов, ответственных за осуществление полномочия.
 

    Расходование субвенции муниципальными образованиями на осуществление социальной выплаты пострадавшим гражданам на капитальный ремонт производится в следующем порядке:
 

    - перечисление 50% от установленного размера социальной выплаты производится в течение 30 дней со дня заключения соглашения;
 

    - перечисление оставшихся 50% от установленного размера социальной выплаты производится в течение 10 рабочих дней со дня признания в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилого помещения пригодным для проживания после проведения капитального ремонта.
 

    Представитель заинтересованного лица – министерства строительства и архитектуры <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
 

    При таких обстоятельствах, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
 

    Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
 

    В силу ч.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
 

    Распоряжением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 23-р на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
 

    Распоряжением и.о. главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> в связи с прохождением юго-западного циклона, сопровождающегося большими ливнями, грозами, сохранением неустойчивой погоды на протяжении длительного времени, угрозой, резкими подъемами воды в реках Бурея и Архара, что может привести к подтоплению отдельных населенных пунктов района, введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.
 

    Из ответа министра пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что от крупномасштабного наводнения пострадал населенный пункт <адрес>.
 

    Как следует из пояснений истца ФИО1, он не является собственником дома расположенного по адресу <адрес>, проживает там 2 или 3 года.
 

    Из сообщения главы Иннокентьевского сельсовета следует, что процедура признания жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, безхозяйным не производилась, из – за отсутствия финансовых средств.
 

    Согласно акту обследования помещения по адресу: <адрес>, б/н от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, установлена просадка наружных стен дома, просадка пола, трещины по периметру дома по потолку, в подполье сыро, запах гнилого дерева, появились грибковые поражения обшивки подполья, деформация кухонного очага (трещины в печи, усадка). Выявленные повреждения свидетельствуют о необходимости капитального ремонта дома.
 

    Заключением о признании жилого помещения по адресу: <адрес> непригодным для постоянного проживания б/н от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственной комиссией установлен факт необходимости проведения капитального ремонта с целью восстановления частично утраченных эксплуатационных характеристик в процессе подтопления жилого помещения в соответствии с установленными требованиями. Принято заключение включить в список капитального ремонта, без компенсационных выплат за частичную (полную) утрату имущества граждан.
 

    В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>, мер поддержки на цели капитального ремонта», меры социальной поддержки предоставляются гражданам, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>, в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений.
 

    Статьей 3 Закона № определены условия предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт. Право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
 

    В соответствии со ст. 5 Закона № 257-03, граждане, имеющие право на социальную выплату на капитальный ремонт, включаются в список граждан, жилые помещения которых повреждены.
 

    Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется пострадавшим гражданам на основании их заявления.
 

    К заявлению прилагаются следующие документы (либо их нотариально заверенные копии):
 

    1. документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении;
 

    2. правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
 

    3.    решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
 

    4. документы, подтверждающие родство заявителя с собственником
поврежденного жилья.
 

    Согласно ст. 6 Закона № 257-03, государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории <адрес>.
 

    Органам местного самоуправления передаются следующие государственные полномочия:
 

    1)    прием и рассмотрение заявлений и документов от граждан на
предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт;
 

    2)формирование и утверждение списков граждан, жилые помещения которых повреждены;
 

    3)выплата пострадавшим гражданам денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
 

    По смыслу вышеприведенных положений <адрес> № – ОЗ, обращение граждан о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт жилья носит заявительный характер.
 

    Из материалов дела следует, что ФИО1 в администрацию <адрес> о предоставлении ему социальной выплаты на капитальный ремонт жилья не обращался, необходимые документы в соответствии со ст.<адрес> № – ОЗ, не предоставлял.
 

    В связи с изложенным, права и законные интересы ФИО1 по включению истца в списки граждан на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилья, не нарушались. Кроме того, в судебном заседании было установлено, что ФИО1 не является собственником жилого помещения, в котором проживает.
 

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований, нет.
 

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Отказать Юдину Алексею Петровичу в удовлетворении требований о признании его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности на администрацию Архаринского района включить Юдина Алексея Петровича в список на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт дома.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
 

    Председательствующий:      З.Ю. Каралаш
 

    Решение в окончательной форме изготовлено 21 мая 2014 года.