Дело № 2-140/2014
 

Р Е Ш Е Н И Е
 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    с. Константиновка «12» мая 2014 г.
 

    Константиновский районный суд Амурской области в составе:
 

    председательствующего судьи: Ковалёвой Ю.В.,
 

    при секретаре: Городничевой О.С.,
 

    с участием помощника прокурора Константиновского района Амурской области: Бондарева Д.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Константиновского района Амурской области, выступающего в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Теплосервис» о признании бездействия в части не произведения расчёта за оказание негативного воздействия на окружающую среду, не принятии мер по постановке на учёт в Управлении Росприроднадзора по Амурской области, незаконным, обязании встать на учёт в Управление Росприроднадзора по Амурской области и произведении расчёта за оказание негативного воздействия на окружающую среду,
 

 

У С Т А Н О В И Л:
 

    Прокурор Константиновского района Амурской области, выступающий в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд к муниципальному унитарному предприятию «Теплосервис» о признании бездействия в части не произведения расчёта за оказание негативного воздействия на окружающую среду, не принятии мер по постановке на учёт в Управлении Росприроднадзора по Амурской области, незаконным, обязании встать на учёт в Управление Росприроднадзора по Амурской области и произведении расчёта за оказание негативного воздействия на окружающую среду.
 

    В обоснование своих требований прокурор указал на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, в части постановки на учёт плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и своевременности её внесения МУП «Теплосервис».
 

    Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, охраны, воспроизводства рационального использования природных ресурсов, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
 

    Частью 2 ст. 16 ФЗ от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площадки, загрязнение недр, почв, размещение объектов производства и потребления, загрязнение, окружающей среды шумом теплом, электромагнитными ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
 

    В соответствии с ч.ч.1 и 3 статьи 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным.
 

    Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ.
 

    Согласно Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780 и Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ» функции федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере природопользования в сфере охраны окружающей среды, в части касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
 

    На территории Амурской области функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществляет территориальное управление Росприроднадзора по Амурской области.
 

    На основании ч.1 ст. 51, ст.ст. 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет- 20%, бюджет субъекта РФ - 40%, местный бюджет-40%.
 

    На основании Приложения № к договору хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ года, с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ в хозяйственное ведение МУП «Теплосервис» передано, в том числе <данные изъяты>, расположенные по адресу <адрес>.
 

    В силу Приложения № к договору хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ года, с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ в хозяйственное ведение МУП «Теплосервис» передано, в том числе транспортные средства.
 

    На момент проверки муниципальным унитарным предприятием «Теплосервис» оказывались транспортные услуги предприятиям, организациям, населению Константиновского района.
 

    В связи с изложенным, в деятельности МУП «Теплосервис» при эксплуатации имеющегося автомобильного парка, его ремонта, образуются отходы, негативно влияющие на окружающую природную среду.
 

    При этом, на момент проверки МУП «Теплосервис» на учёте в Управлении Росприроднадзора по Амурской области в реестре природопользователей, осуществляющих платежи за негативное воздействие на окружающую среду не состоит.
 

    Отсутствие регистрации МУП «Теплосервис» в качестве природопользователя в Управлении Росприроднадзора по Амурской области влечет невнесение данным хозяйствующим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, что в свою очередь влечёт недополучение бюджетами РФ, Амурской области и Константиновского района денежных средств, что не позволяет увеличить расходную часть бюджетов, в том числе на природоохранные мероприятия.
 

    В связи с чем, просит суд признать бездействие муниципального унитарного предприятия «Теплосервис» в части не произведения расчёта за оказание негативного воздействия на окружающую среду, не принятии мер по постановке на учёт в Управлении Росприроднадзора по Амурской области, незаконным и обязать муниципальное унитарное предприятие «Теплосервис» встать на учёт в Управление Росприроднадзора по Амурской области, произвести расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
 

    Помощник прокурора Константиновского района Амурской области Бондарев Д.А.,в ходе судебного заседания на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объёме по доводам, изложенным в иске.
 

    Представитель ответчика – муниципального унитарного предприятия «Теплосервис»,в суд не явился, будучи надлежащим образом, уведомлён о дне, месте и времени судебного заседания, о чём в деле имеется расписка о вручении повестки, причину своей неявки не сообщил, оправдательных документов не предоставил.
 

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Росприроднадзора по Амурской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие и копию решения выслать в их адрес, исковые требования прокурора Константиновского района Амурской области поддерживает полностью.
 

    Суд, выслушав мнение помощника прокурора Константиновского района Амурской области, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика – муниципального унитарного предприятия «Теплосервис», представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Росприроднадзора по Амурской области.
 

    Суд, выслушав помощника прокурора Константиновского района Амурской области, исследовав материалы дела, в своей совокупности считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объёме, по следующим основаниям:
 

    Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», в соответствии с которой в случае нарушения прав и свобод граждан, защищаемых в порядке гражданского производства, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
 

    В силу ч. 3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
 

    Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
 

    При этом частью 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.
 

    На основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах заявленных прокурором требований.
 

    Согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
 

    В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, охраны, воспроизводство и рационального использования природных ресурсов, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
 

    Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления, иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
 

    В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным.
 

    Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ.
 

    Согласно Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780 и Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ» функции федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере природопользования в сфере охраны окружающей среды, в части касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
 

    Расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» заполняются организациями осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, а затем согласовывается уполномоченным органом.
 

    Как следует из письменных доказательств - данных из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, объяснений директора МУП «Теплосервис» И.С.А., списка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Константиновского района, состоящих на учёте в Управлении Росприроднадзора по Амурской области, акта приёма-передачи муниципального имущества района с баланса МУП «Транссервис» на баланс МУП «Теплосервис», перечня объектов недвижимости муниципальной собственности Константиновского района, переданных с баланса МУП «Транссервис» на баланс МУП «Теплосервис», дополнительного соглашения № к договору от ДД.ММ.ГГГГ № 4, перечня объектов недвижимости муниципальной собственности Константиновского района, переданных в хозяйственное ведение МУП «Теплосервис», перечня движимого имущества муниципальной собственности района, переданного в хозяйственное ведение МУП «Теплосервис», перечня транспортных средств муниципальной собственности Константиновского района, переданных в хозяйственное ведение МУП «Теплосервис», устава МУП «Теплосервис», изменений и дополнений в устав МУП «Теплосервис», оборотно-сальдовой ведомости по счёту ДД.ММ.ГГГГ и других материалов дела следует, что на основании Приложения № к договору хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ года, с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ в хозяйственное ведение МУП «Теплосервис» передано, в том числе <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес>. В силу Приложения № к договору хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ года, с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ в хозяйственное ведение МУП «Теплосервис» переданы, в том числе транспортные средства. На момент проверки муниципальным унитарным предприятием «Теплосервис» оказывались транспортные услуги предприятиям, организациям, населению Константиновского района.
 

    Таким образом, в судебном заседании установлено, что в результате деятельности МУП «Теплосервис» при эксплуатации имеющегося автомобильного парка, его ремонта, образуются отходы, негативно влияющие на окружающую природную среду. Кроме того, на момент проверки МУП «Теплосервис» на учёте в Управлении Росприроднадзора по Амурской области в реестре природопользователей, осуществляющих платежи за негативное воздействие на окружающую среду не состоит.
 

    А указанная деятельность облагается платой в соответствии с вышеуказанным законодательством РФ.
 

    На основании ч.1 ст. 51, ст.ст. 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет- 20%, бюджет субъекта РФ - 40%, местный бюджет-40%.
 

    Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной деятельности и иной деятельности независимо от форм собственности осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области, которое также осуществляет учёт уплаты платежей, учёт неплательщиков и согласование расчётов платы за негативное воздействие на окружающую среду.
 

    Согласно данным Росприроднадзора по Амурской областимуниципальное унитарное предприятие «Теплосервис»в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду не зарегистрирован, расчет платы не производил и в уполномоченный орган – Росприроднадзор по Амурской области их не направлял, и соответственно оплату не производил.
 

    Установленные обстоятельства в целом подтверждаются материалами гражданского дела.
 

    Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что муниципальное унитарное предприятие «Теплосервис» не поставлено на учёт в Управление Росприроднадзора по Амурской области и отсутствие у последнего расчётов по плате за негативное воздействие на окружающую среду, которые должны быть согласованны уполномоченным органом – Роспироднадзором по Амурской области, влечёт невнесение указанным природопользователем платы за негативное воздействие на окружающую среду, что в свою очередь влечет недополучение бюджетами РФ, Амурской области, Константиновского района денежных средств, и как следствие не позволяет за счёт данных бюджетов увеличить расходы на реализацию обязательств, выполнение которых возложено Федеральным законодательством на органы государственной власти и органы местного самоуправления, в т.ч. в социальных и иных сферах правоотношений, что влечёт нарушение прав жителей Константиновского района, предусмотренных Конституцией РФ.
 

    Исходя из вышеизложенного, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования прокурора основаны на законе и подтверждены представленными в материалах дела доказательствами, в связи с чем, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования прокурора в полном объёме.
 

    В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия в случае, если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
 

    Так, учитывая обстоятельства дела, процедуру оформления расчёта и постановки в соответствующий уполномоченный орган, на основании ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым определить срок исполнения судебного решения в три месяца с момента вступления решения в законную силу.
 

    Таким образом, суд полагает признать установленным, что муниципальное унитарное предприятие «Теплосервис», не предприняло своевременно необходимых мер для постановки на учёт в Управление Росприроднадзора по Амурской области и не произвело расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду, что свидетельствует о незаконном бездействии муниципального унитарного предприятия «Теплосервис», возлагая на ответчика обязанность по постановки на учёт в Управление Росприроднадзора по Амурской области и произведению расчёта за оказание негативного воздействия на окружающую среду.
 

    В соответствии с.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
 

    Учитывая, что истец при подаче искового заявления от уплаты государственной пошлины освобождён на основании п.9 ч. 1 с. 333.36 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 4 000 рублей.
 

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

 

Р Е Ш И Л:
 

 

    Исковые требования прокурора Константиновского района Амурской области, удовлетворить.
 

    Признать бездействие муниципального унитарного предприятия «Теплосервис» в части не произведения расчёта за оказание негативного воздействия на окружающую среду, не принятии мер по постановке на учёт в Управление Росприроднадзора по Амурской области, незаконным.
 

    Обязать в трёхмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу муниципальное унитарное предприятие «Теплосервис» встать на учёт Управление Росприроднадзора по Амурской области, произвести расчёт за оказание негативного воздействия на окружающую среду.
 

    Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Теплосервис» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Константиновский районный суд Амурской области, в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
 

    Копия верна
 

    Председательствующий: Ю.В. Ковалёва
 

Решение в окончательной форме принято «15» мая 2014 года.