Дело №
 

РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    с. Альменево 9 сентября 2014 года
 

    Альменевский районный суд Курганской области в составе:
 

    председательствующего судьи Хабирова Р.Н.,
 

    при секретаре Аюповой С.М.,
 

    с участием истца Алексеевой А.Ф.,
 

    представителя ответчика – ГУ-Отдел Пенсионного фонда РФ в Альменевском районе Курганской области Мугинова Д.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Альменево Альменевского района Курганской области гражданское дело по иску Алексеевой А.Ф. к Государственному учреждению – Отдел Пенсионного фонда РФ в Альменевском районе Курганской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    В суд обратилась Алексеева А.Ф. с исковым заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ-ОПФ в Альменевском районе с заявлением о назначении в досрочной пенсии по старости. После рассмотрения ее заявления ей была назначена пенсия и произведена выплата пенсии за июнь и июль 2014 года. Однако ответчиком решением от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у нее требуемого стажа – 25 лет сельской местности. Согласно протоколу заседания по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав и граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия ГУ – Отдел ПФР в Альменевском районе Курганской области период с 28.08.1991 по 19.06.1993гг. (отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком) засчитала в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в календарном исчислении. По ее мнению спорный период подлежит льготному исчислению – как 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Решением ГУ – ОПФ РФ в Альменевском районе определены периоды нахождения в отпусках по беременности и родам на основании ст. 165 КЗоТ РСФСР и представленных документах: с 28 августа 1991 года по 19 июня 1993 года. Факт нахождения в отпусках по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, также подтверждается свидетельствами о рождении ФИО 1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ссылаясь на изложенное, просила суд, признать решение Государственного учреждения – Отдела Пенсионного фонда РФ в Альменевском районе Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным части исчисления периода с 28.08.1991 по 19.06.1993гг. (отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком) в календарном исчислении незаконным; зачесть указанный период с 28.08.1991 по 19.06.1993гг. в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости в льготном исчислении как один год работы за 1 год и три месяца; назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с момента обращения – ДД.ММ.ГГГГ просила взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
 

    В судебном заседании истец Алексеева А.Ф. исковые требования поддержала, пояснив, что после обращения к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, ответчик ей первоначально назначил пенсию, которую она уже получала, однако затем ответчик спорный период (с 28.08.1991 по 19.06.1993г. - отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком) засчитал в календарном исчислении и из-за недостаточности специального стажа отказал в назначении пенсии. Просила удовлетворить иск по указанным в иске доводам и основаниям, обязать ответчика зачесть спорный период в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца, взыскать судебные расходы в сумме <данные изъяты>
 

    Представитель ответчика ГУ – Отдел ПФ РФ в Альменевском районе Курганской области Мугинов Д.А. в суде пояснил, что Отдел Пенсионного фонда РФ в Альменевском районе Курганской области полностью не признаёт исковые требования Алексеевой А.Ф. в связи с тем, что по мнению ГУ-Отдел ПФ РФ в Альменевском районе спорный период подлежит календарному исчислению.
 

    Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Алексеевой А.Ф. подлежат удовлетворению.
 

    Согласно решению отдела Пенсионного фонда РФ в Альменевском районе Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ года № Алексеевой А.Ф. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы; указано о наличии у Алексеевой А.Ф. специального стажа 24 года 10 месяцев 22 дня.
 

    Из трудовой книжки истца следует, что она с 5.03.1990г. до 21.06.1993г. работала фельдшером.
 

    Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решением комиссии период Алексеевой А.Ф. с 5.03.1990г. по 27.08.1991г. засчитан в льготном исчислении (год работы за 1 год и 3 месяца), а период с 28.08.1991г. по 19.06.1993г. (отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком) засчитан в календарном исчислении.
 

    Разрешая исковые требования, суд исходит из того, что ответчиком фактически признан тот факт, что работа Алексеевой А.Ф. в должности фельдшера (с которой она затем ушла в отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком – всего с 28.08.1991г. по 19.06.1993г.) подлежит включению в специальный стаж. При этом спорный период, согласно позиции ответчика, подлежит исчислению не в льготном, а в календарном исчислении.
 

    Суд находит обоснованными доводы истца о том, что период с 28.08.1991г. по 19.06.1993г. (отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком) подлежит учету в льготном исчислении.
 

    Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.
 

    В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями Конституции РФ. Изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, чтобы законные ожидания граждан о реализации приобретенных ими на основе действующего законодательства прав были действительно реализованы.
 

    Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
 

    До вступления в силу Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», пенсионные вопросы регулировались Законом СССР "О государственных пенсиях" от 14.07.1956г.
 

    Как было указано, конвертация приобретенных до 01.01.2002 пенсионных прав застрахованных лиц, указанных в подп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрена п. 5 ст. 30 данного Федерального закона, поэтому к спорным правоотношениям подлежит применению закон, действовавший на момент возникновения данных правоотношений.
 

    В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
 

    Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
 

    При этом, поскольку все периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 6 октября 1992 г., включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы, то спорный период (с 28.08.1991г. по 19.06.1993 года.) подлежит учету на льготных условиях и в льготном размере – как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
 

    Как было установлено ГУ-ОПФ РФ в Альменевском районе, а также согласно данным о страховом стаже, на дату обращения истицы за назначением пенсии (23.06.2014г.) её специальный стаж с учетом спорного периода в льготном исчислении составлял более 25 лет.
 

    Согласно ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, следующим лицам: (…) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (п.п. 20 п. 1).
 

    Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 данной статьи (который к ситуации истицы не применим), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Согласно ч. 2 ст. 19 данного Закона, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В связи с этим досрочная пенсия по старости должна быть назначена Алексеевой А.Ф. с 23.06.2014г. – со дня её обращения в Отдел ПФ РФ в Альменевском районе.
 

    Таким образом, исковые требования Алексеевой А.Ф. о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с 23.06.2014г. являются законными и обоснованными.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
 

    Истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты>, о чём свидетельствует соответствующая квитанция.
 

    В связи с тем, что исковые требования удовлетворены судом полностью, суд считает, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
 

    В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л :
 

    1. Исковые требования Алексеевой А...Ф... к ГУ – Отдел Пенсионного фонда РФ в Альменевском районе Курганской области удовлетворить.
 

    2. Признать незаконным решение ГУ-Отдел Пенсионного фонда РФ в Альменевском районе Курганской области об отказе Алексеевой А.Ф. в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязать Государственное учреждение – Отдел Пенсионного фонда РФ в Альменевском районе Курганской области зачесть в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца Алексеевой А...Ф... в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности следующий период: с 28.08.1991г. по 19.06.1993 года.
 

    Обязать ГУ-Отдел Пенсионного фонда РФ в Альменевском районе Курганской области назначить Алексеевой А...Ф... досрочную трудовую пенсию по старости с 23.06.2014 года.
 

    3. Взыскать с Государственного учреждения – Отдел Пенсионного фонда РФ в Альменевском районе Курганской области в пользу Алексеевой А...Ф... судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в сумме <данные изъяты>
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
 

    Мотивированное решение изготовлено 12.09.2014г.
 

Судья Хабиров Р.Н.