П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 

с.Б.Болдино                                                                  02 октября 2014 года
 

    Судья Большеболдинского районного суда Нижегородской области Локтева С.Н.
 

    при секретаре Туршатовой Т.В.
 

    с участием представителяГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ» Ильина А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении ГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ
 

УСТАНОВИЛ:
 

           В Большеболдинский районный суд Нижегородской области поступил протокол об административном правонарушении в отношении ГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ» о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ с мотивировкой нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами при осуществлении медицинской деятельности: пункта 1 статьи 37 ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», подпунктом «а» пункта 5, пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, выразившиеся в осуществлении медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований в части несоблюдения порядков оказания медицинской помощи ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8.
 

             Согласно протоколу выявлены нарушения: пунктов 19, 20, 23, 24 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения при оказании медицинской помощи ФИО9: не выполнен забор крови по АЧТВ и МНО, не выполнена электрокардиография, не направлен в палату реанимации и интенсивной терапии;
 

    пунктов 19 и 23 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения при оказании медицинской помощи ФИО10: не выполнен забор крови по АЧТВ, а по МНО произведен <дата>, электрокардиография произведена <дата>;
 

    пунктов 19 и 29 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения при оказании медицинской помощи ФИО11: не выполнен забор крови по АЧТВ и мониторинг неврологического статуса проводился реже 1 раза в 4 часа;
 

    пунктов 19, 21 и 29 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения при оказании медицинской помощи ФИО12: не выполнен забор крови по АЧТВ и мониторинг неврологического статуса проводился реже 1 раза в 4 часа, не был направлен на компьютерную томографию и (или) МРТ;
 

    пунктов 19, 21 и 29 Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения при оказании медицинской помощи ФИО13: не выполнен забор крови по АЧТВ, не был направлен на компьютерную томографию и (или) МРТ, мониторинг неврологического статуса проводился реже 1 раза в 4 часа.
 

              Из текста протокола следует, что ГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ» не соблюдены лицензионные требования при оказании медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения     ФИО9, ФИО10, ФИО11,ФИО12 и ФИО13 в нарушение подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности,утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 291, которые в соответствии с п.6 указанного Положения относятся к грубым нарушениям лицензионных требований и в соответствии с частью 3статьи 19.20 КоАП РФ влекут административную ответственность.
 

             В судебном заседании представитель ГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ» Ильин А.Г. вину в совершении ГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ» административного правонарушения не признал и сообщил, что медицинская помощь ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 ГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ» не оказывалась, и указанные больные на лечение в больницу не поступали.
 

          Представитель ЦРБ в обоснование своей позиции сообщил, что больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения ФИО9, ФИО13, ФИО10, ФИО11 и ФИО12 при поступлении в больницу была оказана необходимая медицинская помощь в соответствии с установленными требованиями в соответствии с приказами Минздрава России от 15 ноября 2012 года № 928н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения» и Минздрава Нижегородской области от 08 июля 2013 года № 1475 (в редакции от 30 декабря 2013 года) «Об организации оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения на территории Нижегородской области».        
 

          При этом представитель ЦРБ сослался на то, что в соответствии с Правилами лечение больных проводится в соответствии с уровнем лечебного учреждения. В больнице не имеется специального отделения для лечения больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения, такое отделение находится в Починковской ЦРБ, но направить больных они в спецстационар не могли в связи с отсутствием мест в указанном отделении, кроме того, трое из указанных пациентов находились в коме, и поэтому не могли быть транспортированы в спецотделение по состоянию здоровья, а также в связи с отсутствием в лечебном учреждении транспортного средства, оборудованного для транспортировки указанных больных с учетом состояния больных.
 

           Представитель ЦРБ сослался также на то, что при оказании помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения ФИО9, ФИО13, ФИО10, ФИО11 и ФИО12 были соблюдены все необходимые требования, предусмотренные для оказании помощи таким больным в больницах уровня ЦРБ, а указанные в протоколе сведения о необходимости проведения ряда медицинских мероприятий     предусмотрены для специальных отделений для лечения больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения. При оказании больным лицензионные требования ЦРБ не были нарушены, а лечение соответствовало установленным требованиям, что подтверждено актами экспертиз качества оказания медицинской помощи в отношении всех указанных больных.
 

         Представитель ЦРБ пояснил, что больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения ФИО9,ФИО13, ФИО10, ФИО11 и ФИО12 при поступлении в больницу была оказана необходимая медицинская помощь в соответствии с требованиями, установленными для больниц уровня ГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ».
 

        При этом представитель сослался на то, что в ЦРБ не имеется специального отделения для лечения больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения, такое отделение находится в Починковской ЦРБ, но направить больных они в спецстационар не могли в связи с отсутствием свободных мест в этом отделении, а также в связи с тем, что трое из указанных пациентов находились в коме и не могли быть транспортированы в спецотделение по состоянию здоровья, и, кроме того, в связи с отсутствием в лечебном учреждении транспортного средства, оборудованного для транспортировки больных. В больнице отсутствуют томографы для проведения КТ и МРТ, забор крови по АЧТВ в больнице не предусмотрен и не производится, и реактивов для проведения исследования не имеется.
 

          По мнению представителя ЦРБ факт оказания медицинской помощи надлежащего качества подтверждено актами экспертизы качества медицинской помощи.
 

           Заслушав представителя ГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ», изучив представленные документы, суд приходит к следующему выводу.
 

          Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, который должен соответствовать требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
 

           Из протокола об административном правонарушении от <дата> следует, что ГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ» нарушены обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами при осуществлении медицинской деятельности: пункт 1 статьи 37 ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», подпункт «а» пункта 5, пункт 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, Порядок оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения, выразившиеся в осуществлении медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований в части несоблюдения порядков оказания медицинской помощи ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, не соблюдены лицензионные требования при оказании медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения     ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 и ФИО13 в нарушение подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 291, которые в соответствии с п.6 указанного Положения относятся к грубым нарушениям лицензионных требований и в соответствии с частью 3статьи 19.20 КоАП РФ влекут административную ответственность.
 

           В соответствии с актом проверки министерства здравоохранения Нижегородской области от <дата> устанавливается, что в соответствии с приказом № от <дата> министра здравоохранения <адрес> проведена документальная проверка в отношении ГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ».
 

         В акте проверки от <дата> отражены нарушения при оказании медицинской помощи в ГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ», указанные в протоколе об административном правонарушении.
 

           В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
 

           В силу части 2 указанной статьи закона порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а в соответствии с частью 3 этого закона порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:
 

    1) этапы оказания медицинской помощи;
 

    2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
 

    3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
 

    4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
 

    5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.       
 

        Согласно акта плановой медико-экономической экспертизы от <дата> указанные в протоколе нарушения при оказании медицинской помощи ФИО12 в виде не выполнения забора крови по АЧТВ и проведения мониторинга неврологического статуса реже 1 раза в 4 часа, отсутствие направления на компьютерную томографию и (или) МРТ не выявлены.
 

          По акту экспертизы качества медицинской помощи от <дата> установлено, что при оказании медицинской помощи ФИО12 нарушения объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию не имеется.
 

         Согласно экспертного заключения (протокол оценки качества медицинской помощи) ФИО12 оказана медицинская помощь надлежащего качества.
 

        Такие же выводы об отсутствии нарушения объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и об оказании медицинской помощь надлежащего качества сделаны в актах экспертизы качества медицинской помощи и в актах плановых медико-экономических экспертиз и экспертных заключениях (протоколах оценки качества медицинской помощи) в отношении и остальных больныхФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО13.
 

            Таким образом, в судебном заседании доводы представителя ЦРБ Ильина А.Г. об оказании необходимой медицинской помощибольным с острыми нарушениями мозгового кровообращения ФИО9, ФИО13, ФИО10, ФИО11 и ФИО12 в соответствии с установленными требованиями нашли подтверждение, а с грубым нарушением лицензионных требований при оказании этой помощи судом не установлено.
 

           В отношении ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 никаих доказательств о лечении их в Большеболдинской ЦРБ не представлено, а, следовательно, отсутствуют основания для обвинения больницы в грубым нарушением лицензионных требований в части несоблюдения порядков оказания медицинской помощи этим больным.
 

         В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.         
 

           Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, который должен соответствовать требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
 

           Из материалов административного дела следует, что <дата> на основании части 3 статьи 28.3 КоАП РФ главным специалистом отдела лицензирования по правовой и кадровой работе министерства здравоохранения Нижегородской области О.В. Косаревой составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ в отношении ГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ».             
 

          В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ протокол является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем, административным законодательством подробно регламентирована процедура его составления.
 

          При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ в качестве доказательства, если не соблюден процессуальный порядок получения доказательства, поскольку в этом случае он является недопустимым доказательством.
 

          В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки соблюдения лицензионных требований при оказании медицинской помощи.
 

            В соответствии с частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим.
 

           Протокол об административном правонарушении в отношении ГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ» не подписан лицом, его составившим.
 

            По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором при описании события правонарушения с указанием юридически значимых обстоятельств формулируется предъявленное обвинение лицу, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении.
 

            Поскольку составление протокола об административном правонарушении произведено с нарушением процессуальных требований, установленных статьей 28.2 КоАП РФ, суд находит, что данное нарушение носит существенный характер и в этой связи данный протокол не может являться доказательством совершения правонарушения ЦРБ.        
 

          Отсутствие подписи должностного лица в протоколе лишает указанный протокол статуса процессуального документа и допустимого доказательства, что препятствует рассмотрению дела по существу.
 

              Поэтому суд признает протокола об административном правонарушении в отношении ГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ» недопустимым доказательством.
 

             Исследованные при рассмотрении материалов дела документы в совокупности свидетельствуют об отсутствии доказательств, неопровержимо доказывающих факт совершения ГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ» административного правонарушения, предусмотренного статье 19.20 КоАП РФ.
 

               В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
 

           В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.
 

            Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
 

           В силупункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающими производство по делу об административном правонарушении, являетсяотсутствие события административного правонарушения, а производство по делу об административном правонарушении в этом случае не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
 

           С учетом указанных требований законодательства судья полагает, что производство по делу по обвинению ГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статье 19.20 КоАП РФ подлежит прекращению за отсутствием событияадминистративного правонарушения.
 

            На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 части 1 статьи 29.9, статьей 29.10, пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ судья
 

ПОСТАНОВИЛ:
 

    Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.20 КоАП РФ в отношении ГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ» производством прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
 

    Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда через Большеболдинский районный суд в десятидневный срок со дня вручения или получения копии постановления.
 

 

                         Судья                                          С.Н.Локтева