Дело № 2-979/2014 КОПИЯ
 

    РЕШЕНИЕ
 

ИМЕНЕМ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    с. Улеты                            02 сентября 2014 года
 

    Улетовский районный суд Забайкальского края в составе:
 

    председательствующего судьи Кривошеевой О.Н.,
 

    с участием помощника прокурора адрес
 

    Забайкальского края ФИО3,
 

    соистца ФИО1,
 

    представителя ответчика на основании доверенности ФИО4,
 

    при секретаре Эрдынееве А.Ц.,
 

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора адрес Забайкальского края в защиту ФИО1. к ГКУ Центр занятости населения адрес об оспаривании решения ГКУ ЦЗН адрес,
 

    у с т а н о в и л :
 

    Прокурор обратился в суд с иском к ГКУ ЦЗН адрес об оспаривании решения Центра занятости населения на том основании, что было установлено нарушение социальных прав ФИО1 решением ГКУ ЦЗН адрес об отказе в признании ее безработной и выплате ей пособия по безработице. Просит признать незаконным решение директора ГКУ Центра занятости населения адрес от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании ФИО1 безработной и назначении ей пособия по безработице, обязать директора ГКУ Центр занятости населения адрес устранить допущенное нарушение закона путем признания ФИО1 безработной и назначения ей пособия по безработице с момента обращения ДД.ММ.ГГГГ.
 

        В судебном заседании прокурор ФИО3. исковые требования поддержал в полном объеме, суде пояснил, что при обращении в ЦЗН для постановки на учет и назначения пособия по безработице ФИО1, представив соответствующие документы, получила отказ, мотивированный отсутствием справки о средней заработной плате, выданной организацией - работодателем. При этом ЦЗН не было учтено, что последним местом работы ФИО1 являлся потребительский кооператив «Потребительское общество «Улетовский коопзверопромхоз», из которого она была уволена ДД.ММ.ГГГГ, и которое в дальнейшем было ликвидировано, а документация общества была передана на хранение в Отдел по делам архивов Администрации муниципального района «адрес». ФИО1 при обращении в ЦЗН была представлена архивная справка Отдела по делам архивов Администрации муниципального района «адрес № от данные изъяты. о средней заработной плате в потребительском кооперативе, но данная справка при вынесении оспариваемого решения признана ненадлежащим документом, как исходящая не от организации-работодателя. Решение ГКУ ЦЗН адрес является незаконным и нарушает права ФИО1 на оказание государственной услуги содействия в трудоустройстве и получение социальных выплат (пособия по безработице), т.к. необоснованно ухудшает права ранее трудившегося гражданина, лишая ее возможности получить гарантированную государством (ст. ст. 7,39 Конституции РФ) социальную защиту вследствие событий, от гражданина не зависящих (ликвидация юридического лица). Законом не установлено исключительной компетенции организации-работодателя на выдачу справок о средней заработной плате за последние три месяца, поэтому справка, выданная отделом по делам архивов адрес, являются документом, подтверждающим факт трудовой деятельности и размер заработной платы работников в ликвидированной организации. Предоставление заявителем справки, выданной именно организацией-работодателем невозможно, что не должно нарушать прав гражданина. Кроме того, в соответствии с положениями ч.1 и 2 ст. 30 Закона «О занятости населения в РФ» ФИО1, как стремящийся возобновить трудовую деятельность после длительного, более одного года перерыва, вправе претендовать лишь на минимальный размер пособия по безработице (1020рублей в месяц), вне зависимости от размера заработной платы за последние 3 месяца работы в 2004г., заявителю нужно лишь подтвердить факт осуществления официальной трудовой деятельности, что и было сделано путем предоставления архивной справки о средней заработной плате по последнему месту работы и трудовой книжки. Несмотря на отсутствие в справке сведений о количестве дней, подлежащих отработке, это не препятствует назначению и выплате пособия по безработице в минимальном размере. В результате незаконного решения ЦЗН нарушены социальные права ФИО1, в связи с чем прокурор района обратился в суд для защиты ее прав.
 

    Соистец ФИО1 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, суду пояснила, что в 2004 году работала в Улетовском коопзверопромхозе на сезонных работах. После чего встала на учет как безработная в Центре занятости, представив справку о средней заработной плате от организации, после чего каждый год стояла на учете в Центре занятости. Потом организация была ликвидирована, и в 2014 г. она обратилась в Центр занятости, представив справку из архива, но ей было отказано в постановке на учет, т.к. справка была признана недействительной.
 

    Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии с п. 1 ст. 12 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» бесплатное содействие гражданам в подборе подходящей работы и трудоустройстве оказывается всем обратившимся в центры занятости независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от того, были ли представлены ими документы предусмотренные законом - паспорт, трудовая книжка или документы, их заменяющие, документы, удостоверяющие его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности) -паспорта и документа об образовании в полном объеме. Но право на получение пособия по безработице имеют только гражданине, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы и признанные безработными. В соответствии с Законом " О занятости населения в РФ" справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы является обязательным документом для признания гражданина безработным, а также для регистрации лица в целях поиска подходящей работы. Для регистрации ФИО1 в целях поиска подходящей работы необходимо, чтобы она представила полный пакет документов, предусмотренный законом, таким образом, ФИО1 предоставление справки о среднем заработке за последние три месяца для признания ее безработной является обязательным. Архивная справка, представленная ФИО1, не отвечает требованиям, установленным Постановлением Минтруда от ДД.ММ.ГГГГ № 62. Кроме того, закон не предусматривает возможности замены справки о среднем заработке иным документом, в том числе и архивной справкой, поэтому предоставление архивной справки вместо справки о среднем заработке не свидетельствует о том, что при обращении в центр занятости населения был представлен полный пакет документов необходимых для регистрации в качестве безработной. Граждан, представляющих архивную справку, возможно поставить на учет только в качестве ищущих работу. Отсутствие в архивной справке данных о среднемесячной заработной плате за последние три месяца не может повлиять на размер пособия, но влияет на определение подходящей работы, т.к. если заработок согласно указанной справки превышает прожиточный минимум, то гражданин не может использоваться на общественных работах, если заработок ниже прожиточного минимума, то возможно направление гражданина на общественные работы. Поэтому решение ГКУ ЦЗН в отказе ФИО1 в признании ее безработным и назначении ей пособия по безработице является законным.
 

    Материалами дела установлено, что ФИО1 с 2004 года не работает, в июле 2014 г. обратилась в Центр занятости населения для регистрации ее в качестве безработного, предоставив архивную справку о средней месячной заработной плате за последние 3 месяца, так как предприятие потребительский кооператив «Потребительское общество «Улетовский коопзверопромхоз», где она работала, ликвидировано. В постановке на учет в качестве безработной ФИО1 было отказано по причине отсутствия справки о средней месячной заработной плате за последние 3 месяца, в связи с чем, защищая ее интересы, прокурор обратился в суд с обжалованием решения Центра занятости населения.
 

    Согласно п.1, 2 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в РФ" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее одиннадцати дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При этом справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице (п. 1 ст. 30 Закона "О занятости населения в РФ"). В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона "О занятости населения в РФ" пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва и т.д. устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, т.е. отсутствие оспариваемой справки не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного.
 

    Отсутствие справки о среднемесячном заработке за последние три месяца не препятствует постановке ФИО1 на учет в качестве безработной, поскольку указанная справка требуется для расчета размера пособия по безработице, а ФИО1 размер пособия устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице в соответствии с п. 2 ст. 30 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 (ред. от 23.02.2013) "О занятости населения в Российской Федерации". ФИО1 не может предоставить ответчику справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы по независящим от нее обстоятельствам, в связи с ликвидацией предприятия, где она осуществляла трудовую деятельность, поэтому ею была предоставлена архивная справка, в которой указана заработная плата за последние три месяца по последнему месту работу. При этом необходимо учитывать, что ранее она периодически состояла на учете в качестве безработной, пособие по безработице ей назначалось, и до 2014 года организации службы занятости признавали ее безработной, принимая во внимание архивную справку о заработке за 2004 год.
 

    Суд, выслушав стороны, изучив представленные доказательства, оценивая их в совокупности, полагает, что права ФИО1., как гражданина, нуждающегося в трудоустройстве, не могут быть нарушены по формальным основаниям, а отказ ГКУ "Центр занятости населения» адрес в признании ФИО1 безработной и выплате ей пособия по безработице нарушает ее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивает государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, согласующихся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации, поэтому решение директора ГКУ Центра занятости населения адрес об отказе в признании ФИО1 безработной и назначении ей пособия по безработице, является незаконным, исковые требования прокурором заявлены законно, обоснованы, доказаны, и подлежат удовлетворению в полном объеме.
 

    Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст.194,196,197 ГПК РФ суд,
 

р е ш и л :
 

    Иск прокурора адрес Забайкальского края в защиту интересов ФИО1 к ГКУ Центр занятости населения адрес об оспаривании решения ГКУ ЦЗН адрес удовлетворить.
 

    Признать решение директора ГКУ Центра занятости населения адрес от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании ФИО1 безработной и назначении ей пособия по безработице незаконным.
 

    Обязать ГКУ Центр занятости населения адрес устранить допущенное нарушение закона путем признания ФИО1 безработной и назначения ей пособия по безработице с момента обращения ДД.ММ.ГГГГ.
 

    Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течении одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Улетовский районный суд.
 

    Судья                     О.Н. Кривошеева
 

    КОПИЯ ВЕРНА
 

    данные изъяты